ДЕЛО О ДЕТСКИХ САДАХ: Четверо обвиняемых, оружие и три фальсифицированных аукциона

Несмотря на то, что дело в отношении двух чиновников из Управления образования, молодежи и спорта (УОМС) Буюкан и двух управляющих фирмами, которые поставляли продовольствие в детские сады Кишинева, было предано правосудию еще в конце мая, не прошло еще ни одного слушания, они откладывались из-за отсутствия подсудимых, ссылавшихся на состояние здоровья. И хотя НЦБК располагает аудиозаписями телефонных разговоров, в которых обвиняемые беседуют о просроченных продуктах или продуктах сомнительного качества, поставляемых в детские сады и, соответственно, попадающих на столы детей, четверка обвиняется только по трем эпизодам фальсификации аукционов и нанесения ущерба государственному бюджету в размере более 216 тысяч леев. Между тем, один из обвиняемых, бизнесмен Геннадий Никорич, был признан виновным и наказан штрафом в сумме две тысячи долларов за незаконное приобретение и хранение оружия, обнаруженного по месту его проживания в тот день, когда проводились обыски. Другой управляющий фирмой, проходящий по делу, Лилиан Софроне, продолжает подписывать миллионные договоры с государством со скамьи подсудимых.

Более десяти месяцев спустя после задержания по делу о фальсифицированных аукционах в сфере образования и начала скандала о доставке продуктов питания сомнительного качества в столичные детские сады, лишь девять человек оказались на скамье подсудимых. Четверо из них получили обвинительные приговоры после того, как они полностью признали обвинения, выдвинутые прокурором, в актах активной и пассивной коррупции, но так и не оказались за решеткой, будучи наказаны уголовными штрафами. Выделено из этого дела уголовное дело в отношении Евгения Верягина, начальника Отдела продовольствия Министерства обороны, обвиняемого в извлечении выгоды из влияния, который не признал свою вину. В деле рассматриваются действия двух должностных лиц и двух бизнесменов; до сих пор были запланированы только три слушания, все они были отложены. Между тем, уголовное преследование продолжается в отношении еще 15 лиц, чьи имена не преданы огласке. По словам Иона Мунтяну, прокурора, ведущего дело, никаких превентивных мер или ареста в отношении ни одного лица, проходящего по делу, не существует.

Хищение в размере 216 тысяч леев из бюджета, предназначенного детям

После задержаний в ноябре 2016 года, глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь заявил, что на этапе предания дела правосудию, он был готов опубликовать обвинительные заключения, что произошло после отправки запроса на получение информации. В обвинительном заключении, составленном прокурором Ионом Мунтяну, говорится, что Геннадий Никорич, официально, является учредителем и управляющим ООО «Crinic Grup», но, на самом деле, также руководит деятельностью ООО «Lovis Angro», управляющим которого является Лилиан Софроне. Оба бизнесмена отрицают эту связь, уверяют, хотя в суде они представлены одним адвокатом, и, несмотря на то, что обе фирмы подписали в последние годы и продолжают подписывать договоры на десятки миллионы леев с государством, в то время как управляющие проходят по уголовному делу.

Прокуроры установили, что предприниматель Геннадий Никорич является автором преступной схемы фальсификации публичных аукционов с целью получения более выгодных цен на продукты, являющиеся предметом аукциона, будучи тем, кто в соучастии с Лилианом Софроне подстрекал начальницу Продовольственной группы УОМС Наталью Брага-Баджора к совершению злоупотребления служебным положением, путем покровительства ООО «Crinic Grup» и ООО «Lovis Angro», вследствие чего, вопреки процедуре, после этапа вскрытия оферт, представленных экономическими агентами на конкурсе, она скорректировала и заменила ценовые оферты двух фирм, чтобы они были назначены победительницами аукционов.

Согласно обвинительному заключению, Наталья Брага-Баджора и бизнесмен Геннадий Никорич, который де-юре и де-факто управлял как компанией ООО «Crinic Grup», так и компанией ООО «Lovis Angro», стали известны в 2007 году, когда Брага-Баджора была назначена на занимаемую должность. Чиновница признала, что с 2007 года фирмы Никорича «пользовались покровительством сотрудников УОМС Буюкан, с целью победы на объявленных аукционах», потому что «он был экономическим агентом, который давно сотрудничал с УОМС Буюкан».

