О проблемах в банковской системе было известно с 2009 года. В 2016 году государство выплатит 680 млн. леев

2 декабря депутаты встретились на специальном заседании, чтобы обсудить хищения в банковской системе и меры, предпринятые для прояснения этой ситуации. В рамках заседания были заслушаны Генеральный прокурор Корнелий Гурин, начальник Службы информации и безопасности Михай Балан, директор Национального центра по борьбе с коррупцией Виорел Кетрару, министр финансов Анатолий Арапу и исполняющий обязанности управляющего Национальным банком Дорин Дрэгуцану. Первая часть заседания, когда Генеральный прокурор представлял доклад, проходила за закрытыми дверями, по инициативе коммунистов, при поддержке ДП и ЛП.

После двух часов закрытого заседания, в ходе которого был заслушан доклад Генерального прокурора, Парламент решил сделать заседание публичным. Депутаты спросили главу НЦБК о фигурантах дела «о миллиарде», явке с повинной Илана Шора, схемах по отмыванию денег, а также о суммах, которые были выведены из страны посредством неблагополучных кредитов.

Так, первое дело, открытое по поводу «ограбления банка», было возбуждено 28 июня 2014 года. С тех пор, НЦБК завел 44 дела в отношении 54 лиц, из которых 20 дел были направлены в суд, все в отношении бывших сотрудников «BEM». В то же время, на стадии рассмотрения у НЦБК находятся 24 уголовных дела, связанных с получением кредитов путем обмана, дела об отмывании, дела о бесхозяйственности «BEM», «Banca Socială» и «Unibank», со ссылкой на отсутствие информирования о банковских операциях и неблагополучных кредитах и т.д. Общая сумма ущерба, согласно расчетам прокуратуры, составляет 13,5 миллиардов леев.

В ходе расследования был наложен арест на 28 миллионов леев, 44 объекта движимого и недвижимого имущества, сельскохозяйственное оборудование, стоимость которого пока не была установлена. В рамках этих уголовных дел были заслушаны 386 человек, было проведено 111 обысков, 56 изъятий, 36 экспертиз, направлено 49 запросов экспертной помощи в сфере денежного оборота.

На данный момент была выявлена схема кредитного оборота только в отношении 200 миллионов долларов, денег, переведенных через Латвию, Кипр, Швейцарию, Германию, Китай, Эстонию. В установлении схемы принимают участие такие страны, как: Россия, Великобритания, Латвия, Панама, Кипр и т.д.

Что касается возможности возврата денег, Кетрару говорит, что все зависит от некой информации, подтверждение которой ожидается в настоящее время. Тем не менее, он утверждает, что «значительная часть денег вернулась в страну, в том числе в аэропорт. В виде инвестиций, которые осуществлялись в различных областях».

Кетрару сказал также, что решение о продлении ордера на арест бывшего премьер-министра Влада Филата основывается на уликах, собранных прокуратурой.

Кетрару и Гурина спросили, имело ли место политическое вмешательство в этом деле. «Имело ли место вмешательство… С моей точки зрения, в том числе сегодняшние слушания – вмешательство. Не депутатское это дело – разузнавать, чем заняты прокуроры по делу», – отметил Виорел Кетрару. «Попытки отправить в отставку – это тоже вмешательство. Протесты, кампании в СМИ – тоже. Конечно, было бы проще, если бы их не было, это бы позволило нам посвятить себя работе по ведению расследования, а не средствам самозащиты от абсурдных и бессмысленных атак», – уточнил Корнелий Гурин.

Михай Гимпу попросил озвучить на пленарном заседании и имя человека, который стоит за всеми этими схемами хищений. Директор НЦБК Виорел Кетрару отказался предоставить фамилию, проходящую по делу, но отметил, что знает, кто эта персона. В данном контексте, генеральный прокурор заявил об отсутствии какой-либо уверенности в том, что за схемами стоял один человек, так как рассматриваются согласованные действия целой группы лиц. Также, глава НЦБК отметил, что Илан Шор сохраняет особый статус в деле кражи из «BEM», поскольку он сотрудничает с прокурорами. В то же время, он обвиняется по другому делу, возбужденному 4 декабря 2014 года.

Министр финансов Анатолий Арапу заявил, что Национальный банк Молдовы выдавал кредиты «Banca de Economii», «Banca Socială» и «Unibank», несмотря на то, что было известно об их банкротстве и невозможности вернуть деньги.

«Было ясно с самого начала, что, когда Правительство предоставляло кредиты, банки были банкротами, и было ясно, что они не смогут вернуть эти деньги. В условиях краха банковской системы, решение было правильным. В случае невмешательства государства, риски и последствия для страны могли быть гораздо более драматичными, чем расходы, которые взяло на себя государство», – заявил Анатолий Арапу в рамках заседания Парламента.

Анатолий Арапу говорит, что для покрытия долга в 14 миллиардов леев, в 2016 году из государственного бюджета будут изъяты 650-680 миллионов леев, что представляет эквивалент всех пенсий и социальных пособий за месяц. И это при 5% дохода. На вопрос о залоговой стоимости трех банков Арапу уклонился от ответа, а в заключение сказал, что он не располагает такой информацией.

Управляющий НБМ Дорин Дрэгуцану заявил, что с точки зрения закона были приняты все меры по стабилизации ситуации. «Только специальное управление могло спасти ситуацию. С 2010 года, возможно, и раньше, Правительство и Министерство финансов были проинформированы, что из банков крадут средства, соответственно, необходимо было обратиться в суд. Проблемы в «BEM» обсуждались и МБ и МВФ с представителями Правительства еще в 2013 году. Но что-то я не припомню ликвидации в 2013 году. О ликвидации открыто стали говорить с середины 2014 года, когда стало ясно, что банки не смогут выйти из этой ситуации», – сказал Дрэгуцану. Он признал, что лидеры Альянса за европейскую интеграцию были оповещены в 2014 году о нарушениях, выявленных в системе.

Марина ЧОБАНУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000