В поисках монополии на рынке металлов

Зарегистрированную в Резине компанию «BPM-Trade» с офисом в Кишиневе обвиняют в принятии мер по захвату рынка металлических отходов, на котором до недавнего времени доминировала государственная компания «Metalferos».

Правительство в Кишиневе, в свою очередь, обвиняют в том, что оно поспособствовало возникновению этой монополии после того, как направило письмо в некоторые европейские институты с просьбой возобновить экспорт металлолома из ЕС в Республику Молдова, экспорт приостановился в октябре прошлого года после того, как был утвержден новый регламент об экспорте неопасных отходов.

ZdG запросила разъяснения по этому вопросу у Европейской комиссии, у властей в Кишиневе, у экспертов в этой области, а также у соответствующей компании, обвиняемой в связях с бывшим депутатом-демократом Владимиром Андронаки, который ранее управлял через посредников деятельностью государственной компании «Metalferos».

Использованные металлы, собранные на Рыбницком заводе

В конце января 2022 года в публичном пространстве появилась информация о том, что правительство в Кишиневе направило письмо в европейские институты с просьбой возобновить экспорт металлолома из ЕС в Республику Молдова. Экспорт был остановлен в октябре 2021 года, но об этом стало известно только после того, как пресса сообщила о соответствующем письме, а оппозиция и некоторые бизнесмены предупредили о новой монополии на рынке металлов.

Еврокомиссия объяснила, почему экспорт металлических отходов ЕС в РМ был остановлен

В ответе, предоставленном ZdG Службой по связям с прессой Европейской комиссии, поясняется, что Регламент об экспорте неопасных отходов для переработки в страны, не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), регулярно обновляется. Последнее обновление было инициировано Еврокомиссией в 2019 году, а в апреле 2019 года власти в Кишиневе направили ответ на запросы европейских чиновников.

Ответ Европейской комиссии для «Ziarul de Gardă»

Новый регламент был принят и опубликован в октябре 2021 года. Впоследствии Генеральный директорат по торговле Европейской комиссии получил уведомления от молдавских властей о том, что Регламент (ЕС) № 2021/1840 «не отражает должным образом действующее в Республике Молдова законодательство об отходах, классифицированных под кодом B1010», как указано в ответе Европейской комиссии для ZdG. Код B1010 относится к отходам металлов и их сплавов в металлической, недиспергируемой форме.

Таким образом, Генеральный директорат по торговле Европейской комиссии объявляет, что он «выразил готовность Республике Молдова рассмотреть вопрос об исправлении Регламента, чтобы точно отразить ситуацию. В настоящее время идет процесс корректировки Регламента для исправления несоответствий, доведенных до сведения Европейской комиссии», – уточняет пресс-служба Еврокомиссии. Другими словами, запрет на вывоз металлических отходов из ЕС в Молдову не был снят, и в настоящее время рассматриваются запросы молдавского правительства.

Премьер-министр Наталья Гаврилица сослалась на «национальные интересы»

В пресс-релизе Министерства окружающей среды уточнялось, что при корректировке этого регламента были допущены технические ошибки, которые привели к приостановлению экспорта металлолома в Республику Молдова. По данным Министерства окружающей среды, Европейская комиссия попросила Молдову направить официальное письмо для исправления нового регламента.

Премьер-министр Наталья Гаврилица

Таким образом, в контексте, в котором единственным предприятием, перерабатывающим металлические отходы, является Рыбницкий металлургический завод, один из крупнейших плательщиков в бюджет приднестровского сепаратистского региона, власти в Кишиневе обвинили в косвенной поддержке тираспольской администрации, посредством такого запроса в европейские институты.

Премьер-министр Наталья Гаврилица говорила о «национальных интересах, которые предусматривают защиту рынка Республики Молдова и создание возможностей в Республике Молдова». Она обосновала запрос правительства, сославшись на «инвесторов», которые были бы готовы вкладывать средства в сферу переработки металла на правом берегу Днестра.

Платформа «ДП» и бизнесмен предупреждают, что намечается новая монополия

В этом контексте один из лидеров Платформы «Достоинство и правда» (ДП) Александр Слусарь выступил с публичными обвинениями в адрес компании «BMP-Trade», что ее якобы контролирует бывший депутат Демократической партии, бизнесмен Владимир Андронаки, обвиняемый по делу о банковском мошенничестве, и что будет осуществлен захват и монополизация рынка металлических отходов.

Александр Слусарь

Он сообщил, что бывший директор государственной компании «Metalferos» Игорь Кужбэ устроился в качестве коммерческого директора «BPM-Trade» и привлек за собой других сотрудников. Александр Слусарь также акцентировал внимание на том, что «Metalferos» вот-вот обанкротится, а счета будут заблокированы.

«Наше правительство ведет себя очень странно по отношению к этому металлургическому заводу. Когда рассматриваешь отрывок, кажется, что это совпадение, но когда пытаешься увидеть целую картину, появляется схема: «Metalferos», оставшийся без людей и с заблокированными счетами, близкий к банкротству и практически не представленный на рынке. «BPM» стремительно вышла на рынок в последние несколько месяцев и выигрывает все аукционы, государственные закупки и устраняет всех конкурентов. И это письмо, которое отправлено в Евросоюз и которое не опубликовано…», – заключает Слусарь.

Бизнесмен Валентин Ешану, владеющий фирмами, занимающимися сбором металлолома на территории Респбулики Молдова, опроверг тот факт, что его фирма «Omnisteel», которая собирается открыть завод по переработке металлических отходов, попросила правительство обратиться к европейским институтам, чтобы снять запрет на экспорт металлолома из ЕС.

Валентин Ешану

«Нам не нужен импорт, потому что в Молдове ежегодно собирается более 360 тысяч тонн металлов.

Для функционирования «Omnisteel» требуется 100 тысяч тонн», – сказал Валентин Ешану.

У природоохранных органов нет доступа к металлургическому заводу в Рыбнице

Министерство окружающей среды подтвердило, что Рыбницкий металлургический завод подал заявление на получение экологического разрешения, которое позволило бы ему импортировать металлолом из ЕС. Для этого экологическим инспекторам приходится совершать выезд на объект, что невозможно, так как им не предоставляется доступ на левобережье Днестра. Таким образом, заявление в настоящее время приостановлено, уточнили для ZdG представители Министерства окружающей среды.

Металлургический завод в Рыбнице

Согласно ответу, предоставленному ZdG Агентством по охране окружающей среды, Рыбницкий завод 14 января 2022 года подал заявку и комплект документов, необходимых для выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу из фиксированных источников, при этом дело находится на рассмотрении. Также 27 января 2022 года завод запросил выдачу разрешения на экспорт/транзит отходов вторичной окалины (отходов от термической обработки стали) в Украину.

«Срок рассмотрения обоих заявлений был приостановлен в соответствии с положениями п. (5) ст. 60, ст. 81 и 87 Административного кодекса Республики Молдова № 116/2018, на период, который не превысит 90 дней, до получения необходимой информации для выдачи разрешительных документов Инспекцией по охране окружающей среды», – уточняет Агентство по охране окружающей среды.

Бюро по реинтеграции: Рыбницкий завод хочет «сотрудничать», но тираспольское руководство политизирует тему

В то же время Бюро по реинтеграции на запрос ZdG уточнило, что администрация Рыбницкого завода готова «сотрудничать» с Кишиневом, в то время как тираспольское руководство политизирует эту тему.

«Тирасполь блокирует доступ экологических инспекторов на место с целью оценки состояния и качества технологических процессов и их соответствия требованиям деятельности в сфере, либо профильные разрешения выдаются именно в результате этих проверочных мероприятий, и это происходит в то время, когда руководство предприятия демонстрирует открытость к сотрудничеству с Кишиневом, в то время как тираспольские факторы ограничивают это прямое взаимодействие и чрезмерно политизируют процессы», — говорится в ответе Бюро по реинтеграции.

Ответ Бюро по реинтеграции для «Ziarul de Gardă»

Учреждение уточняет, что, согласно положениям действующего законодательства Молдова, Рыбницкий завод, как и все предприятия в регионе, получает ряд налогово-таможенных послаблений, подчеркивая, в то же время, что «соответствующий завод является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды в Республике Молдова».

«BPM-Trade» входит в группу компаний семьи Бабий

Компания «BPM-Trade» была зарегистрирована в 2013 году и позиционирует себя как «крупнейший дилер металла в Республике Молдова и эксклюзивный дистрибьютор Молдавского металлургического завода». Единственным учредителем является Олег Бабий, а с декабря 2019 года фирмой управляет Владимир Болдецкий, оба они родом из Рыбницы.

Офис «BPM-Trade» на улице Узинелор в Кишиневе

Юридический адрес компании находится в городе Резина, в государственном здании, где также находится офис Налоговой инспекции. По этому же адресу зарегистрированы несколько компаний, основанных отцом Олега Бабия, Петром Бабием: «BPM-PLus», «BPM-Stroy», «BPM-Ciment Grup» (аббревиатура BPM от имени Бабий Петр Михайлович) и «Cement Invest Group».

Бывшего директора «Metalferos» – сотрудника фирмы обвинили в монополизации рынка металлов

Офис «BPM-Trade», однако, находится в Кишиневе. В штаб-квартире на улице Узинелор в столице мы увидели несколько грузовиков, въезжающих и выезжающих с логотипом компании. Здесь мы также встретили учредителя Олега Бабия, а также бывшего директора «Metalferos» Игоря Кужбэ, который в настоящее время является сотрудником «BPM Trade», являясь начальником отдела, как он сам уточнял, отрицая, что является коммерческим директором компании.

