Principală  —  Важное   —   Марафон фантастических предвыборных обещаний: от…

Марафон фантастических предвыборных обещаний: от пособий для детей в 200 тысяч леев и газа «в три раза дешевле» до инвестиций и экономического роста, как в Сингапуре и Дубае

Источник: Коллаж ZdG

В этой предвыборной кампании обещания политиков обрушиваются на потенциальных избирателей «со скоростью света». Предложения партий максимально раздуты, строятся по старому рецепту, уже использованному в предыдущих кампаниях – «молоко и мед» для пенсионеров и наемных работников, газ в три раза дешевле и пособия в десятки тысяч леев. Некоторые пытаются завлечь электорат даже обещаниями пособий в сотни тысяч леев и инвестиций в экономику, чтобы Молдова «поднялась как Сингапур и Дубай».

ZdG изучила избирательные программы всех политических партий, усомнилась в тех, что оторваны от реальности, и проанализировала их вместе с экономическим экспертом и политическим аналитиком. Те отметили, что чаще всего кандидаты озвучивают «популистские предвыборные фантазии», не уточняя, каким образом и за счет каких средств они собираются реализовать обещанное. Некоторые из обещаний, если их воплотить, вызвали бы бюджетный дисбаланс.

Самое распространенное, но и главное обещание избирательных программ касается заботы о пожилых людях. Так, если Партия «Движение „Респект Молдова”», Андрей Нэстасе, Партия «Великая Молдова», Европейская социал-демократическая партия обещают повышение минимальной пенсии до 5000 леев, то Избирательный «Патриотический блок социалистов, коммунистов, партий “Сердце Молдовы” и “Будущее Молдовы“» поднимает планку до «минимум 6000 леев».

«Это абсолютно несостоятельные обещания»

Мы проанализировали это обещание с точки зрения реализуемости вместе с экономическим экспертом Стасом Маданом.

«На данный момент, по состоянию на 1 июля, средняя пенсия в Молдове составляет 4404 лея, то есть кандидаты предлагают минимальные пенсии выше нынешней средней. Повышение минимальной пенсии до 6000 леев увеличит нагрузку на бюджет примерно до 10 миллиардов леев в год. Это абсолютно несостоятельные обещания, учитывая, в том числе, демографические тенденции, которые мы не можем игнорировать», – заявил эксперт.

По словам эксперта, минимальная пенсия в 6000 леев может быть реализована лишь при трех неблагоприятных для страны сценариях.

«Первый сценарий – резко увеличить налоговую нагрузку. Нам пришлось бы поднять ее до 40% или более чем на 40%, это точно. Второй сценарий – резко сократить расходы на другие сферы: сельское хозяйство, больницы, дороги, водопровод, региональное развитие и так далее. Но хотим ли мы этого? И третий сценарий – если бы у нас была галопирующая инфляция. Несколько лет подряд с инфляцией в 20–30%, и конечно, минимальная пенсия могла бы составить 6000 леев, но это приведет к обеднению населения, в том числе пенсионеров. Вопрос в том, хотим ли мы таких сценариев», – объяснил Стас Мадан.

Партия «Действие и солидарность» обещает «повышение/удвоение зарплат для людей, забытых другими правительствами – врачей, медсестер, учителей, полицейских», а представители Национальной молдавской партии приводят и конкретные числа. Они обещают, что минимальная брутто-зарплата врача составит 40 250 леев, а медсестры – 24 150 леев. Для учителей с полной нагрузкой Национальная молдавская партия предусматривает минимальную зарплату в 20 тысяч леев нетто. А Движение «Респект Молдова» заверяет, что преподаватели получат 100%-ное повышение зарплат в ближайшие годы.

Стас Мадан «оценил эти числа», но назвал их популистскими.

«Звучит красиво и необходимо, но я не видел, чтобы хоть один кандидат уточнил источники финансирования, за счет чего будут покрыты эти расходы. Если взять, к примеру, зарплаты учителей, то в Молдове их очень много, и это потребовало бы значительного бюджетного усилия для повышения зарплат в таком объеме. Без уточнения источников финансирования это будет означать только провоцирование бюджетных дисбалансов и еще больший рост дефицита. Когда даешь такие обещания, нужно уточнять источник финансирования или то, за счет каких действий ты будешь стимулировать экономику, чтобы увеличить доходы бюджета. Без таких деталей эти обещания остаются в зоне популизма, даже если они крайне необходимы, ведь образование и здравоохранение безусловно являются приоритетными сферами для нашей жизни и экономики», – объяснил специалист Expert-Grup.

