Маленькие шаги на пути к статусу. Как прошли переговоры Молдовы и непризнанной «ПМР» в Вене

Материал Hromadske

«Это театр абсурда», — говорит один из участников.
«Это прорыв, которого не было 10-15 лет», — убеждает другой.

002e27077949501f6

Участники переговоров в Вене по урегулированию приднестровского конфликта Фото OSCE / Mahmoud Ashraf

В Вене прошла первая за полтора года встреча по урегулированию приднестровского конфликта.
В июне 2016 года участники переговоров обозначили восемь пунктов, которые обязуются выполнить. С тех пор подвижек не было. Но ситуация резко изменилась за последние несколько недель.

Почему переговоры все же состоялись?

Москва и Тирасполь весь год настаивали на проведении встречи в формате 5+2. В ОБСЕ заявляли, что проводить встречу ради встречи не намерены.

5+2 – формат переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. В нем принимают участие Молдова и Приднестровье как стороны конфликта, Украина, Россия и ОБСЕ как посредники, а также США и ЕС как наблюдатели. У этих встреч нет графика, их проводят, когда есть согласие сторон.

Нынешняя состоялась благодаря тому, что Тирасполь и Кишинев договорились об открытии моста через Днестр. Мост в районе сел Гура-Быкулуй с молдавской стороны и Бычок с приднестровской был взорван еще в 1992-м году во время военного конфликта, восстановлен в начале 2000-х. Но открыли его только сейчас. Сделали это глава непризнанной республики Вадим Красносельский и премьер-министр Молдовы Павел Филлип.

Премьер-министр Молдовы Павел Филлип и глава непризнанной ПМР Вадим Красносельский на открытии моста через Днестр 18.11.2017. Фото president.gospmr.org 

В ОБСЕ считают, что открытие моста — это не только яркий символ, но полезное решение по обе стороны Днестра. «Я теперь сам езжу по этому мосту», — признался представитель ОБСЕ в Молдове Майкл Скэнлан.

Уже в предверии венских переговоров 25 ноября вице-премьер-министр Молдовы Георге Балан и глава МИД «ПМР» Виталий Игнатьев подписали договора по четырем пунктам «Берлинского протокола».

«Берлинский протокол» подписали после переговоров в 2016-м году. В нем было поставлено семь целей:

— Молдова должна признать приднестровские дипломы;

— признать приднестровские автономера как легитимные;

— восстановить телекоммуникации между берегами Днестра;

— решить экологические проблемы в бассейне реки Днестр;

— решить вопрос с уголовными делами против политиков возбужденными как с одной, так и с другой стороны. А также разрешить безопасно пересекать границу;

Переговоры по приднестровскому урегулированию в Берлине, 3 июня 2016. Фото OSCE / Liubomir Turcanu

 О чем договорились в Вене

Переговоры прошли 27-го ноября и длились до поздней ночи. Работа только над формулировками протокола заняла 8 часов.

В финальном «Венском протоколе» говорится о том, что:

— стороны до конца февраля 2018 года договорятся о возможности для авто с приднестровскими номерами выезжать за рубеж;

— в течение следующего года Кишинев и Тирасполь должны решить вопрос о беспрепятственном пересечении границы чиновниками обеих сторон;

— Кишинев и Тирасполь должны наладить телефонную связь между левым и правым берегом Днестра;

— дипломы приднестровского университета им. Шевченко должны быть признаны;

— молдавские фермеры должны получить доступ к угодьям в Дубоссарском районе (находится под контролем властей непризнанной республики).

— в Приднестровье будут работать школы на основе латиницы.

Брифинг после переговоров по приднестровскому урегулированию в Вене 28 ноября 2017. Фото Дмитрий Русанов / Громадское

Насколько важны эти договоренности?

ОБСЕ, Молдова и Приднестровье убеждают, что им удалось достигнуть невиданного прорыва. Например, проблемы с телефонной связью между левым и правым берегами Днестра существуют более 10 лет.

«До того доходило, что приходилось набирать десяток цифр, звонить через сателлит, через другие страны, чтобы к своим родственникам или друзьям дозвониться», — рассказывает вице-премьер Георге Балан в интервью Громадскому.

Стороны также высказались за «ритмичную работу» переговорного процесса. Что это означает, до конца непонятно. На итоговом брифинге прозвучал вопрос о том, не понадобится ли сторонам еще полтора года на выполнение взятых обязательств. Посол ОБСЕ Майкл Скэнлан оптимистично ответил, что вопрос с открытием моста решился быстро, поэтому есть надежда, что и другие вопросы будут решены в таком же темпе. По крайней мере, на этот раз в протоколе стоят четкие дедлайны.

Как общались представители Кишинева и Тирасполя

Публично стороны показывают, что говорят на разных языках. Иногда в прямом смысле слова.

Показательным стал момент на финальном брифинге, когда представитель Молдовы вице-премьер Георге Балан выступил на румынском языке. Глава МИД «ПМР» Виталий Игнатьев сделал замечание, отметив, что официальные языки встречи русский и английский.

Но, как рассказал Громадскому спецпредставитель Украины Виктор Крыжановский, в ходе переговоров представители Кишинева и Тирасполя шли на диалог.

«Мы наблюдали картину, когда они выходили из зала вместе и, ведя диалог, искали какие-то компромиссные решения, которые потом выносились на рассмотрение всех остальных участников переговорного процесса».

Глава МИД «ПМР» Виталий Игнатьев и вице-премьер-министр Молдовы по реинтеграции Георге Балан. Фото Дмитрий Русанов / Громадское

Кому выгодны эти договоренности?

На итоговом брифинге глава МИД «ПМР» Виталий Игнатьев поблагодарил посредников за поддержку в решении социально-экономических вопросов. Именно Приднестровье было более всего в этом заинтересовано, а ОБСЕ и другие участники переговоров пошли на встречу.

До венских решений дипломы Приднестровья не признавались, Кишинев выступал против слова «государственный» в названии тираспольского университета им. Шевченко. Машины с приднестровскими номерами также не признавали, со следующего года предполагается, что будут введены нейтральные номерные знаки.

«Взаимовыгодное решение вопросов гораздо лучше, чем поиск конфликтов и препятствий», — сказал Игнатьев.

Несомненным успехом считает результат переговоров спецпредставитель главы ОБСЕ по Приднестровью Вольф-Дитрих Хайм: «Мы видели исторический прорыв в прошедшие недели. Мы получили ситуацию win-win, когда стороны решили проблемы, о которых до этого 10-15 лет спорили», — сказал он в интервью Громадскому.

Глава ОБСЕ Себастьян Курц, спецпредставитель ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Вольф-Дитрих Хайм и представитель ОБСЕ в Молдове Майкл Скэнлан по дороге в Тирасполь, 4 февраля 2017. Фото OSCE / Liubomir Turcanu

Вице-премьер Молдовы Георге Балан заявил, что без решения этих проблем реинтеграция Приднестровья в состав Молдовы невозможна. Впрочем главный для страны вопрос – о статусе региона в составе единого государства остался в стороне.

Георге Балан убеждает, что на самом деле все решенные на переговорах вопросы имеют прямое отношение к решению главного из них.

«Маленькими шагами мы пробуем приблизить обсуждение о статусе», — сказал Балан Громадскому.

Что со статусом Приднестровья?

«ПМР» уже 25 лет – непризнанное ни одним государством мира образование. Формат «5+2» и был в свое время придуман для решения вопроса статуса. Однако за решением социально-экономических проблем, вопрос статуса оставили за рамками обсуждения.

5+2 – формат переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. В нем принимают участие Молдова и Приднестровье как стороны конфликта, Украина, Россия и ОБСЕ как посредники, а также США и ЕС как наблюдатели. У этих встреч нет графика, их проводят, когда есть согласие сторон.

Когда на финальном брифинге журналист Громадского задал вопрос о статусе Приднестровья, представители Молдовы и «ПМР» Георге Балан и Виталий Игнатьев, которые сидели по разные стороны стола, лишь синхронно улыбнулись и предпочли не отвечать. За них это сделал представитель ОБСЕ Вольф-Дитрих Хайм:

«Мы все еще имеем некоторые вопросы экономического и социального характера, которые могут реально принести положительные блага для населения… Но мы не должны забывать о том, что формат «5+2» предусматривает решение более общих проблем».

Спецпредставитель главы ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Вольф-Дитрих Хайм. Фото Дмитрий Русанов / Громадское

«В эти 25 лет, когда не удавалось достичь урегулирования, люди просто довольствовались переговорным процессом, поддерживая статус-кво, а не направляя внимание на урегулирование. Нам удалось изменить этот подход и надо это продолжить», — сказал Хайм.

В разговоре с Громадским вице-премьер Молдовы отметил, что власти страны намерены предложить Приднестровью «особый статус».

Что будет предполагать особый статус?

В ОБСЕ говорят, что речь о правовой, социальной, экономической автономии для Приднестровья в составе Республики Молдова. Но документа, в котором все было бы четко прописано, Молдова все еще не подготовила.

«Мы увидели некий прогресс, но что мы не увидели, и на что мы надеемся, это документ с видением правительства Молдовы. Документ, в котором бы впервые за эти 25 лет был бы определено, как они видят особый статус», — сказал Громадскому Вольф-Дитрих Хайм. Он уточняет, что в основе особого статуса для Приднестровья может быть статус, который имеет Гагаузская автономия в составе Молдовы. По словам Хайма, в Молдове думают в первую очередь над тем, в каких сферах давать больше автономии.

Вице-премьер Молдовы Георге Балан пояснил, что речь может идти о больших полномочиях в культурной, социальной и в экономической сферах. Но не в вопросах внешней политики. Балан заверил, что Молдова до конца года подготовит документ об особом статусе Приднестровья.

«Мы представим драфт документов нашим международным партнерам. Мы брали на себя обязательства сделать это до конца года. Начнется обсуждение особого статуса», — сказал Балан.

Он уточнил, что речь будет идти о «широкой автономии» Приднестровья.

«Мы не видим необходимости в более широких полномочиях, чем полномочия «широкой автономии». Она бы позволила сохранить и определенные культурные аспекты и одновременно развивать местный экономический потенциал. У нас такого рода опыт есть, так как существует Гагаузская автономия», — заявил Георге Балан.

Впрочем, предложения Кишинева должны будут утвердить в Тирасполе.

«Если кто-то думает, что это простой процесс — Кишинев предоставит документ и Приднестровье на это согласится, и мы выйдем на решение проблемы — это не так. Я прогнозирую, что это займет не один год. Процесс будет сложным», — отметил в разговоре с Громадским спецпредставитель Украины по приднестровскому урегулированию Виктор Крыжановский.

Этот документ может стать первым за все время конфликта, в котором Кишинев выскажет свое видение решения проблемы. До этого инициативу проявляли другие.

В 2003-м году Кремль предложил Кишиневу «меморандум Козака» (назван по имени главного инициатора замглавы Администрации Президента РФ Дмитрия Козака), план по федерализации Молдовы. А в 2005-м году статус автономии для Приднестровья предлагал президент Украины Виктор Ющенко.

Евгений САВВАТЕЕВ / Hromadske
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: Острые дискуссии на заседании ОКК: делегация Российской Федерации передумала | Ziarul de Gardă RUS

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000