Дом престарелых… Как сложно порой туда попасть!

В молодости мы не часто задумываемся о том, как проведем старость, а даже если и думаем об этом, нам она представляется тихой и спокойной, проведенной вместе с заботливыми внуками и детьми. Сложно даже представить, что придется доживать свой век в каком-нибудь доме престарелых.

Однако что, если пожилой человек, нуждающийся в опеке, ставший ненужным своим детям, столкнувшийся с одиночеством, претендует на размещение в дом престарелых? Тогда старикам приходится сталкиваться с суровой реальностью, когда, согласно закону, всю ответственность за них должны нести дети.

Случаев, когда молодые люди уезжают за границу, оставляя своих родителей на произвол судьбы, в Молдове немало. Такие пенсионеры у государства находятся на втором плане из-за сложной экономической ситуации.

История пенсионерки из Страшен

Нина Зиновьевна Фаибушенко из города Страшены, 97-ми лет, обратилась в редакцию газеты Ziarul de Gardă с целью помочь разобраться с вопросом определения ее в дом престарелых. О том, насколько трудно пенсионеру, ветерану труда, почетному гражданину города, попасть в центр реабилитации ветеранов, Нина Зиновьевна узнала в прошлом году. Приехав к пенсионерке, мы выяснили, что она обитает в скромной однокомнатной квартире. Когда началась война, ее из института инженеров землеустроителей отправили на окопы оборонительных рубежей Москвы. Проработала в витебском детском доме в Белоруссии 1 год. На поприще инженера-землеустроителя в Страшенах она провела 28 лет и в 1977 году вышла на пенсию, однако продолжала активную деятельность в Совете ветеранов. Будучи в возрасте 97 лет ей все сложнее самостоятельно ухаживать за собой, а беспросветное одиночество становится все невыносимее. 26 лет назад, по ее словам, недопонимание стало причиной раздора с детьми – ее дочь уехала в Москву и больше не возвращалась. Сына она не видела вот уже 30 лет. Единственный выход для себя Нина Зиновьевна видит в определении в дом престарелых.

Из газеты «Ветеран» в 2016 году пенсионерка узнала, что в республиканском центре реабилитации инвалидов, ветеранов войны и труда в селе Кочиеры, Дубоссарского района, есть свободные места. На тот момент в центре было 65 свободных мест из 220. За содержание в данном учреждении высчитывается из пенсии 75%.

Являясь ветераном труда, она незамедлительно подала заявку в том же году в управление социальной защиты, семьи и ребенка города Страшены. В такой центр можно попасть только по направлению Министерства социальной защиты. Заявка была рассмотрена на заседании Комиссии по распределению в социальных учреждениях при Министерстве Труда, Социальной Защиты и Семьи. Таким образом комиссия отказала в определении социальной услуги в связи с удовлетворительными жилищно-коммунальными условиями, в которых проживает женщина, а также в связи с тем, что за ней закреплен социальный работник. Пенсионерке предложили альтернативу в виде местного дома престарелых, однако, по словам Нины Зиновьевны, условия в этом месте нестерпимые и недостойные.

Мы были в страшенском управлении социальной защиты и действительно к ним обращалась гражданка Фаибушенко, с просьбой определить ее в вышеупомянутый центр ветеранов. Нас в том числе уверили, что Нине Зиновьевне прикреплен соцработник Зинаида Пыреу, которая на протяжении 15-ти лет два раза в неделю посещает свою подопечную, помогая с покупкой продуктов, лекарств, проверкой состояния здоровья. Мы обратились и к Зинаиде Пыреу, которая сообщила, что «ни разу не видела ее (Нины Фаибушенко, прим. ред.) детей или чтобы они к ней приезжали и помогали чем-то».

В свою очередь, Нина Зиновьевна говорит, что не имеет претензий к социальному работнику: «Зинаида добросовестно выполняет свою работу и кроме меня имеет много других подопечных», но, тем не менее, ей хотелось бы провести остаток жизни с такими же как она. «Неужели я этого не заслужила?» – слезно спрашивает пенсионерка.

Попасть в государственный дом престарелых не так уж легко

Мы попытались разобраться кто и как может попасть в центр реабилитации и выяснили, что это не так просто. В само́м центре нам сообщили, что свободные места есть, однако правом на решение о распределении сюда обладает только Министерство социальной защиты, поэтому от комментариев в центре отказались.

