«А что, если войну перенести на территорию России? Эксперты говорят, что сценарий не такой уж и фантастический»

Публикация независимого украинского издания «Заборона».
Перевод на русский: Роман Чайковский, Media Lifeline Ukraine

В конце 2023 года и в начале 2024-го значительно увеличилось количество сообщений о взрывах в приграничной к Украине Белгородской области РФ. Точная причина «хлопков» и тип оружия, из которого наносились удары, пока достоверно не известны. Одной из вероятных называют работу российской ПВО по украинским реактивным снарядам, в результате чего в областном центре падали их обломки.

Обострение на «белгородском направлении» актуализировало тему переноса боевых действий на территорию РФ. «Заборона» вместе с экспертами попыталась рассмотреть, насколько вероятен этот сценарий, и что он может дать ВСУ.

Перенос боевых действий на территорию РФ: целесообразность с военной точки зрения

Почти два года ВСУ героически сдерживают давление оккупационных войск и даже проводят собственные контратакующие действия по освобождению украинских земель. Однако последние несколько месяцев продемонстрировали, что из-за насыщенности оборонительных линий оккупационных войск на фронте двигаться Силам обороны стало непросто.

В то же время, на оккупированной территории армия РФ стирает с лица земли украинские города и села один за другим. Такое положение дел полностью устраивает Кремль, поскольку война идет исключительно на чужой для них территории. И совершенно не может устраивать Украину, ведь от войны страдает только население Украины, что позволяет руководству РФ не спешить со сворачиванием боевых действий.

Игаль Левин. Фото: Игаль Левин / Facebook 

Старший лейтенант сухопутных войск Армии обороны Израиля и военный эксперт Игаль Левин считает, что перенос боевых действий на территорию РФ является важной составляющей успеха ВСУ в этой войне.

«Переносить войну на территорию врага, согласно теории военного искусства, необходимо сразу, как только появляется возможность. А если такой возможности нет, то нужно ее как можно быстрее искать. Главное – не давать врагу изолировать войну на вашей территории», – говорит эксперт.

Игаль Левин подчеркивает: сценарий, по которому сейчас проходят боевые действия, может устраивать РФ, ведь российские города находятся в относительной безопасности, а население не испытывает особого дискомфорта. Однако принимать такие условия будет означать играть по правилам РФ, что абсолютно не выгодно Украине.

«Кульминация желания агрессора – захватить вашу страну. То есть нападение СССР на Финляндию, Египта – на Израиль, нынешнее вторжение России в Украину – их объединяет одна цель. Нападающий создал правила игры, а вы должны быстро их сломать и искать способы, чтобы война перешла на его территорию», — добавляет Левин.

Также израильский военный отмечает, что перенос военных действий на территорию врага не является чем-то удивительным или неожиданным. Наоборот, такое развитие событий наиболее очевидно и логично: «Нужно понимать, что перенос войны на территорию врага – это не какое-то ноу-хау или мое особое мнение. Это аксиома, база. Если вы начинаете изучать военную науку, то познаёте самое фундаментальное правило о необходимости переносить боевые действия на территорию врага. Это не чудо, это букварь военной мысли и стратегии».

Иллюстрация: Екатерина Круглык / Заборона

Перенос войны из Украины в 2024 году: реальность сценария

Пока что трудно предсказать, действительно ли ВСУ смогут – и захотят – заходить на российскую территорию в 2024 году. Такой прогноз можно сделать, только хорошо понимая масштаб сил и средств, имеющихся у ВСУ и оккупационных войск. Однако мы замечаем, как с каждым месяцем ВСУ продолжают стирать «красные линии», которые раньше рисовали в Кремле.

Удары по военным объектам в Крыму сейчас происходят на регулярной основе, хотя раньше только за попытку наносить такие удары РФ угрожала «ядерным ответом». Теперь и удары по Белгородчине понемногу становятся обычным делом, а когда-то такое трудно было представить. Более того, украинские военные начали признавать факт того, что они заходят на территорию РФ и проводят там военные операции, как это было с заходом подразделения ГУР на территорию Белгородской области в декабре 2023 года.

«Сегодня мы видим, как Украина наносит удары по Белгородской области. А вспомните, как было раньше. Когда весной туда заходили РДК, Украина говорила, что это не ВСУ, а только российские партизаны. Теперь же ГУР спокойно заявляет, что несколько дней назад они заходили в Белгородскую область, заложили там мины и так далее. То есть меняется дискурс, и это хорошо. Такие заявления и действия говорят о том, что Украина – суверенное государство и сама решает, где и как вести боевые действия», – уверен Игаль Левин.

Давид Гендельман. Фото: Давид Гендельман / Facebook

Другой израильский военный эксперт Давид Гендельман считает, что, несмотря на интенсификацию боевых действий на Белгородчине, шансы увидеть в 2024 году масштабные наземные операции ВСУ на территории РФ невысоки.

«Значительный перенос боевых действий на территорию РФ маловероятен и по политическим, и по военным причинам. Максимум, что можно ожидать — это продолжение артиллерийских и ракетных обстрелов и налетов БПЛА, а также мелких рейдов в роде тех, которые РДК проводил в 2023 году», — считает эксперт.

Что даст ВСУ перенос боевых действий на территорию РФ

Начало боевых действий на территории РФ будет иметь сразу две составляющие позитивного для Украины влияния на войну. Во-первых, такое развитие событий может повлиять на рост протестных настроений внутри страны-агрессора из-за необходимости продолжения боевых действий. Одно дело, когда война происходит исключительно на экранах телевизоров, и совсем другое — когда вследствие этой войны твой город превращается в руины. Утверждать, что россияне начнут протестовать, трудно. Два года большой войны доказали глубокое безразличие населения РФ и его способность терпеть любые действия власти.

Однако есть иной аспект вопроса – практический, а также касающийся исключительно ВСУ и их возможностей. Достоверно неизвестно, какое точное количество войск сейчас располагается на прилегающей с севера к Украине территории РФ. Но если рассуждать логично, сегодня большая часть армии РФ должна была бы быть задействована на Юге и Востоке Украины.

«Мы понимаем, что у них там намного меньше сил. Там – срочники, всякие подразделения ФСБ, Нацгвардия, какие-то ТрО и т.д. Но очевидно, что вся эта сборная солянка – слабее, чем, например, у них на Юге», — отмечает военный эксперт Игаль Левин.

В этой связи потенциальный заход подразделений ВСУ на территорию той же Белгородской области заставит высшее руководство РФ снимать свои подразделения с оккупированных территорий Украины и перебрасывать их на собственные границы. И это потенциально может улучшить положение ВСУ на Юге и Востоке Украины.

«Это не единственный способ выиграть войну, но это является частью стратегии. Их войска размещаются на конкретных участках: Запорожское направление, Донбасс, Харьковское направление… А тут, представьте себе, что необходимо держать войска еще и на этих приграничных территориях. Не какие-то там отдельные подразделения, а полноценные войска. Это ослабит их позиции на оккупированных территориях», – добавляет Левин.

Иллюстрация: Екатерина Круглык / Заборона

Возможная реакция западных союзников

Один из факторов, сдерживающих проведение силами ВСУ наземной операции на территории РФ, – возможная негативная реакция со стороны наших западных союзников и даже прекращение предоставления военной помощи Украине. Они действительно несколько раз выражали обеспокоенность после того, как Украина нанесла удары по территории РФ. В частности, весной 2023 года американские чиновники заявили, что в целом не поддерживают удары Украины внутри РФ. Также звучало, что США не желают, чтобы Украина использовала американское оружие для подобных ударов. Однако, как отмечает Игаль Левин, прямого запрета на удары Украины по территории РФ нет, ведь никто никогда публично не говорил о том, что не разрешает Украине их совершать.

«Ни один западный политик такого не заявлял. Этот вброс когда-то сделали журналисты. Более того, официальные лица говорили, что Украина сама решает, где и как бить. Да, американцы говорили: мы не одобряем то и то. Но “не одобряем” – это не означает “не позволяем”. “Не одобряем” – это “мы не удовлетворены, но решение за Украиной”, на чем они всегда акцентируют», – подчеркивает он.

По мнению эксперта, Украина сама должна решать, как вести боевые действия, чтобы обеспечить своей армии лучшие условия для победы в войне. Левин приводит в качестве примера действия Украины на Черном море, где собственными силами, средствами и по собственной инициативе был частично разблокирован зерновой коридор, а также постоянно происходят существенные удары по военной инфраструктуре на территории оккупированного Крыма (в частности, западными ракетами: Storm Shadow / SCALP).

Подводя итог, израильский эксперт отмечает, что Украине и ее руководству прежде всего необходимо думать о себе, а не о том, что скажут союзники: «Международная реакция может быть разной. В общем, международное сообщество на стороне Украины, но даже если предположить, что его реакция окажется негативной, и будут осуждения, то здесь лучше всего процитировать израильского премьера Голду Меир: “Лучше быть живыми и получать ноты протеста, чем быть мертвыми и получать сочувствия”».

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000