Украинская столица Италии: истории разделенных семей

Как живут и общаются с родственниками украинцы в Неаполе.

Первый из двух материалов об украинских трудовых мигрантах за рубежом и их семьях в Украине. Как влияют заработки на украинцев там и на их родственников, оставшихся здесь?

Родители, которые годами не видят своих детей. Малыши, которых воспитывают дедушка с бабушкой. Взрослые, которые едут на год, а остаются на десятилетия. Но также воссоединенные семьи – дети, переселяются за границу, и родители, которые после долгих лет отсутствия возвращаются в Украину. Какие трудности ожидают разделенные семьи? И какую роль в поддержании родственных связей играют новые технологии?

Неаполь – без преувеличения украинская столица Италии. По официальным данным, в этом городе и прилегающей к нему области Кампания живет 42 тысячи украинцев – это второй показатель по всем итальянским регионам. На самом деле украинцев здесь минимум вдвое больше. Ведь значительная их часть не имеет вида на жительство (т. н. «пермессо») и годами живет в Италии нелегально.

В Неаполе жить и работать нелегально проще, чем в любой другой части Италии – это отмечали все собеседники Громадского. Ведь этот регион, как и юг Италии в общем, известен тем, что здесь процветает теневая экономика, на соблюдение законов часто смотрят сквозь пальцы, а в случае проблем всегда можно договориться. Полиция редко проверяет документы у иностранцев, а некоторые работодатели не против избежать оформления контракта, и, как следствие, уплаты налогов.

Украинцы в Италии – это преимущественно женщины, работающие сиделками, уборщицами, нянями. Мужчин почти в шесть раз меньше. Большинство украинцев приехали на Апеннины в начале 2000-х – чаще всего самостоятельно. Через несколько лет, после получения документов, некоторые забрали сюда семью. Однако в большинстве случаев вся семья осталась в Украине – и нередко расстояние имеет разрушительное воздействие на родственные отношения.

На улицах Неаполя часто можно услышать украинский язык, здесь немало магазинов с украинскими товарами. У центрального железнодорожного вокзала на площади Гарибальди раз в неделю собирается стихийный украинский рынок с чаями, лекарствами, газетами и даже колбасами, селедкой и салом. Отсюда же отправляются автобусы с работниками и их пакетами родственникам на родине.

Есть в Неаполе несколько украинских церквей и даже школа. Дети учатся в ней раз в неделю – в субботу, остальное время ходят в обычные итальянские школы. По тем же учебникам, что и их сверстники на родине, изучают украинский язык, литературу, историю. Именно здесь мы встречаем первого героя нашего материала.

История Василия: «Нелегальная» семья

«Школа помогает помнить о своих корнях», – делится с нами Василий из Винницкой области, который вместе с другими родителями ждет в холле, пока у его дочери закончится последний урок. Он вместе с женой и дочерью-подростком переехал в Неаполь в 2012 году. Вся семья живет в Италии нелегально. Поискам работы это не помешало – человек работает на стройке, а жена – в ресторане. И даже с полицией можно договориться.

«Полицейский тут остановил, спрашивает – есть документы? – Есть. – А где? – Дома оставил. – Почему? – Вы же понимаете, это Неаполь, еще украдут»

Именно благодаря дочери семья Василия надеется легализоваться в Италии. Они наняли адвоката и планируют воспользоваться нормой законодательства, которая позволяет получить документы родителям ребенка, который посещает итальянскую школу. Однако поездки в Украину для сесмьи Василя пока невозможны – назад в Италию без документов не впустят. Поэтому пока связь с родственниками поддерживают с помощью интернета – общаются два-три раза в неделю.

«Дома осталась мама и брат, общаемся благодаря технологиям, по скайпу. Мама никогда не пользовалась технологиями, но продала поросят и купила компьютер. Маме трудно, потому что мы жили вместе в Украине, она заботилась о внучке. Сейчас ребенок приходит со школы, она с работы, включает компьютер и общается».

902ba461b54b2a5eca9fcdc6e0d64cbe

Василий говорит, что следит за событиями в Украине, но возвращаться, пока там процветает коррупция и старые схемы, не собирается. Как и многие украинцы в Италии, человек остается там в первую очередь ради своего ребенка.

«Дочка пошла в лицей, хочет стать архитектором. Поэтому 5 лет лицея, затем 5 лет университета, как минимум 10 лет должны еще быть здесь. Для ребенка хотим работать, чтобы ей что-то дать, квартиру. Мы сами должны куда вернуться».

История Василия одновременно и типичная, и непривычная для украинских заробитчан в Италии. Как и он, большинство украинцев по крайней мере первые годы живут в Италии нелегально. Впрочем, мало кто приезжает туда с семьей, а тем более с детьми. В большинстве случаев на заработки отправляется один из родителей. Иногда это становится серьезной угрозой для сохранения семьи.

История Валентины и Петра. Дети, которые не чувствуют себя украинцами

Валентину и Петра из Тернополя встречаем в украинском ресторане Неаполя, куда их пригласила знакомая пара на празднование своей «серебряной» свадьбы. Гости поют «Несе Галя воду», на столах – вареники, борщ и горилка: все, как дома. Впрочем, отмечает преимущественно старшее поколение. Есть только несколько совсем маленьких детей.

Муж и жена в Италии уже 17 лет, сначала приехали сами, а через три года забрали детей. «Дети уже начинали чуть-чуть забывать. Дистанция свое берет. Из-за чего мы решили или их сюда привезти, или … семья распадется. Дети без родителей не должны быть», – говорит Петр.

Сейчас сыну 23 года, дочери – 21. Они закончили итальянскую школу, а теперь оба учатся в университете Неаполя. В ресторан с родителями дети не пошли – по словам Валентины, молодежи просто скучно на традиционных украинских праздниках.

28562728dd5c1a55364659d2f00b992769ecЗа многие годы в Италии все члены семьи оформили себе документы, Валентина и Петр нашли стабильную работу. Родители регулярно общаются с родственниками в Украине, но их дети постепенно теряют связь с родиной.

«Они не чувствуют себя украинцами. Они выросли здесь, в школу здесь пошли, общаются здесь, дома между собой практически только на итальянском разговаривают. С нами говорят на украинском, но между собой на итальянском».

Семья полностью интегрировалась в итальянское общество. По словам пары, даже Рождество и Пасху дети теперь празднуют тогда же, когда итальянцы.

История Натальи: мама, которая потеряла контакт с дочерью

Наталья уехала в Италию из Запорожья, чтобы заработать на лечение дочери. Когда через три года женщина получила документы и смогла впервые приехать в Украину, то поняла, что отношения с мужем зашли в тупик.

«Он, значит, не понял разницы – есть я или меня нет. Каким он был, таким и остался, ничего не изменилось. И когда я была дома, мы расстались. Он сказал, что нашел другую женщину, живет с ней. С ребенком у нас никаких отношений».

С дочерью, которой сейчас 20 лет, Наталья не говорила уже больше года – девушка обвинила маму в распаде семьи и отказывается идти на контакт.

«Мы общались, общались, потом она скрыла, что папа живет с другой женщиной. Когда я об этом все узнала, говорю – почему ты мне ничего не сказала? А она говорит – я боялась. – Чего ты боялась? Ты идешь к папе, папа общается с женщиной, а от меня все это скрываешь. Затем мы начали с ней ссориться и она прекратила со мной общаться. Мол, мама плохая, я ее покинула».

До того, по словам женщины, они ежедневно общались по телефону. Мама регулярно посылала дочери деньги, а дважды в год приезжала в Украину. Дочь жила у дедушки с бабушкой, а после окончания школы переехала к отцу. Наталья пыталась восстановить общение с ребенком, но тщетно.

«Если она не хочет, это право выбора каждого человека. Я не настаиваю, я пыталась. Но когда тебя не уважают, а смотрят только на кошелек с деньгами или еще на что-то… Я считаю, это напрасно».
Наталья поддерживает связь с родителями и братьями, которые остались в Запорожье. Но возвращаться в Украину пока не планирует.

История Веры: пенсионерка, которая содержит взрослых детей

Эта история довольно типична – мама уже взрослых детей зарабатывает на жизнь для них и для внуков. Вера из Хмельницкой области выполняет в Неаполе распространенную среди украинских женщин работу: ухаживает за немощным 85-летним итальянцем. В свой единственный выходной – воскресенье – она приторговывает чаями на улице возле украинского магазина неподалеку площади Гарибальди. Работая в Италии, Вера содержит в Украине мужа, 38-летнюю дочь,30-летнего сына и маленькую внучку.

«У меня пермессо, вид на жительство, получаю зарплату 600 евро, по контракту должна работать 4:00 в день, но работаю 14. Поэтому я прихожу еще немножко подзаработать, еще 10 – 15 евро, чтобы телефон пополнить на билет, потому что 600 евро это мало. Я должна помогать в Украине своей дочери, которая не имеет работы с высшим образованием, муж очень болен у меня раком после инсульта. И я тяну на своих плечах всю семью».

bc2e9fc7f0e1d880dede181631bd54b1Вера приезжает домой раз в год в августе, мечтает однажды пригласить к себе детей. Но поскольку она живет в доме своего итальянского работодателя, сделать это непросто. Женщина с ностальгией вспоминает об Украине и скучает по семье.

– Не хватает очень. Если бы была возможность, в Украине я бы уже зарабатывала пенсию. Эта пенсия в пересчете 35 евро. Прожить невозможно.

– Вы приезжаете раз в год домой – как меняются отношения с семьей?

– Немножко есть какая-то отчужденность. Так как мы уже вроде отвыкаем. Теряются семейные связи, ценности. К сожалению, без денег трудно…

– Внучка ваша помнит бабушку?

– Помнит все время, узнает и говорит «Ну что там бабушка делает в той Италии? Когда она приедет? »

Когда Вера вспоминает о своей семье, на глазах у нее проступают слезы. Но женщина быстро берет себя в руки – как раз подвернулся покупатель.

Новейшие технологии (интернет, мобильные телефоны) изменили саму концепцию миграции – благодаря им расстояние уже не кажется таким непреодолимым, у родственников есть возможность поддерживать связь. Несмотря на это, близость часто остается иллюзией, а виртуальное общение не способно компенсировать реальное отсутствие члена семьи, который живет за тысячи километров. Даже если семьям таки удается объединиться и жить вместе за рубежом, с годами их контакты с родиной слабеют, а украинская идентичность – размывается.

Во второй части материала читайте о «скайп-деревнях», и том, как переживают разлуку семьи “заробитчан” в Украине

Проект создан при поддержке Journalismfund.eu
Источник: Ольга Токарюк, фото и видео Себастьен Гобер / Громадское
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000