Чиновницу обвиняют по трем эпизодам фальсификации аукционов. В рамках первого эпизода, задокументированного прокурорами в марте 2016 года, после вскрытия оферт Наталья Брага-Баджора взяла у юрисконсульта Карины Пендус пакет документов, представленный каждым экономическим оператором, участвующим в аукционе, под предлогом наличия большего опыта в области аукционов, хотя полномочия по анализу и оценке аукционов принадлежали исключительно юристу.

На тендере на поставку продуктов питания в детские сады сектора Буюканы в первой половине 2016 года принимали участие обе фирмы Геннадия Никорича, они, однако, предлагали разные цены на одни и те же продукты после хорошо проработанного сценария. Соответственно, ООО «Crinic Grup» предложила самые низкие цены на поставку яблок, пшеничной муки, рисовых хлопьев и гречки. С другой стороны, у ООО «Lovis Angro» были самые выгодные цены на какао, сушеные фрукты, желе и томаты в собственном соку, а оферта ООО «Crinic Grup» заняла второе место. Предприниматель, однако, согласился, чтобы начальница Продовольственной группы УОМС Буюкан извлекла сертификат соответствия из набора документов, чтобы ООО «Crinic Grup» было дисквалифицировано из конкурса, в рамках которого у него была самая низкая цена, и, соответственно, договор был подписан с ООО «Lovis Angro», чтобы сумма аукциона была выше. Та же схема была применена к позициям, где ООО «Lovis Angro» предлагало самую выгодную цену.

Испорченный картофель? Сделайте порции детей поменьше

Впоследствии, на совещании Рабочей группы по закупкам Наталья Брага-Баджора, чтобы обеспечить законный и прозрачный характер процедуры аукциона, как утверждает прокурор, объяснила, что, в отсутствие сертификатов соответствия, договоры будут подписаны с квалифицированным экономическим агентом, расположенным на второй позиции. В результате, 14 марта 2016 года УОМС Буюкан подписало один договор на 402.290 леев с ООО «Crinic Grup», а другой – на 187.450 леев с ООО «Lovis Angro». Ввиду этой схемы искусственного повышения цен, был нанесен ущерб в размере 40.900 леев.

Та же схема была применена и на аукционе 25 апреля 2016 года, как следует из обвинительного заключения, когда юрист Управления допустила служебную халатность и открыла доступ начальнице УОМС Буюкан к пакету документов, представленных участниками публичного конкурса. В этом случае, так же, путем мошеннического увеличения цен, государственному бюджету был нанесен ущерб, расходы на детей искусственно выросли почти на 114 тысяч леев.

Еще 62 тысячи леев были бы присвоены в результате аукциона в июле 2016 года, когда, вследствие того же сценария, начальница Продовольственной группы УОМС извлекла документы из дела участника, а Лилиан Софроне, управляющий ООО «Lovis Angro», не оспорил результаты публичного конкурса, в ходе которого он был дисквалифицирован в пользу ООО «Crinic Grup».

Соответственно, Наталья Брага-Бажора обвиняется в превышении служебных полномочий, Карина Пендус – в служебной халатности, Геннадий Никорич был отправлен на скамью подсудимых за организацию и подстрекательство к совершению преступления, а действия Лилиана Софроне были квалифицированы как соучастие в преступлении, совершенном Никоричем.

На стадии уголовного преследования Наталья Брага-Баджора полностью признала предъявленные обвинения и беззакония, которые она допустила, в мельчайших подробностях описав схемы, с помощью которых фирмы, управляемые Геннадием Никоричем, получали договоры с государством. Она признала покровительство этим двум фирмам в виде разрешения поставлять продукты, не отвечающие требованиям договоров о закупке.

«Были ситуации, когда, по запросу Геннадия Никорича, в детсады допускалась поставка рафинированного подсолнечного масла вместо дезодорированного масла, соответственно, ей звонили кладовщики и говорили, что масло не соответствует, но тогда она просила получить так, как есть, и использовать; на данном этапе не обжаловалось то, что это было связано с ценовой разницей и что, по сути, Геннадий Никорич стремился получить как можно большую прибыль. Она также признает, что незаконно поступила и когда ей позвонили из Детского сада № 87 и сообщили, что из 18 кг картофеля, поставленного компаниями Геннадия, 12 кг испорчены, а она попросила сделать порции детей меньше, чтобы они фигурировали в соответствии с документами, что было поставлено необходимое количество», – говорится в обвинительном заключении, составленном прокурором по борьбе с коррупцией, Ионом Мунтяну.

