«В Украине сегодня жизнь – это сирены, бомбардировки, противовоздушная оборона, мобилизация, перебои с электричеством, разрушенные дома»

Интервью с председателем Национального конгресса украинцев Молдовы, генеральным директором Центра помощи беженцам из Украины Дмитрием Лекарцевым

Дмитрий Лекарцев родился в Республике Молдова, но всегда сохранял уважение к своим истокам, языку, культуре и истории Украины. Утром 24 февраля 2022 года я позвонила ему и спросила его мнение по поводу одной новости – началась война. Дмитрий сказал нам: «Звонят родственники, друзья, знакомые или просто граждане Украины, которые интересуются возможностями эвакуации в Республику Молдова. Мы говорим им делать все возможное, чтобы не оказаться в районах, где происходят вооруженные нападения. Параллельно этому мы обсуждаем с Правительством Республики Молдова возможности эвакуации людей из Украины».

Тогда же Лекарцев сообщил нам, что «большинство беженцев прибудет в соседние с Украиной страны, так что Республика Молдова, Польша и Румыния должны быть готовыми их принять». Обо всем, что последовало после 24 февраля 2022 года, мы говорили в эти дни, когда исполняется год с начала войны.

  • 2001-2005 – Факультет международных отношений (ISPRI)
  • 2013-2015 – магистратура в экономике
  • 2021 – участник программ по стажировке и обмену опытом в США

Прошел год войны, каким был этот год для Вас, проживающего в Республике Молдова этнического украинца, занятого в этот период поддержкой беженцев, спасающихся от войны?

— Для большинства украинцев, как и для меня, прошедший год был самым сложным, самым насыщенным печальными событиями, наиболее непредсказуемым. В моем случае могу сказать, что этот год стал вызовом с самого начала войны, когда Украина доказала всему миру, что сражается не только за свою независимость, но и за нашу независимость, тех, кто живет здесь, в Республике Молдова. Мы не могли не проявить участие. Обычно говорят, что формирование современного общества в Украине началось в 2013-2014 годы, с Революции Достоинства, с Евромайдана, но в 2022 году Украина продемонстрировала всему миру, что ее нельзя денационализировать, убить, стереть с лица земли, как того желает кто-то извне. Я решил оказать прямую помощь Республике Молдова и Украине в связи с большим потоком беженцев, жертв этой войны. Мы сформировали сильную команду из этнических украинцев. Вообще-то любой мог присоединиться к нашему движению, чтобы протянуть руку помощи. Прошел год, и я горжусь деятельностью нашей команды, оказавшей помощь почти 30 тысячам человек. День за днем, мгновение за мгновением мы наблюдали, как героически украинцы сопротивляются российским зверствам.

Что для Ваших соотечественников значит быть украинцем в этот период?

— Быть украинцем – значит защищать себя, а также окружающий мир от российского террора. Да, мы не хотели и не стремились оказаться в этой роли, но тем, кому не нравится то, что я говорю, пришло время осознать, что если Украина падет, то их мир, их комфорт тоже будет разрушен. Мы уже год ведем жестокую войну и никто не сможет убедить нас заняться «бизнесом», закрывая глаза на все, что произошло в Буче, Ирпене или Мариуполе. Такой бизнес просто не пройдет. Моя задача здесь, в Республике Молдова, заключалась в том, чтобы укрепить усилия украинской общины, создать стойкую команду, которая пришла бы на помощь украинцам. В то же время мы задались целью, чтобы и Республика Молдова справилась с кризисом беженцев. За 11 месяцев нам удалось адекватно отреагировать на этот кризис, наладить контакты с более чем 30-ю партнерами и помочь более чем 30 000 украинцев. Ни я, ни моя команда не можем позволить себе уставать, жаловаться на трудности или сойти с дистанции, потому что мы в ответе за каждого, кто сюда попадает, за каждого человека, который выжил в этой войне и нуждается в помощи.

Нам удалось отправить партии лекарств в 10 городов, начиная с Северодонецка, Николаева и заканчивая Львовом и Киевом

За это время Вам удалось попасть в Украину?

