«Машина с перехватывающими антеннами». Какие версии рассматривают прокуроры в деле об утечке данных с каналов чиновников в Телеграме, и почему расследование идет так долго

Прошло девять месяцев с публикации переписок, которые якобы принадлежат высокопоставленным чиновникам Молдовы, в общественном пространстве. Однако до сих пор нет ни одного обвиняемого по делу или подозреваемого во взломе аккаунтов этих людей. В ноябре 2022 года было возбуждено уголовное дело о «незаконном перехвате компьютерной передачи данных», но это дело до сих пор не довели до конца. Сайт Moldova-Leaks стал неактивным после того, как Дорина Речана назначили премьер-министром Молдовы.

9 ноября 2022 года на портале Moldova-Leaks.com, созданном за день до этого, были опубликованы некоторые частные переписки из Телеграма, которые якобы принадлежат Сергею Литвиненко. Тогда он был министром юстиции. Параллельно в публичных аккаунтах президента Майи Санду и вице-премьер-министра Андрея Спыну появились сообщения, которые призывали пользователей перейти на тот сайт. В тот же день Правительство сообщило, что эти аккаунты были взломаны.

Администраторы Moldova-Leaks не раскрыли свою личность, но написали на сайте, что это «крупнейшая утечка частной переписки высокопоставленных лиц Молдовы», и что будут и другие утечки данных чиновников.

Спустя два дня, на сайте появилась предполагаемая переписка нынешнего премьер-министра Дорина Речана, который тогда был советником президента Майи Санду по вопросам обороны и национальной безопасности и секретарем Высшего совета безопасности (ВСБ).

Также была опубликована переписка бывшего депутата Вадима Пистринчука, министра иностранных дел Анны Ревенко, депутата Дмитрия Алайба и врио генпрокурора Иона Мунтяну. ПБОПОД сообщила, что аккаунт главы Генерального инспектората полиции Виорела Чернэуцану в Телеграме также был взломан, и по этому факту было возбуждено уголовное дело.

В предполагаемой переписке бывшего министра юстиции Сергея Литвиненко он якобы обсуждал с некоторыми членами Высшего совета прокуроров поддержку кандидатуры Вероники Драгалин в конкурсе на должность главы Антикоррупционной прокуратуры. Сначала бывший министр юстиции заявил, что все сообщения были подделаны, а позднее он сказал, что информация была искажена и вырвана из контекста.

Спустя девять месяцев после начала этого скандала, мы спросили тех, чьи аккаунты были взломаны, допрашивали ли их и узнали ли они, как это произошло.

Литвиненко: «Меня не спрашивали о содержании того, что было опубликовано»

Сергей Литвиненко, бывший министр юстиции

Сергей Литвиненко, бывший министр юстиции, заявил для ZdG, что прокуроры допросили его, но он убежден, что опубликованная переписка была подделана: «Меня допрашивали по этому делу. Если я не ошибаюсь, это было в апреле. В конце концов, это дело прокуроров – расследовать и сказать, что произошло, кто был организатором, и управляли ли этим преступлением из страны или из-за границы. В любом случае мне ясно, что за этим стоят олигархические преступные группировки, которые не были согласны с моими действиями как министра юстиции и с некоторыми результатами того времени. Меня не спрашивали о содержании того, что было опубликовано. Но это естественно, ведь так называемая переписка была подделана, изменена и вырвана из контекста, и это привело к искажению информации с целью манипуляции и создания фейков».

«Машина с перехватывающими антеннами»

Вадим Пистринчук, бывший депутат

Вадим Пистринчук, бывший депутат, заявил, что прокуроры допрашивали его примерно месяц назад. «Я был в прокуратуре. Мне объяснили, насколько я мог понять, каковы технические возможности, и как можно было взломать телефон. Но там были и выдуманные моменты – часть информации была перехвачена, а часть была „сочинена”. Прокурор, кажется, был отлично осведомлен о технических аспектах, которые я не знал, например о машине с перехватывающими антеннами. Он спросил меня, не видел ли я поблизости такую машину или фургон. Я сказал ему, что живу в обыкновенном многоквартирном доме, и там всегда припаркованы машины. Он рассказал, как такое делается с технической точки зрения. Я не писал заявление, чтобы меня допрашивали, но там я написал (заявление, прим. ред.) и указал, что я потерпевшая сторона. Они связывались со мной раньше, весной, но меня не было в стране», – отметил Вадим Пистринчук.

Дмитрий Алайба, министр экономики, утверждает, что написал заявление в связи с тем, что его аккаунт взломали, но не давал показания в прокуратуре. «Мне написал один прокурор, но я не успел ответить на то сообщение. Это было около двух недель назад. Это моя ошибка, и я думаю, я перезвоню», – заявил министр для ZdG.