Тот же Избирательный «Патриотический» блок обещает увеличить студенческие стипендии до 5000 леев, выплачивать пенсионерам по 7000 леев ежегодной помощи к праздникам, а представители Движения «Респект Молдова» уверяют, что каждому ветерану будет предоставляться ежемесячное пособие в 5000 леев, индексируемое ежегодно в зависимости от уровня инфляции.

Без указания источников финансирования и эти обещания нереализуемы, как уточнил Стас Мадан.

«Конечно, это фантастическое обещание»

Тема рождаемости также широко эксплуатируется в этой предвыборной кампании. Движение «Респект Молдова» обещает единовременные выплаты при рождении детей: 22 тысячи леев за первого ребенка, 32 тысячи за второго и 42 тысячи леев за третьего и последующих детей. Избирательный «Патриотический» блок заманивает молодые семьи «пособием в 50 тысяч леев при рождении ребенка», а Ренато Усатый представил законопроект, предусматривающий даже выплату в 200 тысяч леев при рождении ребенка. Независимый кандидат Андрей Нэстасе обещает родителям детей до 3 лет ежемесячное пособие в размере 3000 леев, а до совершеннолетия (или даже до 21 года) – по 1000 леев в месяц каждому ребенку/молодому человеку.

Если первые предложения еще можно было бы реализовать, то 200 тысяч леев – это уже из области фантастики, как отметил экономический эксперт.

«Обещание в 200 тысяч леев, конечно, фантастическое. Самое забавное, что этот же кандидат, если взглянуть в его политическую программу 2023 года, предлагал тогда дифференцированный подход: 15 тысяч за первого ребенка, 25 тысяч за второго и около 50 тысяч леев за третьего. Сам избирательный конкурент в своей программе признает, что даже 50 тысяч леев – это очень серьезная нагрузка для бюджета, а теперь он предлагает 200 тысяч. Допустим, в этом году или в следующем число рождений останется таким же, как в 2024 году, – это означало бы дополнительные расходы госбюджета более чем на 4 миллиарда леев. Это внушительная сумма, которую крайне трудно выдержать. И при этом кандидат предлагает ее, не объясняя, как именно получено это число, какие источники финансирования будут задействованы, каким образом будет покрыт этот объем расходов. То есть это явно популистская мера», – уточнил Стас Мадан.

«Нужно идти на значительные политические уступки»

Феномен энергетического кризиса за последнее время подтолкнул избирательных конкурентов к новым лозунгам. Тот же Ренато Усатый из «Нашей партии» подготовил проект освобождения от НДС на природный газ; Зинаида Гречаный из «Патриотического» блока заявила, что цена газа для конечных потребителей не превысит 6–8 леев, а ее коллега Василий Тарлев уточнил, что «с космической скоростью» снизит цену на природный газ минимум втрое.

Василий Тарлев из «Патриотического» блока

И это обещание – из сказок, как утверждает экономический эксперт.

«Нужно сразу сказать людям, что даже если бы газ нам давали бесплатно, то есть даром, по нулевой цене закупки, конечные потребители все равно должны были бы платить тариф в 5,8 лея, то есть фактически 6 леев. В конечный тариф входит не только закупочная цена, которая составляет около 60% от общей стоимости. Есть еще транспортные расходы, чтобы газ поступил в Национальную газовую сеть, потом идет Национальная сеть распределения газа, где работают компании вроде Chișinău Gaz и другие. У них есть свои расходы и сотрудники, которых тоже нужно содержать. Только распределительные компании берут 4,4 лея за кубометр. Плюс, расходы поставщика, который завозит газ, и еще 8% НДС. В итоге получается тариф – сейчас это 16,74 лея за кубометр с НДС для конечного потребителя. Во-первых, чтобы покупать газ по 200–300 долларов за 1000 кубометров, нужно идти на значительные политические уступки. То есть для достижения такой цены нужно идти на уступки. И, что печально, этот кандидат открыто заявляет, что готов, например, согласиться выплатить долг в 709 миллионов долларов, который требует от нас „Газпром”», – подчеркнул эксперт.

«У нас также есть логистическая проблема – через какие пути газ будет попадать в Молдову? Через Украину это крайне маловероятно, учитывая отношения этого кандидата и его позицию в отношении российской агрессии в Украине. То есть это абсолютно популистское действие, у которого в данный момент сомнительные шансы на реализацию», – отметил Мадан.

«По-настоящему тошнотворный популизм»

Политическая партия «Альянс за единство и благосостояние» (CUB) обещает «разработать государственные программы для сохранения школ в селах через сети переезжающих преподавателей и сельские центры качественного образования – что-то вроде Эразмуса для Молдовы». А «Патриотический» блок утверждает, что «отменит все решения о закрытии и слиянии школ». Они гарантируют, что в каждом населенном пункте будет «как минимум один детский сад и одна школа».