— Да, во время войны я несколько раз ездил в Украину. Буквально на прошлой неделе вернулся из Киева. Помню поездку накануне праздника Николая Чудотворца, когда отправил в Николаев несколько грузовиков с лекарствами. Тогда я увидел полностью разрушенный русскими солдатами город, у меня были встречи с главой Николаевской военной администрации, с главным врачом госпиталя, куда мы передали нашу гуманитарную помощь, и где лечат раненых, а также мирных жителей. В этот военный год Национальному конгрессу украинцев в Молдове при поддержке партнеров, а также при помощи здешних граждан удалось отправить партии лекарств в 10 городов Украины, начиная с Северодонецка, Николаева и заканчивая Львовом и Киевом. Поскольку ни у кого из нас не было опыта отправки гуманитарной помощи, мы все отрабатывали на лету. Это удалось, ведь мы знали, что в Украине большая потребность в медикаментах, потому что много раненых, жертв взрывов. Была и еще есть потребность в генераторах, теплых вещах, продуктах питания.

Как там живется? Что не могут зафиксировать и показать нам видеокамеры?

— Я думаю, что никакая видеокамера не способна передать непобедимый дух украинцев. В Украине сегодня жизнь – это сирены, бомбардировки, ПВО, мобилизация, перебои с электричеством, разрушенные дома… В каждой семье есть своя трагедия. Я узнал эпизоды, которые невозможно выразить словами, нельзя передать сообщениями или фотоснимками. Непобедимость спасительна. Люди верят, что победят, и так оно и будет. Это вдохновляет их не сдаваться, продолжать борьбу.

Что Вас больше всего шокирует?

— Я не понимаю, как это можно, чтобы в 21 веке человек с явными нарушениями, после того, как сумел вызвать хаос и нищету в своей стране, где 140 миллионов человек остались без будущего, решил напасть на соседнюю страну, сея смерть, разрушения, страх, отчаяние. Крайне настораживает отсутствие реакции российского общества, ведь ответственность за эту войну несут не только те, кто развязал конфликт, но и те, кто молчаливо поддержал войну или даже прививал обществу мысль о том, что эта война якобы была «необходимостью». Рано или поздно им всем придется отвечать. Украина победит и, как следствие, произойдут «тектонические сдвиги» по всему спектру глобальной безопасности. Не следовало бы быть такому большому числу ностальгиков по своей былой молодости, по тогдашнему мороженому «Пломбир». Им бы не следовало больше прославлять «русский мир» и представлять действительность так, какой её видят они, а не такой, какая она есть на самом деле. Этот искаженный взгляд – опасный сигнал. Мы все видели, что недавно произошло в Краматорске. Россия, проиграв сражения, принялась разрушать жилые дома и убивать мирных людей баллистическими ракетами. Это называется геноцидом. Кстати, для меня начало этой войны было очевидным. Я не знал точно, когда именно это произойдет и в какой форме, но понимал, что это предсказуемо. За этот год Украина заставила мировое сообщество пробудиться, а сегодня поражение Российской Федерации неизбежно. После войны мы ожидаем тектонических изменений во всей архитектуре глобальной безопасности. Это мощный сигнал для всех тех, кто до сих пор ностальгирует по прошлому режиму. Я бы сказал всем и каждому по отдельности, что «русский мир» – это нищета, разруха, изоляция, это жизнь в подвале, с целлофановым пакетом на голове, со связанными за спиной руками, выстрелом в затылок и жестокая смерть.

В этом году мы узнали, что мы из рода добрых самаритян!

Республику Молдова ценят за то, как она справляется с кризисом беженцев из Украины. Однако в этом процессе есть проблемы. Какие самые сложные и как их решают?

— Маленькая страна, но с большим сердцем. Так сейчас в мире называют Республику Молдова. Я родился здесь и всегда знал, что Молдова – многонациональная страна. В этом году мы установили, что происходим из рода добрых самаритян! Гражданам есть чем гордиться. То, как приняли здесь украинских беженцев, навсегда войдет в учебники истории. Республика Молдова и ее жители поступили неординарно, приняв, поддержав и помогая украинским беженцам. Все мы знаем, что ни Молдова, ни европейские страны не были готовы к кризису такого масштаба. Однако небольшой стране в разгар энергетического кризиса, располагающей ограниченными ресурсами, при поддержке международных и местных организаций, удалось принять более полумиллиона украинцев, предоставить им кров, защиту и поддержку. Некоторое время назад у меня была возможность встретиться с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев Филиппо Гранди. Неожиданно для нас официальный представитель отметил, что Республика Молдова приведена в качестве примера для других стран в контексте реагирования на кризис беженцев. Их проблемы просты, их легко понять. Эти проблемы требуют комплексных системных решений. В последнее время введен статус временной защиты беженцев, который обеспечивает соответствующую правовую базу для регулирования отношений между государством и лицами, перемещенными из-за войны. Этот статус необходим, так как проблемы социального жилья, вопросы доступа к ресурсам, проблемы интеграции остаются чрезвычайно сложными. Они решаются постепенно международными организациями, центральной и местной администрацией, самими беженцами, которые участвуют в процессе принятия решений. Мы уверены, что если, будучи совершенно неподготовленными, мы пережили первую волну, то и впредь выдержим любые другие вызовы.