Основатель «BPM-Trade» Олег Бабий

Последние отказались делать официальные заявления, но отвергали все обвинения против них, выдвинутые в публичном пространстве. Олег Бабий отверг утверждения о том, что его компания является новым монополистом на рынке металлов Республики Молдова, отметив, что это только одна из компаний, которая собирает металлолом и продает его Рыбницкому заводу, эту деятельность практикуют другие 14 фирм.

Олег Бабий также отверг обвинения в том, что «BPM-Trade» якобы действовала через несколько фирм-посредников, как и любую аффилированность с бывшим депутатом-демократом Владимиром Андронаки. Учредитель «BPM-Trade» также утверждает, что его фирма не импортирует подержанные металлолом из ЕС, а лишь предлагает транспортные услуги другим компаниям, которые осуществляют такие сделки, и в настоящее время его бизнес страдает из-за введенного ЕС запрета на экспорт в Молдову.

Олег Бабий проявил готовность предоставить официальную декларацию в письменном виде, но так и вернулся с ответами на вопросы ZdG.

Бывший директор «Metalferos» Игорь Кужбэ

Игорь Кужбэ признал, что вместе с ним в «BPM-Trade» пришли еще двое бывших сотрудников «Metalferos», но отрицал, что будет привлекать клиентов государственной компании на сторону фирмы, в которой он сейчас работает. Он также отрицал, что имел какие-либо связи с Владимиром Андронаки, вмененные ему в том числе за то, что ранее он возглавлял комиссариат полиции в Ниспоренском районе, родном городе бывшего депутата ДПМ.

Миллионные закупки у Железной дороги Молдовы

ZdG выяснила, что «BPM-Trade» недавно закупила у Железной дороги Молдовы (ЖДМ) почти 500 тонн металлических отходов – точнее две партии осей и колес вагонов, заплатив около 3,8 млн леев. Компания была единственным экономическим агентом, который участвовал в аукционе, притом что «Metalferos» до сих пор была компанией, которая закупала металлолом у ЖДМ. В этом контексте Андрей Иванков, нынешний директор «Metalferos», не пожелал давать какие-либо комментарии по поводу обвинений в том, что предприятие плохо управляется и что оно потеряет свою долю рынка в пользу частной компании.

Один из грузовиков «BPM-Trade», выезжающий со склада на улице Узинелор

«BMP-Trade» не только покупает у государства, но и продает. В сентябре 2021 года она выиграла открытый аукцион, организованный Управлением электрического транспорта, которому она продала металлические трубы на сумму около 465 тысяч леев. Кроме того, в последние годы фирма подала в суд на ряд компаний с целью взыскания долгов, также требуя признания несостоятельности некоторых из них. А в 2015 году «BMP-Trade» попала под административные санкции за то, что металл продавался на ее складе на улице Узинелор без разрешения на функционирование.

Бывший заместитель премьер-министра по вопросам реинтеграции: «”Metalferos сменила другая компания, ООО, контролируемое из Рыбницы»

Александр Фленкя, бывший вице-премьер по вопросам реинтеграции, также отмечает, что в настоящее время металлургический завод в Рыбнице находится в процессе перенятия монополии на рынке металлолома. «Монополия, удерживаемая до 2019 года государственной компанией «Metalferos», оказалась в руках Рыбницкого завода. Эти интересы переместились из Кишинева в Рыбницу и Тирасполь. Ранее «Metalferos» был единственным предприятием на правом берегу Днестра, которое могло продавать металлолом Рыбницкому металлургическому заводу, который диктовал цены.

Александр Фленкя

Теперь кто угодно может продать металлолом заводу в Рыбнице, но завод в Рыбнице ни у кого не покупает, а покупает через посредника, который является единственным, кто авторизован продавать ему металлолом. Таким образом, «Metalferos» сменила другая компания, ООО, контролируемое из Рыбницы – «BPM-Trade», предупреждает бывший вице-премьер по вопросам реинтеграции.

«Гораздо большая проблема для ЕС и для Республики Молдова заключается в том, что этот завод производит свою сталь, используя газ, за который он не платит или платит смехотворную цену. Это, с одной стороны, создает проблемы для компании «Молдовагаз» и для Республики Молдова, приводя к накоплению долга в размере более 8 миллиардов долларов за потребленный газ. Это также создает недобросовестную конкуренцию. Легко производить дешевую сталь, когда не платишь за энергию», – заключает Александр Фленкя.

Алеку Реницэ: «Если в Рыбнице есть загрязнение, оно может достичь любой части Европы»

Эколог Алеку Реницэ считает, что завод в Рыбнице не должен получать экологическое разрешение, учитывая, что власти из Кишинева не имеют туда доступа.