«Гена» и «Наташа» – глава фирмы и чиновница ГУОМС

Эпизоды, в которых говорится о масле низкого качества и картофеле, обработанном сульфатом, появляются в телефонных перехватах, обнародованных НЦБК после задержаний в ноябре 2016 года.

В телефонном разговоре фигурирует некий «Гена», который убеждает водителя отвезти партию картофеля низкого качества, обработанного сульфатом, в детский сад на Буюканах. «Возьми его и отдай в детский сад на Буюканах на х*й. Я потеряю около 2-3 леев, но отдай его на х*й, что с ним делать, а?» – завершает Никорич беседу с водителем. Последний позже перезвонил, подтвердив, что, действительно, картофель очистили. В ответ «Гена» говорит водителю самому есть картофель. Но водитель отвечает, что он не хочет отравиться. Персонаж «Гена» является предпринимателем Геннадием Никоричем.

В рамках другого перехвата переговоров, опубликованного НЦБК, сотрудница детского сада обращается по-русски к некой «Наташе», сообщая, что из 18 кг картофеля 12 кг нельзя использовать из-за плохого качества. «Наташа», оказавшаяся Натальей Брага-Баджора, начальницей Продовольственной группы УОМС Буюкан, однако, призывает сотрудницу детского сада использовать картофель, которым она располагает, но в меню указать, что она предоставила детям необходимую норму продуктов питания.

Хотя существует аудиозапись переговоров, указывающая на доставку продуктов питания сомнительного качества предпринимателем Геннадием Никоричем, с одобрения УОМС Буюкан, по данным эпизодам обвинения не выдвинуты.

На стадии уголовного преследования, чиновница УОМС Буюкан признала, что превысила служебные полномочия, но утверждает, что у нее не было никакого материального интереса или интереса иного рода, косвенного или прямого; она признала покровительство компаниям, управляемым Геннадием Никоричем, «потому что эти компании долгое время работали с УОМС Буюкан, и серьезных проблем, с точки зрения поставки и качества продукции, не существовало, более того, были случаи, когда у этих компаний срочно просили поставить определенные продукты, и они ни разу не отказали. С другими экономическими агентами такие ситуации решить было бы намного труднее».

На допросе Геннадий Никорич частично признал обвинения, выдвинутые служителями закона. Он допустил, что, будучи управляющим ООО «Crinic Grup», он связался с официальным представителем УОМС Буюкан до проведения аукциона, чтобы узнать о своих конкурентах. Никорич, однако, отрицал, что, фактически, контролировал другую фирму, ООО «Lovis Angro», объясняя, что соответствующий экономический агент лишь арендовал склады в том же здании, где работает ООО «Crinic Grup», по ул. Колумна, 170. Предприниматель говорит, что «в связи с работой по одному и тому же адресу, между компаниями установились деловые отношения, так что, когда ООО «Crinic Grup» не располагало товаром, который необходимо было поставить в какое-либо государственное учреждение, он приобретался у ООО «Lovis Angro», и наоборот».

Хотя он отрицал факт обсуждения с Натальей Брагой-Баджорой извлечения сертификатов качества на аукционах, задокументированных прокурорами, заявления Никорича оказались ложными; офицеры уголовного преследования представили перехваты переговоров, в рамках которых решалось, какая фирма должна поставлять тот или иной продукт.

В свою очередь, Лилиан Софроне заявил, что он купил 100% уставного капитала «Lovis Angro» в 2015 году и арендовал офис и склад по тому же адресу, что и ООО «Crinic Grup», но каких-либо договоренностей с Геннадием Никоричем или другими лицами, относительно согласования цен и поведения между ООО «Lovis Angro» и ООО «Crinic Grup» на публичных аукционах, не было».

Он сказал прокурорам, что не устанавливал никаких отношений с членами Рабочей группы по закупкам УОМС Буюкан и что он не знает ни Наталью Брагу-Баджору, ни Карину Пендус. Как и Никорич, Софроне отрицал наличие у него каких-либо договоренностей об аукционах в марте, апреле и июле 2016 года, описанных начальницей Продовольственной группы УОМС.

Марина ЧОБАНУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000