Как сообщила репортеру ZdG главный специалист службы домов престарелых и реабилитации при Министерстве социальной защиты, Виктория Ботнару, в ведении министерства находятся 2 социальных учреждения для престарелых лиц и лиц с ограниченными возможностями: Республиканский центр реабилитации инвалидов, ветеранов труда и войны, ком. Кочиерь, Дубоссарского р-на, и Республиканский дом престарелых для инвалидов и пенсионеров, мун. Кишинев. На 1 февраля текущего года в Республиканском центре реабилитации инвалидов, ветеранов труда и войны находилось 139 бенефициаров (рассчитан на 250) и в Республиканском доме престарелых для инвалидов и пенсионеров 132 бенефициара.

Виктория Ботнару отметила, что «услуги очень востребованы, в связи с общим старением населения Молдовы и миграцией молодых трудоспособных людей за границу в поисках работы, вследствие чего многие престарелые лица и лица с ограниченными возможностями остаются без помощи и поддержки».

В соответствии со ст. 4 Закона о социальных услугах № 123 от 18 июня 2010 г., право на социальные услуги устанавливается в индивидуальном порядке на основе оценки потребностей лица/семьи в этих услугах.

Социальные учреждения интернатного типа, находящиеся в подчинении министерства, являются составляющей частью системы социальных услуг. Они предоставляют высокоспециализированные социальные услуги престарелым гражданам и лицам с ограниченными возможностями, с выраженной зависимостью, преимущественно без кормильцев, которые из-за определенных социо-медицинских факторов, нуждаются в интенсивной помощи в высокоспециализированных учреждениях интернатного типа.

В Министерстве социальной защиты нам сказали, что существует определенный регламент, критериям которого необходимо соответствовать, чтобы иметь возможность попасть под распределение в дом престарелых, тем более в центр реабилитации ветеранов войны и труда, так как желающих попасть в это место очень много. Решение о распределении принимает местная комиссия, которая проводит исследование жизненной ситуации заявителей. Дело в том, объяснили в консультационном отделе министерства, что зачастую дети просто-напросто хотят «спихнуть» своих родителей государству и не нести за них ответственность, что является незаконным.

В Мин. труда также подчеркнули, что в настоящее время в Республике Молдова идет процесс деинституционализации, в связи с чем прием новых бенефициаров в социальные учреждения национального уровня весмьа ограничен. Именно поэтому разработаны социальные услуги местного уровня, которые являются альтернативой размещению в социальные учреждения – услуга социального ухода на дому, социальная служба «Семейное размещение для взрослых», для лиц с тяжелым ограничением возможностей – услуга «Персональный ассистент».

В министерстве также подчеркнули, что в настоящее время в Республике Молдова идет процесс деинституционализации, в связи с чем прием новых бенефициаров в социальные учреждения национального уровня весьма ограничен. Согласно Статье 80 «Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей» Семейного кодекса Республики Молдова, «трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать и осуществлять уход за своими нетрудоспособными нуждающимися в материальной помощи родителями, заботиться о них». В противном случае, родители имеют право подать в суд, что в практике происходит крайне редко. В конечном итоге решение принимают подведомственные министерству местные отделы социальной защиты. В страшенском отделе социальной защиты нам сказали, что всегда принимают решение в пользу пенсионеров, оставшихся в наиболее безвыходном положении.

Тем не менее, современные комфортабельные неправительственные дома престарелых для женщины, получающую пенсию в размере 1500 леев, не по карману, так как обычно в такие места определяются пенсионеры с финансово обеспеченными детьми или внуками. Таким местом в Страшенах является дом престарелых «Spectru». Здесь же, как сообщила нам координатор проекта Ассоциации по просвещению «Neoumanist», Клаудия Ботнару, было 10 бесплатных мест для одиноких пенсионеров, однако из-за потери голландских спонсоров, их осталось только пять. К моменту, когда Нина Зиновьевна сюда обратилась, все места уже были заняты.

На территории страны, в 2016 году, функционировали 12 центров временного размещения (983 бенефициара), 38 коммунитарных многофункциональных центров, которые (в случае необходимости) предоставляют и услуги временного размещения (1719 бенефициаров) и 32 центра долговременного размещения (857 бенефициаров). Все эти социальные учреждения созданы и финансируются местными органами публичного управления первого и второго уровня. Практически в каждом районе имеется та или иная форма подобных социальных учреждений.

Андрей КОЛИОГЛО, стажер
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000