«Адские санкции». Почему первый удар по России не впечатляет

Материал Громадське

Список санкций согласован, и они будут болезненными для России. Такие заявления звучали на Западе в последние месяцы наряду с анонсами вторжения Путина в Украину. И США, и Великобритания, и Германия, и ЕС действительно ввели разные санкции против России сразу после признания Путиным «Л/ДНР». Однако этот перечень не тянет на определение «адские санкции».

Видение Украины

22 февраля Путин получил разрешение Совета Федерации на использование войск в Украине и объяснил, что признал «Л/ДНР» в рамках админграниц двух областей — Донецкой и Луганской. Сразу после этого в Мариуполе собрался проукраинский митинг. Местных жителей возмутило, что Путин покушается на их город.

Депутат горсовета Мариуполя и известный местный активист Максим Бородин на митинг вышел с лозунгом на английском языке: «Тотальные санкции для всех путинских кошельков».

В этот же день Верховная Рада конституционным большинством приняла постановление с обращением к мировому сообществу. Среди пунктов есть и необходимость ввести санкции против России. Украинские депутаты призвали ввести дополнительные жесткие секторальные, финансовые и персональные санкции в отношении Российской Федерации и ее руководства. В списке упоминается остановка «Северного потока-2», отключение России от SWIFT и запрет экспорта в Российскую Федерацию высоких технологий.

И западные страны начали вводить санкции. Но не столь жесткие, как просил Максим Бородин из Мариуполя и депутаты украинского парламента.

США

Вашингтон о санкциях объявил 21 февраля сразу после признания Путиным «Л/ДНР». Касались они исключительно оккупированных территорий Донбасса: американским компаниям запретили там финансовую и экономическую деятельность.

«Когда мы вчера узнали первый президентский указ об ограничении экономической деятельности с “Л/ДНР”, мы были обескуражены. Потому что мы не увидели, как будет наказана Россия в этих санкциях», — заявил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба на совместном брифинге с Госсекретарем США Энтони Блинкеном.

Однако уже 22 февраля и Украина, и мир увидели наказание и для России. Блинкен назвал это «мощным шагом».

Министерство финансов США обнародовало полный перечень подсанкционных юридических и физических лиц.

В список попали два банка — «Внешэкономбанк» (ВЭБ) и «Промсвязьбанк» (ПСБ), а также 42 их дочерних компании, в частности, футбольный клуб ЦСКА.


Президент США Джо Байден говорит об Украине на пресс-конференции в Белом доме в Вашингтоне, 18 февраля 2022 года. Фото: AP/Alex Brandon

«ВЭБ имеет решающее значение для возможности России привлекать средства, а ПСБ имеет решающее значение для российского оборонного сектора. Эти санкции гарантируют, что ВЭБ и ПСБ больше не могут вести бизнес в Соединенных Штатах, они отрезаны от финансовой системы США. Все активы под юрисдикцией США будут немедленно заморожены, а физическим и юридическим лицам США запрещено вести бизнес с этими учреждениями», — говорится в сообщении Минфина США.

Также США ужесточили ограничения на операции с российским суверенным долгом. «Эти ограничения значительно перекрывают для России основной способ привлечения денег. Такая мера создает нагрузку на ресурсы для российского государства и большие риски для его способности управлять своими финансами», — объясняет Минфин США.

Третий пункт американских санкций — персональные. Речь идет о трех лицах, чьи имущество и финансовые активы в США теперь заблокированы:

Денис Бортников — сын директора ФСБ Александра Бортникова. Денис Бортников является заместителем президента и главой правления банка ВТБ. 

Петр Фрадков — глава и генеральный директор «Промсвязьбанка», сын бывшего премьер-министра России и бывшего директора Службы внешней разведки России Михаила Фрадкова.

Владимир Кириенко — сын первого заместителя руководителя Администрации президента РФ Сергея Кириенко. Кириенко-старшего считают куратором внутренней политики Путина. Владимир является гендиректором VK Group, материнской компании социальной сети «ВКонтакте».

После этого Джо Байден на брифинге заявил, что в дальнейшем Россию ждут более жесткие санкции, если будет происходить эскалация. Так, источники агентства Reuters утверждают, что под санкции могут попасть более крупные российские банки — ВТБ, «Сбербанк» и «Газпромбанк».

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба во время визита в США поблагодарил администрацию Байдена за эти первые шаги. Однако добавил: «Путин не должен ни на минуту подумать, что это уже конец, что это уже потолок для санкций, и больше наказаний не будет. Это давление должно всегда нарастать. Если это означает регулярное издание президентских указов, мы будем счастливы видеть это».

Великобритания

Лондон стал одним из первых, кто ввел санкции против России.

В санкционный список попали 5 банков: «Промсвязьбанк», «Индустриальный Сбербанк», «Черноморский Банк Развития и Реконструкции», «Генбанк» и «Акционерный Банк Россия».

Эти 5 банков не входят в список крупнейших в России. Но, например, среди акционеров АБР — лица из ближайшего окружения Путина, в частности, близкий к нему бизнесмен Юрий Ковальчук. «Промсвязьбанк» — это тот, что попал и в санкционный список США.

Персональные санкции наложили на:

Геннадия Тимченко — приближенного к Путину владельца инвестиционной группы Volga Group.

Бориса Ротенберга — российского миллиардера.

Аркадия Ротенберга — близкого соратника Путина, его компании получают многомиллиардные государственные заказы.

Все трое уже находились под американскими санкциями. «Это хорошо, что эти трое попали и в британский санкционный список. Лондон является одним из финансовых центров, и какие-то средства этих лиц тоже там проходят», — объяснил эксперт Центра оборонных стратегий Александр Хара.

Одобрительно действия Великобритании оценил и министр Кулеба. Он назвал это решение «тем решительным, четким поведением, ориентированным на результат, которого мы ожидаем и от других партнеров во всем мире».

Однако в самой Британии это вызвало шквал критики из-за слабости санкций.


Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон готовится к интервью во время Мюнхенской конференции по безопасности, Германия, 19 февраля 2022 года. Фото: AP/Matt Dunham

22 февраля премьер-министр Борис Джонсон представлял решение в парламенте. Оппозиция просто свирепствовала. Лейбористка Маргарет Ходж раскритиковала санкции, как слишком узкие. Она призвала включить в санкционный перечень всех близких к Путину олигархов, например, Олега Дерипаску.

Другой лейборист Кир Стармер озвучил позицию о запрете российского пропагандистского телеканала RT.

А либерал-демократ Эд Дэйви заявил, что правительство должно конфисковать активы всех российских олигархов в Великобритании и не допустить проведение финала футбольной Лиги чемпионов в Санкт-Петербурге.

Также в британском парламенте раздавались призывы отключить Россию от SWIFT.

На этом фоне Джонсону пришлось оправдываться, что правительство сделало только первый шаг, и оно держит наготове следующие санкции. Однако Джонсон добавил, что поддержка Украины не должна перерасти в «случайную русофобию».

Германия

На фоне Великобритании удивило поведение Германии. Американская The Washington Post назвала действия Берлина «самым серьезным ударом из Европы», который будет стоит России миллиардов долларов.

В этом случае речь идет не о санкциях, а о решении приостановить сертификацию газопровода «Северный поток-2». «Без этой сертификации “Северный поток-2” не сможет начать работу», — объяснил канцлер Германии Олаф Шольц.

«Германия наконец-то поняла, что есть связь между российской агрессией против Украины и энергетическими проектами РФ», — говорит эксперт Центра оборонных стратегий Александр Хара.

Однако даже такое решение Шольца вызвало критику в Германии. Депутат Бундестага от Христианско-демократического союза Петер Бейер заявил, что Шольц не принял более смелого политического решения, а скрылся за административным актом из-за разногласий внутри партии.