«Я лишь ответил на вопросы прокуроров и все»

Андрей Спыну

Андрей Спыну, министр инфраструктуры и регионального развития, заявил, что его допросили, и он дал показания по этому делу месяц назад. Он сказал, что получил мало информации от прокуроров о том, как взломали его аккаунт. «Я лишь ответил на вопросы прокуроров и все». Он также не писал заявление до того, как его вызвали для дачи показаний.

Виорел Чернэуцану, глава Генерального инспектората полиции, заявил для ZdG, что его допросили в ноябре 2022 года, сразу после того, как его аккаунт взломали: «Меня допросили сразу, когда это произошло. Мой телефон также проверили, и были выполнены все надлежащие процедуры».

Ион Мунтяну, врио генерального прокурора, не ответил на наши звонки и на сообщение. Пресс-служба прокуратуры сообщила, что он в отпуске.

Мы также не получили ответа от премьер-министра Дорина Речана, которому мы отправили вопросы через его пресс-секретаря Даниела Водэ. Бывший министр внутренних дел Анна Ревенко тоже не ответила нам.

Уголовное дело о «незаконном перехвате компьютерной передачи данных»

Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам (ПБОПОД) возбудила уголовное дело по факту «незаконного перехвата передачи компьютерных данных» из-за утечки информации из Телеграм-каналов чиновников. Мы спросили учреждение через его пресс-секретаря, изучается ли содержание этих предполагаемых переписок.

«Уголовное преследование было возбуждено после того, как лица заявили о нарушении их прав. Прокуроры ПБОПОД рассматривают дело на основании статьи Уголовного кодекса, предусматривающей „незаконный перехват передачи компьютерных данных”», – отметил Эмиль Гайтур, пресс-секретарь ПБОПОД, по запросу ZdG.

Однако ранее он заявил для канала «Europa Liberă», что Генпрокуратура обратилась в ПБОПОД по поводу «обнаружения предполагаемого участия некоторых высокопоставленных лиц в деятельности учреждений путем вмешательства в принятие решений».

По словам представителя ПБОПОД, «уголовное расследование по делу продолжается, поэтому допрашиваются люди и рассматриваются новые доказательственные материалы». «Кроме того, я сообщаю вам, что прокуроры ПБОПОД также провели расследование в других странах, и некоторые из них дали ответы. Мы собираемся рассказать общественности более подробную информацию, когда будет эволюция, которая может вызвать повышенный общественный интерес», – заявил Эмиль Гайтур.

Прокурор по делу: «Принимаются меры, в том числе с привлечением властей других стран, и мы ждем ответов»

Прокурор Александр Пэун, который ведет уголовное расследование по этому делу, сообщил ZdG, что расследование идет долго, «поскольку предпринимаются меры, в том числе с привлечением властей других стран», и прокуратура ждет ответов. «Были сделаны запросы, в том числе поручения о производстве процессуальных действий, и мы ждем ответов. Возможно, поэтому, по мнению некоторых, это занимает так много времени. Это стандартная процедура», – сказал Александр Пэун.

На вопрос о версии оснащенных антеннами фургонов, которые могли перехватывать данные с телефонов, прокурор сказал: «Вы очень хорошо осведомлены, но есть запрет на разглашение данных уголовного расследования».

Первый прокурор, у которого забрали дело: «Я не знаю, в чем причина. Так решил начальник, наверное»

Вначале следствие по этому делу вел другой прокурор. Если быть точнее, это Руслан Перевозник, сын Юрия Перевозника, бывшего заместителя отстраненного генпрокурора Александра Стояногло. Позже дело передали другому прокурору.

«Сначала его вел я, а потом его у меня забрали. Я не знаю, в чем причина. Так решил начальник, наверное», – сказал прокурор для ZdG. Он добавил, что провел ряд специальных следственных мероприятий, но за время ведения дела никого не допрашивал.

Мы спросили его, знает ли он, почему расследование идет так долго. «Должны быть поручения о производстве процессуальных действий. После сбора информации с обнаруженных IP-адресов мы определили, что они не из Республики Молдова, и было подготовлено несколько поручений о производстве процессуальных действий для стран, из которых были IP-адреса. И мы ждем ответов. Обычно ответ приходит за полгода», – объяснил прокурор. Он также сказал, что, когда он отвечал за это дело, рассматривалась версия о том, что это было совершено из-за пределов Молдовы, а также версия о том, что это было сделано изнутри. «Она рассматривалась, но я не знаю, удалось ли ее подтвердить или опровергнуть»», – сказал прокурор. Он имел в виду версию, согласно которой злоумышленники действовали из страны.

Наталья ЗАХАРЕСКУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: ПРОКУРОРЫ ИЗУЧАЮТ ВЕРСИИ УТЕЧКИ ДАННЫХ ИЗ ТЕЛЕГРАМ: МАШИНА С ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИМИ АНТЕННАМИ | ГАГАУЗСКИЕ ВЕДОМОСТИ

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000