Подозрительные смерти в деле об украденном миллиарде

В ноябре 2014 года более 13 миллиардов леев были изъяты из Banca de Economii (BEM), Banca Socială (BS) и Unibank и переведены на счета за рубежом. 27 ноября 2014 года автомобиль с документами из этих трех банков был похищен и сожжен. 9 декабря найден мертвым в своем гараже депутат, секретарь парламентской Комиссии по национальной безопасности Ион Бутмалай. Менее чем через два месяца, 25 января 2015 года, начальник отдела Национального банка Молдовы (НБМ), член секретной комиссии по расследованию исчезновения миллиарда Михай Бологан был найден отравленным угарным газом в собственной квартире, а 14 февраля 2015 года сотрудник BEM покончил с собой, застрелившись из пистолета, который хранился на законных основаниях.

Тема подозрительных смертей после «кражи миллиарда» снова стала актуальной после того, как бывший заместитель начальника Департамента борьбы с отмыванием денег Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Михаил Гофман сделал несколько новых заявлений в связи с этим делом в рамках телепередачи на телеканале TV7. Гофман дал понять, что несколько человек, которым известны детали исчезновения денег, подвергаются запугиваниям и давлению, а некоторых даже нет уже в живых.

«У меня были большие подозрения, что эти три смерти были не случайны»

Среди имен, упомянутых в ходе передачи, прозвучало имя бывшего депутата Иона Бутмалая, бывшего сотрудника BEM, а так же Михая Бологана, бывшего начальника отдела НБМ. О последнем Гофман сказал, что был членом секретной комиссии по расследованию исчезновения миллиарда, в которую входили и специалисты из других государственных структур, такие как НЦБК, СИБ, Минэкономики, Минфина, или Минюста.

После заявлений Гофмана, и бывший начальник Отдела по борьбе с отмыванием денег и мониторинга транзакций в Banca Socială Серджиу Сагайдак опубликовал сообщение, в котором упоминает о сомнительных сделках в Banca Socială начиная со второй половины 2014 года, но и о притеснениях, к которым стал подвергаться сразу после того, как подал в отставку. Сагайдак отметил и эти трагические случаи, о которых рассказывал Гофман. Бывший сотрудник Banca Socială отмечает, что имел большие подозрения касательно того, что эти три смерти, произошедшие в результате банальных инцидентов или самоубийства, не были случайными.

Ранее и примар Бельц, лидер «Нашей партия» Ренато Усатый говорил о том, что владеет некоторыми документами, в том числе секретной перепиской, в которой говорилось о краже миллиарда и о людях, которые пострадали в результате этого. «В них написано, что 26.01.2015 года начальника Управления менеджмента и информационной безопасности в рамках Национального банка Молдовы Михай Бологан был найден мертвым, отравившись угарным газом в собственном доме, расположенном на ул. Студенческой. Он входил в комиссию по расследованию кражи миллиарда. Другой пример такого рода относится к водителю грузовика BEM. Там написано, что водитель, у которого украли в ноябре 2014 года бронированный автомобиль, предназначенный для перевозки архива их трех банков, Banca de Economii, Banca Socială и Unibank, застрелился из личного пистолета 14 февраля 2015 года. Они умерли при подозрительных обстоятельствах», – сказал Усатый в середине апреля текущего года.

Начальник управления НБМ умер, отравившись угарным газом

По словам Гофмана, Михай Бологан, специалист в области информационных технологий, был начальником одного из отделов НБМ и, в то же время, членом секретной комиссии по расследованию исчезновения миллиарда. «Был начальником Главного управления ИТ и проверки финансовых сделок, связанных с бизнесом. Кто знает систему по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, знает, что данное лицо сразу же выявляло подозрительные сделки или связи, в случае незаконного бизнеса», – сказал Гофман о Бологане.

В ночь с 25 на 26 января 2015 года 31-летний Михай Бологан умер в собственной квартире от отравления угарным газом. Его жена и дочь, в возрасте 3-х лет, попали в больницу, но впоследствии выздоровели. Хотя в прессе много чего было написано в связи с этим инцидентом, в тот момент не было известно, что потерпевший занимал важную должность в НБМ, и был членом секретной комиссии.