Известны ли Вам случаи торговли людьми, трудовой эксплуатации или других злоупотреблений, совершенных здесь в отношении беженцев из Украины?

— Лично я не был свидетелем каких-либо случаев торговли людьми или трудовой эксплуатации в контексте кризиса беженцев. Мы знаем от наших партнеров, что были попытки торговли людьми в пунктах пересечения границы. Эти случаи были раскрыты и переданы в компетентные органы для расследования. Важно, чтобы все, кто отправляется в путь, заранее проверяли информацию об организациях, занимающихся процессом эвакуации, перевозки. Избегайте садиться в машины с незнакомыми людьми, не принимайте сомнительных предложений работы в Европе. Относитесь к любому такому предложению с предельной осторожностью.

Что означает статус временной защиты, недавно предоставленный правительством беженцам из Украины?

— Статус временной защиты, предоставленный принятием Постановления Правительства Республики Молдова от 18 января, это, прежде всего, открытая возможность для тех, кто решил остаться в Республике Молдова с целью получения стабильности и лучшего доступа к услугам. Статус временной защиты – это особый правовой статус, предоставляемый украинцам и лицам без гражданства, которые были вынуждены покинуть Украину из-за войны. С момента принятия этого решения в Республике Молдова больше не смогут находиться люди, которые не хотят регистрироваться, поселиться здесь. Правила, работавшие весь период с начала войны, постепенно теряют свою актуальность. С 1 марта всем придется задуматься, на каких условиях они хотят находиться в Республике Молдова. Многим не нравятся новые условия, но именно так во всем мире устроены отношения между беженцами и принимающими государствами. Статус временной защиты отличается от вида на жительство или статуса беженца тем, что временная защита предоставляется сроком на один год и предполагает несколько вариантов. Этот статус предусматривает право оставаться в Республике Молдова на законных основаниях, трудоустроиться в упрощенном порядке в течение одного года, получать образование с полными правами обучения для детей Украины в школах Республики Молдова, иметь доступ к основным медицинским услугам, к финансовой помощи. Интерес к этой теме возрастает, и мы просим наших партнеров, в том числе Генеральную инспекцию по миграции, начать более быструю информационную кампанию для населения.

Беженцы не имеют привилегий, имеют только законные права

Какие преимущества здесь имеют беженцы из Украины?

— Граждане Украины в Республике Молдова не имеют преимуществ, у них есть основные права и минимальные условия проживания, которые предусмотрены решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям, а в дальнейшем им будет обеспечен статус временной защиты. Любой гражданин Украины, прибывающий в Республику Молдова, имеет право позвонить на горячую линию для беженцев, чтобы его устроили в центре временного размещения, где он будет получать питание, финансовую помощь от УВКБ ООН. Украинцы могут получить бесплатную неотложную медицинскую помощь – могут вызвать скорую помощь, могут обратиться к семейному врачу. Украинцы могут работать, открывать счета в банках, отправлять детей в школу. Словом, здесь они могут вести нормальную жизнь. Также существует множество организаций, оказывающих гуманитарную помощь – продовольственную, а также другие виды помощи: психологическую, юридическую, помощь в интеграции. Существует также и портал, который называется dopomoga.gov.md, где можно узнать обо всех видах предоставляемой помощи. У них нет привилегий, у них есть законные права

Россия заявляет, что не прекратит сражения. Как обстоят дела с потоком беженцев в нынешних условиях?

