Гражданское общество обращается к Президенту

Медийные неправительственные организации осуждают отсутствие прозрачности и нарушение законодательных процедур при внесении поправок в Кодекс телевидения и радио 26 февраля 2016 года, считая данные действия попыткой имитировать реформы и защитить частные интересы некоторых владельцев СМИ.

Напоминаем, что проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс телевидения и радио был утвержден 26 февраля 2016 года в двух чтениях, спустя всего 9 дней после его регистрации в качестве законодательной инициативы группой депутатов от Партии социалистов. Согласно пояснительной записке к проекту закона и докладу, разработанному Парламентской комиссией по СМИ, цель поправок заключается в сокращении монополизации СМИ. Таким образом, было предложено внести изменения в статью 66 п. (3) для сокращения с 5 до 2 числа лицензий, которыми может обладать одно физическое или юридическое лицо в одной административно-территориальной единице. Кроме того, предложенные поправки касались ст. 66 п. (4), предусматривая сокращение с 2 до 1 числа вещательных организаций разного типа, в которых физическое или юридическое лицо может быть инвестором или акционером, обладающим контрольным пакетом акций.

Необходимо учесть, что проект закона не был сопровожден заключением Правительства, а представители гражданского общества, входящие в консультативную группу при профильной парламентской комиссии, не были проинформированы о рассмотрении данного проекта закона в комиссии. Единственной доступной информацией, на которую ссылались и большинство СМИ, освещавших данную тему, был проект, опубликованный на сайте Парламента. Однако 26 февраля в пленуме Парламента была также рассмотрена поправка к данному проекту закона, предложенная одним из авторов, посредством которой исходный текст был изменен. Новая поправка предусматривает и срок действия уже существующих лицензий, уточняя, что нынешние владельцы СМИ должны будут соблюсти положения о количестве лицензий после истечения срока действия лицензий, которыми они обладают в настоящее время. Кроме того, согласно новой поправке, физическое или юридическое лицо может быть акционером, обладающим контрольным пакетом акций не более чем в двух вещательных организациях. Таким образом, авторы проекта вернулись к формуле, предусматриваемой действующим Кодексом, из которой, однако, был исключен термин «инвестор». Фактически, данное изменение создаст условия для продолжения монополизации медиарынка, поскольку реальные владельцы вещательных компаний смогут формально соблюсти закон и сохранить за собой только две лицензии после истечения срока действия лицензий, которыми они обладают в настоящее время, оставаясь при этом «инвесторами» в неограниченном числе вещательных организаций.

Медийные неправительственные организации поддерживают сокращение концентрации на медиарынке и за прошедшие годы осуществили ряд действий в этом отношении. Правовой режим собственности в сфере телевидения и радио необходимо регулировать, ограничив число лицензий, которыми может обладать одно физическое или юридическое лицо, запретив реальным владельцам вещательных компаний использовать имена других лиц, ограничив долю рынка и регламентировав ситуации, способные привести к доминированию некоторых вещательных организаций в формировании общественного мнения, и т.п. Спешка, в которой 26 февраля 2016 года был утвержден проект закона о внесении изменений в Кодекс телевидения и радио, отсутствие прозрачности в процессе его рассмотрения и неоднозначные положения, включенные в текст проекта, усугубляют чувство неверия в честность намерений руководства страны в смысле ограничения концентрации СМИ. Аргумент председателя Парламента о том, что проект соответствует рекомендациям Совета министров ЕС, неоправдан, так как данные рекомендации необходимо реализовывать добросовестно и в строгом соответствии с нормами обеспечения прозрачности в процессе принятия решений.

Считаем данное действие депутатов Парламента попыткой имитировать реформы и защитить частные интересы некоторых владельцев СМИ, и просим, чтобы Президент Республики Молдова не подписывал закон о внесении изменений в Кодекс телевидения и радио, утвержденный 26 февраля 2016 года, возвратив его в Парламент для повторного рассмотрения.

Центр независимой журналистики, Ассоциация независимой прессы, Ассоциация электронной прессы APEL, Центр журналистских расследований, Центр «Acces-Info», Ассоциация независимых тележурналистов, Комитет по свободе прессы, Институт общественных политик, Центр юридических ресурсов Молдовы, Ассоциация Promo-LEX

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000