На следующий день после трагедии, 26 января 2015 года, по данному факту было возбуждено уголовное дело. Первоначально дело расследовала прокурор Алина Николаев из Прокуратуры сектора Рышкановка, затем дело перешло к Даниэле Буйновски, но после ее ухода в декретный отпуск дело попало на стол третьего прокурора. Даниэла Буйновски сказала, что уголовное дело было инициировано в связи с нарушением правил в строительстве, которые привели к смерти человека, а следователь, который расследует этот случай сказал, что преждевременно говорить, какие были точные причины отравления и будет назначена экспертная комиссия, которая установит, кто виноват в неисправности отопительного оборудования и, следовательно, в утечке угарного газа. Дело в настоящее время находится в прокуратуре.

Сотрудник BEM – самоубийство в собственной квартире

Другая подозрительная смерть произошла сразу после «исчезновения миллиарда», 14 февраля 2015 года, в Хынчештах. Местная пресса писала, что, по словам жены 60-летнего сотрудника BEM, мужчина пришел домой с работы примерно в 12:00, взял пистолет модели Макарова, которого хранил законно, и выстрелел себе в голову, скончавшись на месте.

Как утверждал два месяца назад примар Бельц Ренато Усатый, мужчина, который покончил с собой, был тем самым человеком, который в ноябре 2014 года перевозил документы трех банков, и машина которого была похищена и сожжена.

Согласно информации из Доклада Kroll, составленный в результате расследования мошенничества в банковской системе Республики Молдова, 26 ноября 2014 года, по приказу руководства BEM, некоторые документы должны были быть отправлены в архив Unibank в Хынчештах. Оригиналы документов содержали данные о кредитах и денежных переводах. Они были упакованы в 12 мешках и погружены в автомобиль охранной фирмы «Klassika Force», принадлежащей тогдашнему президенту BEM Илану Шору.

На второй день, 27 ноября 2014 года, фирма «Klassika Force» проинформировала представителей BEM, что машина была украдена, после чего сожжена со всеми документами. В докладе говорится, что является подозрительным то, что такое большое количество документов хранились до тех пор в центральном офисе BEM, и никогда не производилась их транспортировка в архив. Кроме того, не ясно, почему для доставки документов использовалась машина другой компании, в то время как BEM располагал достаточными собственными средствами для транспортировки документов.

Мы попытались узнать, если работник BEM, который покончил с собой, и человек, который занимался перевозкой документов одно и то же лицо, и если правоохранительные органы установили причины, которые побудили мужчину прибегнуть к самоубийству. Представители Генеральной прокуратуры направили нас к прокурору района Хынчешты Ремусу Мороз. Он, однако, как сообщили нам в приемной Прокуратуры Хынчешт, находился в отпуске и его служебный мобильный телефон был отключен. В то же время, ответственный за учет документов в рамках Прокуратуры Хынчешты Александру Мустяцэ отказалась предоставлять нам данные об этом деле, потребовав письменный запрос.

Дело депутата Бутмалая «закрыто»

9 декабря 2014 года бывший депутат от Либерально-демократической партии, секретарь парламентской Комиссии по национальной безопасности, обороне и общественному порядку Ион Бутмалай был найден мертвым в собственном гараже в Кагуле. Рядом с телом был обнаружен пистолет, принадлежащий бывшему депутату на законных основаниях. Прокуратура возбудила тогда уголовное дело за убийство, но не исключила и версию о самоубийстве. После 11 месяцев расследования, 27 октября 2015 года, Прокуратура района Кагул вынесла постановление о прекращении уголовного дела, инициированного по факту смерти Бутмалая. Таким образом, уголовное дело в случае смерти бывшего депутата либерал-демократа было закрыто, поскольку согласно выводам следствия Ион Бутмалай покончил с собой.

Бывший сотрудник НЦБК Михаил Гофман сказал в ходе той же телепередачи на телеканале TV, что Ион Бутмалай «владел информацией из первых рук относительно того, что происходит в банковской системе, и не только».

После смерти бывшего депутата, адвокат семьи Бутмалай Анна Урсаки постоянно заявляла, что он не покончил с собой, а был убит, потому что намеревался организовать пресс-конференцию, в ходе которой должен был обнародовать более подробную информацию, в том числе о кражах из банковской системы, касающуюся ведущих политиков.

В своей деятельности депутат Ион Бутмалай отличился смелыми заявлениями в отношении многих громких дел, таких как дело о Пэдуря Домняскэ, мониторинг Интерполом Влада Плахотнюка или о рейдерских атаках на молдавские банки и компании.

Анатолие Ешану
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000