— С 24 февраля 2022 года в Республику Молдова прибыло более 600 тысяч украинских беженцев. Конечно, есть существенная разница между суточным потоком людей, зафиксированным в начале войны, и сейчас. В конце февраля, в марте, апреле 2022 года количество прибывших было несоизмеримо выше, люди постоянно приезжали из Украины, просили помощи в эвакуации, временном размещении, а также в оказании медицинских услуг. Сейчас количество прибывающих меньше, но новые атаки со стороны России, угрозы жизни и здоровью по-прежнему вынуждают украинцев покидать свои дома и бежать из Украины.

Сколько беженцев из Украины решили остаться в Республике Молдова?

— По официальным данным, на территории Республики Молдова, с 24 февраля 2022 года остались и проживают более 102 тысяч беженцев из Украины. Это женщины, мужчины, обычно преклонных лет, дети. Все они бежали от войны, разрухи, смерти. Они искали и нашли помощь здесь, в Молдове.

Как живется в Киеве? Даже если его не бомбят, он все равно остается главной целью…

— Когда слышат сирены, люди прекрасно знают, где можно укрыться, как ни прискорбно это признавать, но люди как-то смирились с этими условиями, смирились иметь электроэнергию от генераторов, периодически сидеть в темноте, уходить в убежища. Тем не менее, им удается собрать помощь для жителей восточного региона, которые пострадали гораздо больше. Поезд Кишинев-Киев перегружен. Иногда цепляют дополнительные вагоны. Обычно на поезде едут женщины и дети. Я не понимаю, почему так много лет не ездили поезда.

Каким Вы видите окончание войны?

— Я вижу окончание войны нашей победой и ничем иным. Миллионы людей считают, что украинцы и Украина уже победили, теперь задача – дойти до конца. Украина будет защищать свою независимость, безопасность, своих людей и землю, становясь еще сильнее, добиваясь важной роли в региональной безопасности. В каждой семье есть своя трагедия. Эти трагедии нельзя простить. Не думаю, что украинцы когда-нибудь смогут простить эти зверства.

Что будет дальше? Как будут развиваться отношения между Республикой Молдова и Украиной после войны?

— Украине придется пересмотреть свои двусторонние отношения с Молдовой. В первую очередь, в послевоенном устройстве Украина будет выступать в качестве регионального лидера, и пока Российской Федерации потребуется время для внутренней реорганизации, у соседних с РФ стран появится шанс избежать ее постоянного пагубного влияния. Эта парадигма напрямую повлияет на молдавско-украинские отношения. Украина в долгу перед Молдовой, и в то же время Молдова в долгу перед Украиной за защиту от военной агрессии. Наши две страны имеют прекрасные возможности для восстановления тех экономических и культурных связей, которые Российская Федерация сознательно ослабляла на протяжении многих лет. Наши страны не только соседи, но и хорошие партнеры, поддерживающие друг друга на пути европейской интеграции. Нас ждет прекрасное будущее.

Даже в нынешних реалиях, связанных с приднестровским сепаратизмом?

— По приднестровскому вопросу ходит много спекуляций. В Украине, как и в Республике Молдова, мнение по этому вопросу единодушно – приднестровский регион – это оккупированная территория, контролируемая русскими, с марионеточным правительством, где пренебрегают правами человека. Однако эта территория принадлежит Республике Молдова. Украина сама пострадала от оккупационной интервенции Российской Федерации. Возможно, и поэтому она уважают территориальную целостность и суверенитет Республики Молдова. Было много нелепых предположений, но в Киеве не говорили и не говорят о возможном решении приднестровского конфликта военным путем. Любые подобные разговоры – это мифы российской пропаганды.

Если бы Вы снимали фильм или писали книгу об этом годе войны, каким было бы его/ее содержание?

— Наверное, я бы показал судьбы людей, бежавших от войны, я бы раскрыл души людей, принявших их у себя. Я бы рассказал о трагическом случае с женщиной, которая умерла сразу же по прибытии в Молдову, а направлялась она к родственникам в Европу. Я бы привел свидетельства тех, кто говорит, что во Второй мировой войне такого геноцида не было. Я бы рассказал об особых отношениях, которые сложились между украинскими беженцами и принимающими их людьми из Республики Молдова. Я бы рассказал о каждом из более чем 100 детей, родившихся за это время в Республике Молдова. Я бы показал историю этих народов, не сломленных войной и страданиями.

Спасибо за этот диалог.

Интервью провела Анета ГРОСУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000