Канцлер Германии Олаф Шольц поздравляет президента Франции Эмманюэля Макрона в Елисейском дворце в Париже, 10 декабря 2021 года. Фото: AP/Thibault Camus

Европейский Союз

22 февраля за санкции против России проголосовали министры иностранных дел стран ЕС.

В санкционный список вошел 351 депутат Госдумы РФ. Все, кто проголосовал за обращение к Путину о признании «Л/ДНР».

А также — 27 физических и юридических лиц из политического и военного секторов, бизнеса, медиа и банков. По информации Bloomberg, в перечне банков — «Промсвязьбанк», «Акционерный Банк Россия» и «Внешэкономбанк».

А санкции непосредственно против России касаются ограничений доступа правительства РФ на европейские рынки капитала.

В ситуации с санкциями ЕС важно, что они были поддержаны всеми странами, даже теми, кто, как считается, симпатизирует России.

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель разместил в Твиттере сообщение, что для российских чиновников больше не будет покупок в Милане, бриллиантов в Антверпене или вечеринок в Сен-Тропе. Впрочем, позже он удалил это сообщение.

Издание The Washington Post назвало пакет европейских санкций «менее амбициозным, чем некоторые ожидали».

Реакция рынков

Насколько болезненной для России стала первая волна санкций, можно судить по реакции рынков. Так, 21 февраля сразу после решения Путина о признании «Л/ДНР» акции большинства российских компаний значительно упали в цене. Таким образом рынок реагировал на ожидаемые санкции.

Однако уже 22 февраля, когда начали появляться сообщения о разных санкциях, цена акций начала возвращаться к прежнему уровню. В частности, это можно увидеть по акциям «Сбербанка» и ВТБ, которые входят в число крупнейших финучреждений России.

На это обратил внимание и соучредитель украинского издания «Наши деньги» Юрий Николов. Он считает, что британско-германские санкции на несистемные для России банки — это маркер того, что они — «фуфло». Позже Николов добавил, что и после обнародования американских санкций российские котировки выросли.

А российский РБК (сайт заблокирован в Украине, — ред) обратил внимание, что на выступление Байдена о введении санкций «положительно отреагировал рубль». Курс американского доллара к российскому рублю 22 февраля снизился после скачка 21 февраля.

Спусковой крючок для «адских» санкций

Первая реакция Запада в виде санкций не стала «адской». Однако это не должно обнадеживать Путина.

Во-первых, западные страны продемонстрировали обещанное единство в своей реакции на агрессию Кремля против Украины.

Во-вторых, мягкие первые шаги вызвали значительную критику в адрес правительств по обоим берегам Атлантики.

И главное. Действия США, Великобритании и ЕС демонстрируют, что они избрали тактику постепенных шагов.

И хотя официальный Киев последовательно отстаивает позицию, что «адские санкции» должны быть до российской агрессии, в эти дни представители Украины отмечают своевременность реакции.

«Мы понимаем подход наших партнеров, что они готовы двигаться вперед, наращивая эти волны санкций и давление. И мы продолжаем с ними дискуссию, что именно должно быть окончательной причиной применения санкций», — заявил Дмитрий Кулеба.

Эксперт Центра оборонных стратегий Александр Хара в разговоре с hromadske предполагает, что спусковым крючком для «адских санкций» может быть широкомасштабное наступление российской армии, если Путин решит идти на Киев. В настоящее время логика американцев, говорит Хара, заключается в том, что уже своими действиями они предотвратили фактическое уничтожение Украины.

Однако первые реакции на санкции из России говорят о том, что в Москве не воспринимают новые ограничения болезненными для системы. На том же заседании Совбеза РФ российский премьер Михаил Мишустин заверил, что Москва готова к санкциям, потому что готовилась к ним несколько месяцев.

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000