Алеку Реницэ

«Экономическая единица вроде Рыбницкого металлургического завода загрязняет очень большое пространство, в целом, весь воздушный бассейн Республики Молдова. Мы не знаем точно, в какой степени, потому что у нас нет доступа туда. Если в Рыбнице есть загрязнение, оно может достичь любой части Европы. Таким образом, ЕС запретил экспорт старых металлов на металлургический завод в Рыбнице. ЕС сделал для нас очень хорошее дело, потому что Рыбницкий завод не дает ни одного лея в бюджет Республики Молдова, а население вокруг них дышит воздухом, загрязненным этим заводом. С политической точки зрения Металлургический завод является главным спонсором тираспольского сепаратистского режима. В то же время, используя дешевый газ при обработке металла, он стал совершенно недобросовестным конкурентом. Он уничтожил всех возможных металлургов региона, потому что их цены на 30 процентов ниже, чем у тех, кто платит налоги. Это своего рода пиратство под флагом сепаратистского режима. Я категорически против предоставления экологического разрешения в неконституционной сфере», – делится мнением Алеку Реницэ.

«Promo-LEX» обращает внимание на то, что ранее в Рыбнице производилось вооружение

Ассоциация «Promo-LEX» ранее выступила с обращением, в котором выразила возмущение тем, что власти в Кишиневе так активно участвуют в решении этого дела, не обсуждая вопрос прав человека на левобережье Днестра, как подчеркнул представитель организации Александр Постикэ.

Александр Постикэ

«Очевидно, что Правительство Республики Молдова не направило бы определенные запросы в Брюссель без обсуждения напрямую с представителями тираспольского режима. Мы были возмущены тем, что в этом диалоге речь шла не о политзаключенных, а о системных проблемах: функционировании школ, доступе к фермерским землям, условиях заключения. Возмущение было еще больше, потому что спонсорам тираспольского режима был дан зеленый свет, не будучи обусловленным решением каких-то системных проблем».

Ассоциация «Promo-LEX» также обратила внимание на то, что в решении ЕСПЧ по делу Илашку упоминалось, что Рыбницкий завод производит оружие. «Мы не пошли дальше, потому что у нас нет аргументов или доказательств, которые позволили бы нам упомянуть, что там производится оружие. Но могут быть некоторые проблемы с товарами, которые там производятся, потому что никто никогда не имел туда доступа. Я упомянул об этом решении ЕСПЧ, чтобы власти были осторожнее», – подчеркнул Александр Постикэ.

Правительство ДПМ также вмешалось в пользу завода в Рыбнице

ZdG также запросила комментарий у Рыбницкого металлургического завода, не получив никакого ответа.

До 2015 года Рыбницкий завод принадлежал российскому холдингу «Металлинвест», принадлежавшему бизнесмену Алишеру Усманову. Столкнувшись с рядом экономических проблем, завод был продан непризнанным тираспольским властям.

Завод находится под юрисдикцией конституционных властей в Кишиневе, но, де-факто, контролируется сепаратистской администрацией и является частью так называемой «государственной собственности», как отмечает «Rise Moldova». Тот же источник разоблачил, что в 2019 году премьер-министр-демократ Павел Филип попросил тогдашнего президента Украины Петра Порошенко снять эмбарго, наложенное на завод в 2018 году.

ОБНОВЛЕНИЕ:

Несмотря на то, что Металлургический завод не имеет экологического разрешения, несколько грузовиков с металлоломом были сняты на видео на мосту в Резине, в направлении Рыбницы. Видео было распространено 17 февраля 2022 года одним из лидеров Платформы «ДП» Александром Слусарем. По его словам, накануне «спецслужбы остановили грузовики с металлоломом, которые отправились в Рыбницу, а именно из-за отсутствия разрешений у металлургического завода. Но сверху пришло указание разрешить перевозить отходы через Днестр».

Депутат Партии «Действие и солидарность» Раду Мариан уточнил, что это металлы, собранный на территории Республики Молдова, а не из ЕС. Министерство окружающей среды, с другой стороны, отметило для ZdG, что завод не может перерабатывать металлолом без экологического разрешения, которое он не получил, потому что у экологических инспекторов нет туда доступа.

И все же представители учреждения также говорят – точно неизвестно, что перевозят грузовики и имеют ли рассматриваемые экономические агенты разрешение на ведание отходами, которое позволило бы им перевозить металлолом. В связи с этим была начата процедура документирования, чтобы прояснить эти аспекты, сообщили ZdG в Министерстве окружающей среды.

Впоследствии Министерство окружающей среды опубликовало пресс-релиз, в котором подчеркнуло, что «не вмешивается с благоприятствованием в случаи, когда выявляются нарушения природоохранного законодательства и не намерено содействовать действиям, которые приводят к загрязнению окружающей среды».

Наталья ЗАХАРЕСКУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *