Два протеста и три замечания

36-politistiЧей протест более искренний? Вопрос был бы лишён смысла, в случае общего протестного движения, задействовавшего всех граждан, недовольных нынешней властью. Если бы фермеры протестовали вместе с должностными лицами, рядом с рабочими, а также с городским средним классом, если бы пророссийские социалисты были плечом к плечу с проевропейцами. Но они не вместе. И они приложили в прошлом году все силы против создания единого протестного фронта.

То социалисты заявляют, что Платформа ДА – это движение, проплаченное американцами или другими внешними силами. То лидеры Платформы ДА кричат в голос, что не будут протестовать с социалистами, потому что последние являются врагами страны. Это битва между протестующими, на тему «чей протест ближе к истине», чудесным образом играет на руку правящим партиям.

В краткосрочной перспективе эта борьба породит ток-шоу и интересные выступления в прессе. В долгосрочной перспективе она выведет из протеста людей, которые хотели бы выступить единым протестным фронтом, собравшим бы эклектичное сообщество из различных социальных сегментов: от фермеров до студентов, и от прозападных до про-восточных, – вокруг общей цели – глубинного реформирования власти в стране.

В конце прошлой недели мы увидели, что сосуществование различных вариантов протеста возможно: на ПВНС появилась унионистская палатка, которая была установлена рядом с другой палаткой – «прорусской» партии «Наш дом» Григория Петренко, и вместе они расположились среди других палаток Платформы ДА. Я понимаю, что трудно собрать вместе таких лидеров, как Додон, Усатый, Кеяну и Нэстасе, но путч определённо выиграл бы, если бы они хотя бы пытались поработать над общей протестной платформой. Осуществлённый в условиях максимальной прозрачности, этот процесс явил бы искренность намерений лидеров обоих движений. Но каждый предпочёл организовать свой протест.

Протесты в провинции: слишком поздно и слишком мало. Платформа ДА пошла, наконец, по стране: в воскресенье несколько десятков людей протестовали в Бельцах, Фэлештах, Кагуле и Кэлэрашь, после того, как ранее несколько десятков протестовали в Теленештах и Штефан Водэ.

Акт протеста обязательно должен распространиться по всей стране, с тем, чтобы собрать вместе недовольства и претензии всех граждан (особенно из сельской местности, голос которых, как правило, игнорируется). Движение протеста из столицы в провинцию началось, однако, слишком поздно.

В самом деле, Платформа ДА всё сделала в точности да наоборот. Вместо того, чтобы ещё с зимы работать в сёлах и городах страны и формировать структуры: дискуссионные клубы, сети, ассоциации, местные лидеры, – которые бы составили костяк будущего протеста, достигшего в конечном итоге Кишинёва, лидеры Платформы организовали собрание нескольких десятков тысяч человек в Кишинёве, а затем, когда они увидели, что численность протеста на ПВНС уменьшается, в спешке принялись мобилизовать людей из провинции.

Если необходима иллюстрация того, что протест перед зданием Правительства – не что иное, как городское движение, с политическими требованиями, выражающими интересы небольшой группы индивидов (бывших политиков, ностальгирующих интеллектуалов, журналистов, молодёжи), которая ведома самопровозглашённой группой лидеров движения, и которая не разработала последовательной программы социальных и экономических требований, – недавние протесты на ПВНС предоставили эту иллюстрацию с лихвой.

Социальные требования: как-нибудь в другой раз! Мы ожидали с некоторым нетерпением протеста партий, которые называют себя «левыми» (парадокс ситуации заключается в том, что движение, созданное олигархом Ренато Усатым, стали считать левым). Речь о Партии Социалистов Игоря Додона и Нашей партии Ренато Усатого.

Я был приятно удивлён организационной изобретательностью обеих партий – они с успехом обошли бессмысленный запрет Примэрии Кишинёва на воскресный протест перед зданием Парламента (и установили палатки, когда и где они захотели), чем подчеркнули лицемерие претензий участников другого протеста на то, чтобы быть единственными голосами общего протеста. На этом всё. Общий список требований практически на сто процентов является копией списка претензий Платформы ДА: в основном он состоит из отставок и досрочных выборов. Полностью отсутствуют социальные и экономические требования. Неужели, отставка главы ЦИК или КСТР каким-то образом решит проблему того, что сельское хозяйство Молдовы субсидируется хронически недостаточно, что система здравоохранения не финансируется в должной мере, как и образование, и т.д.

На вопрос: Отставка? Хорошо, и что мы будем делать дальше? – у социалистическо-усатовского протеста, как и у Платформы ДА, ответа нет.

Виталий Спрынчанэ, Platzforma.md
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *