Эстония – первая, Молдова – никогда

На днях эстонская пресса написала о Молдове. В каком контексте? В контексте, который является из ряда вон выходящим для Эстонии и довольно обычным для нас

Эстония была первой республикой СССР, которая провозгласила независимость от СССР (16 ноября 1988 года). В то время было даже опасным перечить кровавой империи, но эстонцы решили, что хотят быть независимыми и ничто их не остановило.

С тех пор, в течение почти 30 лет Эстония не переставала развиваться. Прошла через переходный период, приняла современные модели развития, подала заявление о вступлении в ЕС, провела вовремя реформы, ликвидировала коррупцию, была принята в ЕС (в 2004 году), в Шенгенскую зону, в зону евро. Зачем? Чтобы ее граждане жили лучше.

После вступления в ЕС, эстонцы получили больше свободы, в том числе право на свободу передвижения (в 2004 году молдаване все еще привязывали себя заживо под грузовики, чтобы пройти границу и доехать до места назначения любыми путями, иногда живыми, а иногда мертвыми). Но свобода передвижения для эстонцев пришла вместе со свободой жить дома, где им постоянно создавались лучшие условия для учебы, труда, продолжения рода и развития.

Из фондов ЕС, Эстония получила возможность отремонтировать улицы в городах, построить новые дороги, в том числе международные. С первых лет вступления в ЕС, Эстония постоянно получала средства для развития сельского хозяйства, сельских районов, создания новой инфраструктуры, новых рабочих мест. Из года в год, Эстония получает для развития не менее 500 евро на душу населения. Из года в год, эти средства не сокращаются, не отзываются, не теряются, а растут.

Спустя 13 лет с момента вступления в ЕС, Эстония продолжает получать из фондов Европейского союза деньги. В период 2014-2020 годов это государство должно получить в общей сложности 5,9 млрд. евро, что почти на 1 миллиард больше, чем в предыдущем периоде. Эти деньги будут направлены, в частности, для экономического развития, технологий и других необходимых программ, которые позволят повысить благосостояние граждан.

Два года назад, в октябре 2016 года, эстонцы выбрали в качестве президента женщину, Керсти Кальюлайд, 47 лет, которая построила себе прозрачную и последовательную карьеру. Является первой женщиной-президентом Эстонии и самым молодым президентом, который был у этого государства. В среду, в ходе интервью для газеты ZdG, я спросила президента Кальюлайд, какой совет может дать Молдове, которая вышла из состава СССР в том же году, но осталась зависимой от старой системы до сих пор, добавляя новые проблемы гражданам. Президент Эстонии ответила сразу: бороться с коррупцией, быть едиными в этой борьбе, и не останавливаться никогда, поскольку коррупция не останавливается, и нужно больше работать.

Было сложно получить разрешение на интервью с президентом Эстонии по одной причине: нехватка времени. Тем не менее, я осмелилась подойти и задать несколько вопросов. Она не знала меня, не получила вопросы заранее. Она ответила неизвестной ей, неаккредитованной журналистке в фойе здания. Только два человека сопровождали президента, которые не дотронулись до меня, не проверили на наличие оружия, не напали, не попросили пропуск, не нагрубили. Все трое были воплощением спокойствия, воспитанности и уважения. Не было и эскорта машин с сигнализацией. Наверное, президент Керсти Кальюлайд и все эстонцы имеют другие приоритеты, наверное, они ничего не боятся, никому не хотят зла.

На днях эстонская пресса написала о Молдове. В каком контексте? В контексте, который является из ряда вон выходящим для Эстонии и довольно обычным для нас. Гражданин Республики Молдова предложил эстонскому пограничнику молдавское решение: 100 евро взятки, поскольку не мог представить необходимые документы на границе.

Гражданин Республики Молдова был задержан. И был осужден. Будет сидеть в тюрьме, а потом должен будет заплатить штраф в несколько раз больше чем взятка, и получит запрет на въезд в Эстонию. «Взятка не является чем-то обычным в Эстонии. Это исключительно редкие случаи. В Таллинне я уже лет 15 не слышала, чтобы полицейский брал взятку», – сказала эстонский журналист Мариан Манни, которую я попросила прокомментировать этот случай.

Журналистка, которая не слышала о подкупах полицейских в столице своей страны в течение 15 лет, о чем может писать? Когда нам, сотрудникам ZdG, не придется больше писать о коррупции, взятках, безнаказанности и других злоупотреблениях? Какой будет жизнь в Молдове без коррупции? Может, будет лучше, чем в Эстонии, но для этого нужно «всем вместе больше работать против коррупции».

Алина РАДУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000