И снова приезжают итальянцы

Август. В Молдову возвращаются «итальянцы». То есть, эмигранты. Мы не знаем, сколько их уехало и сколько осталось. Потому что люди уезжают каждый день, а считаем мы их раз в 10 лет. Последняя перепись проводилась два года назад, но пока обработана только половина опросников. Через два года, когда, может быть, закончится подсчет опросников, мы должны будем начинать подготовку к новой переписи. Но, возможно, больше не возникнет необходимости в переписи, поскольку нас будет так мало, что мы сможем пересчитать друг друга, не тратя деньги на статистику.

Я сказала, что приезжают «итальянцы», то есть наши сограждане, братья, сестры, матери, двоюродные братья и сестры, уехавшие в Италию, или во Францию, или в Испанию, Португалию. Там сезон отпусков, и они, часть из них, вместо того, чтобы отдохнуть на любом побережье ЕС, решают приехать в Молдову.

Финансовая выгода Молдовы в результате этих визитов очевидна: любой «эмигрант», вернувшийся на несколько дней, тратит здесь 1-2 тысячи евро, не моргнув глазом. Банка краски, чтобы освежить окна, пакет с лекарствами для больного родственника, визит к врачу или оплата учебы в колледже/университете, прокат автомобиля, посещение рынка, подарок или два-три для непредвиденных ситуаций, выход в пиццерию с родственниками. Таким образом, Молдова должна ждать их, звать их, увлекать их. Даже если они приезжают сюда ненадолго, необходимо сделать приезд сюда привлекательным для них, чтобы они возвращались в рамках коротких визитов чаще. Тысяча эмигрантов, вернувшихся, чтобы провести отпуск – это 1.000.000 евро, потраченных в Молдове. Две-три тысяч эмигрантов – 2-3 миллиона.

Давайте посмотрим, что ожидает «итальянцев» этим летом в дорогой сердцу и многострадальной Молдове: цены на молоко, масло, хлеб, мясо выросли. Не подорожали только свекла и персики, но человек нуждается в чем-то еще. Одежда и обувь стоят дороже, чем в ЕС, как и раньше. Зарплаты остались маленькими, как и раньше. Рабочие места сокращаются, поэтому безработные родственники нуждаются в большей помощи.

Как раз в августе должен был быть наложен мораторий на рабочие места в государственном секторе. Именно тогда, когда десятки тысяч выпускников вузов Молдовы ищут работу, публичные учреждения закрывают свои ставни. Именно тогда, когда начинается новый учебный год, и хотя бы один молодой педагог согласился бы работать рядом с дюжиной учителей-пенсионеров, которые варятся в собственном соку в селах, мы узнаем, что они не имеют права на труд. 4500 вакансий в государственных учреждениях были заблокированы, чтобы сэкономить 4% бюджета. Но 4500 молодых сотрудников, по сути, означают гораздо большие инвестиции. Это решение является прямым приглашением уехать вместе с родственниками, вернувшимися в отпуск, не так ли?

Между тем, вернувшиеся домой узнают из телевизионных передач, что в Парламенте оптимизация не проводится. Депутаты на каникулах, так же, как и множество секретарей, советников, консультантов. Водители и их автомобили. Что, если оптимизировать гараж Парламента? Или число консультантов, набранных из мутных партий? Нет, все они остаются на бюджетном содержании. Бюджетная оптимизации проводится в больницах, где врачи, задыхающиеся от большого числа пациентов, узнают, что других врачей на работу не примут.
На днях я получила сообщение из Гааги. Бывший глава миссии МОМ в Кишиневе хранит в рамке страницы ZdG с интервью о миграции, озаглавленное «Люди уходят – волки приходят». Речь в нем шла и об опустевших селах, в которых собираются беспризорные животные, в том числе волки. Иногда у меня создается впечатление, что те немногие, кто остался в Молдове, являются своего рода волками. Погрязшими во зле, еще более разуверившимися, еще более одинокими. Правда, люди могут выжить в любых условиях, но не тогда, когда у них есть шанс уехать.

Ближе к окончанию молдавского отпуска, стыдно даже говорить с «итальянскими» гостями. Они выглядят задыхающимися, вытрясенными, униженными, побежденными. Не знают, если приедут в следующем году. Если ситуация не изменится, то, скорее всего, заберут детей или родителей, или кто еще есть, туда. Минус 1 эмигрант в отпуске – минус 1000 евро. Минус 1000 эмигрантов – минус миллион евро. И минус миллионы евро денежных переводов. И минус потенциальные налогоплательщики, которые поддержат Правительство в его решениях. Может быть, это и к лучшему?

Алина РАДУ , alina.radu@zdg.md
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000