Стас Мадан утверждает, что это предложение приведет к негативным последствиям для учеников.

«К сожалению, очень многие кандидаты продолжают прибегать к по-настоящему тошнотворному популизму, под видом того, что они якобы защищают детей. На самом деле, если продвигать идею сохранения школ, где учатся всего несколько детей, происходят две негативные вещи. С одной стороны, блокируются ресурсы, которые можно было бы, например, направить на повышение зарплат учителям. Но даже это не самое главное. Хуже всего то, что эти дети обречены на неравные шансы в учебе и на неравные возможности, потому что Министерство образования в прошлые годы показывало результаты тестов в зависимости от числа учеников в школе, и видно очень ясно: в школах, где мало детей, успеваемость значительно ниже. То есть, сохраняя эти маленькие школы в условиях, когда можно без проблем перевести учеников в другие заведения – ведь на дворе XXI век, есть достаточно удобного транспорта, чтобы возить детей, – мы фактически обрекаем этих детей на неравные образовательные возможности», – объяснил эксперт.

Кандидаты («Наша партия», «Демократия дома» и Избирательный «Патриотический» блок) также хотят, чтобы 50% товаров на полках были отечественного производства.

Экономический эксперт отметил, что это предложение противоречит международным обязательствам Молдовы.

«Эта мера не просто популистская, а очень популистская. На первый взгляд она звучит патриотично, но прежде всего, она противоречит международным обязательствам Молдовы. Так, статья 3 ГАТТ Всемирной торговой организации закрепляет священный принцип для этой организации – принцип национального режима. Подобные меры по квотированию или ограничению явно нарушают этот принцип. Более того, все наши соглашения о свободной торговле – с ЕС, с Турцией, с СНГ – включают этот принцип. Кроме того, Молдова – это малая открытая экономика, которая очень сильно зависит от экспорта. Что произойдет, если страны, которые почувствуют себя задетыми такой мерой, введут ответные ограничения? Мы рискуем подорвать экспорт нашей агропродукции. Скорее всего, это приведет к двум вещам: с одной стороны, к подорожанию продуктов для потребителей, а с другой – к сокращению ассортимента. Если мы действительно хотим поддержать местных производителей, нужно помогать им становиться конкурентоспособными, чтобы они могли соперничать с иностранными. Подобные квоты на долгосрочной основе только вредят, потому что делают наших производителей еще менее конкурентоспособными. К тому же, международные компании вовсе не стоят в очереди, чтобы продавать на молдавском рынке. Наоборот, у нас есть проблема, что многие зарубежные бренды мы вынуждены покупать за границей, потому что их попросту нет на нашем рынке. Рынок сбыта для них маленький, и условия разные. Это чисто популистская мера», – пояснил экономический эксперт.

«Трудно комментировать»

Адриано Дулгер из Политической партии «Альянс за единство и благосостояние» утверждает, что за счет инвестиций и экономического роста Молдова может стать «примером для всех малых стран мира, точно так же, как это было с Сингапуром или как поднялся Дубай».

Эксперт улыбнулся, комментируя это обещание:

«Трудно даже комментировать. Если говорить об инвестициях, то пока у нас идет война у границы, мы не можем ожидать большого притока инвестиций в Молдову. Мы единственный сосед Украины без реальных гарантий безопасности, мы не член НАТО, и это отпугивает инвесторов. Этот реальный риск безопасности пугает инвесторов, и последние годы у нас довольно скромные показатели по инвестициям. Это одна из главных причин слабого экономического роста. Более того, одна крупная компания ушла из Молдовы, потому что на центральном уровне было принято решение вести бизнес только в странах НАТО. Так что предполагать здесь инвестиционный бум крайне сложно».

Большая часть партий также обещает снижение пенсионного возраста. Экономический эксперт считает эту меру «совершенно несостоятельной». 

«Такая мера уже в первый год даст сразу плюс 114 тысяч пенсионеров. Это означает еще около 6 миллиардов леев в пенсионный фонд. Но это только расходы на пенсии. Есть и другая сторона: уменьшаются доходы, потому что многие из тех, кто станет пенсионерами, – это работающие люди, которые сейчас платят соцвзносы. Очевидно, что эта мера абсолютно несостоятельна, и она противоречит демографическим тенденциям. Снижение пенсионного возраста идет прямо вразрез с этими тенденциями. Это абсолютно утопично и нереалистично, особенно если одновременно обещать еще и повышение пенсий», – заявил Мадан.

Совет избирателям: пропускать обещания через фильтр реализма

Мы спросили у экономического эксперта, что бы он посоветовал избирателям, которые слышат такие обещания.

Стас Мадан, экономический эксперт Expert-Grup

«Прежде всего, нужно пропускать обещания через фильтр – что они делали раньше. Многие кандидаты уже были у власти, и теперь снова дают громкие обещания. Нужно трезво оценивать, что реально, а что нет, и проверять информацию из разных источников, потому что дезинформация в соцсетях распространяется очень быстро. Когда питаешь чрезмерные иллюзии, получаешь много разочарований. Эти пышные обещания похожи на финансовые пирамиды, а мы знаем, что любая пирамида рушится. Конечно, мы не хотим, чтобы государство Молдова рухнуло. Поэтому я предлагаю избирателям пропускать предвыборные обещания через фильтр реализма», – сказал экономический эксперт Стас Мадан.

«Нам нужны возможности, чтобы реализовать эти реформы»

Помимо обещаний хорошей жизни и экономического роста, кандидаты дают гражданам и такие обещания, которые можно достичь с помощью политической воли. Партия «Действие и солидарность» заявляет громко и открыто, что Республика Молдова подпишет договор о вступлении в ЕС до 2028 года, другие проевропейские партии называют срок до 2030 года. Политический эксперт Ион Тэбырцэ перечислил несколько условий для достижения этой цели.

«Эти заявления звучали не только внутри Молдовы, они звучали и от некоторых европейских чиновников самого высокого ранга, в том числе здесь, в Кишиневе. Однако мы понимаем, что для этого нужны несколько внутренних условий, а именно речь идет о правительстве с реальным политическим желанием интегрироваться в Европейский союз. Во-вторых, нам нужны возможности, чтобы реализовать эти реформы, особенно человеческие ресурсы, ведь у нынешней правящей партии с этим были очевидные проблемы. И третий аспект – финансовый, нам нужны деньги. Думаю, что партнеры могут нам помочь, как помогали и помогают, тем более что Республика Молдова – не большое государство и не требует огромных расходов. Если у нас будут эти три составляющие – политическая воля, способность быстро проводить реформы и финансовые средства, – и мы технически сможем успешно провести переговоры по всем 35 главам, которые очень многочисленны и содержательны, то останется последнее условие: внутри ЕС должна быть политическая готовность, консенсус на уровне политических решений всех стран, чтобы Республика Молдова была принята в Европейский союз», – объяснил Тэбырцэ.

«Голосование в воскресенье может обеспечить или сорвать мир»

Либеральная партия выступает за объединение с Румынией, чтобы облегчить процесс вступления в ЕС и НАТО. Того же мнения придерживаются и представители Национальной молдавской партии.

«Я считаю, что в данный момент мы не можем говорить о таком сценарии, хотя в Республике Молдова есть примерно 35–40% населения, которые положительно относятся к возможному объединению», – утверждает политический аналитик.

О мире говорят почти все партии, особенно «Действие и солидарность» и «Патриотический» блок. Политический аналитик уточнил: «Именно голосование в воскресенье может его обеспечить или сорвать». 

«Голосование в воскресенье либо сохранит позицию Республики Молдова в отношении войны в Украине – осуждение российского вторжения, либо приведет к пророссийскому правительству, которое будет заявлять о нейтралитете, но этот нейтралитет скорее будет означать молчаливую поддержку позиции России в ее вторжении в Украину. Это станет своего рода „международной приднестровизацией” Республики Молдова, которая превратится в подобие увеличенного Приднестровья, ведь Украина сразу воспримет Республику Молдова с пророссийским руководством как угрозу своей безопасности. Кроме того, Молдова перестанет быть надежным партнером для Евросоюза, Румынии и других партнеров по развитию», – заявил Ион Тэбырцэ.

Почему выборы 28 сентября имеют решающее значение?

«Это важные выборы, потому что это первые парламентские выборы с тех пор, как мы получили статус страны-кандидата. И если все будет хорошо, в следующем Парламенте мы фактически сделаем европейский курс необратимым. Если же мы этого не добьемся или после 28 сентября не будет проевропейского правительства, это будет означать, что Республика Молдова снова надолго застынет на месте. Молдова по-прежнему останется частью этой серой геополитической зоны, которую пытается контролировать Российская Федерация, и снова пройдет через социально-политические и экономические потрясения. Если после 28 сентября мы продолжим с нынешней скоростью европейскую интеграцию, это приведет к заметным, радикальным, кардинальным изменениям в Республике Молдова, которые уже начались. 28 сентября может определить, интегрируемся ли мы в Европейский союз в ближайшие 3–5 лет или этот процесс вновь будет отложен на неопределенный срок», – заключил политический аналитик Ион Тэбырцэ.