«Прилетает каждый день». Как проходит эвакуация из прифронтового Северска и почему не все хотят уезжать

Материал Новостей Донбасса

Эвакуация людей из горячих точек может показаться простым делом, но это не так. В реалиях полномасштабной российской агрессии, волонтерам приходится сталкиваться с множеством мелких проблем которые могут перерасти в фатальную ошибку, как для них самих, так и для тех кому они помогают.

Отправляясь в очередную поездку в Северск — прифронтовой город в Донецкой области, волонтеры Богдан и Николай, были готовы к любому развитию ситуации. Корреспондент «Новостей Донбасса» Дмитрий Глушко поехал с ними в эвакуационный рейс. Как выживают люди в прифронтовом городе и почему не все хотят покидать его — узнайте из нашего репортажа.

Два волонтера

Богдан родом из Краматорска. До полномасштабной войны парень занимался организацией спортивных мероприятий, а также принимал в них непосредственное участие. Но когда первые ракеты ударили по Краматорску, сразу же обратился в исполком и записался добровольцем на восстановление поврежденных зданий.

А история Николая, который родом из Мирнограда, в волонтерской деятельности началась с того, что его не взяли в Вооруженные силы Украины из-за травмы, которую он получил на заводе, работая металлургом. Мужчина, не опуская рук, сразу же начал искать себе другое полезное применение. Так и получилось, что со временем Николай присоединился к Богдану.

Такая поездка в Северск для этих парней не первая. И занимает полтора-два часа, когда до полномасштабной войны можно было добраться из одного населенного пункта в другой всего за 40 минут. Всему виной плохая дорога, разбитая из-за российских обстрелов и передвижения военной техники.

Сомнения под обстрелами

Заезжая в Северск, можно увидеть, что большая его часть находится в низине, а район, с которого нужно забрать большее количество людей, располагается на высоте. Из-за чего эта часть города страдает от обстрелов.

Пробираясь между ямами мы стремительно приближаемся к первому пункту назначения, где местные жители просили вывезти их из города. Когда экипаж волонтеров прибыл на место, то пришлось звать людей, но никто не откликался.

«Бывает такое, что они сидят дома и морозятся. Они заявку дали, а потом или передумали, или что-то еще. Также: “Я без тебя не поеду!” Сопли — так я это называю. Нужно эвакуироваться, так как тут очень опасно», — рассказывает Николай.

К сожалению, дома никого не было. Но вышли соседи, которые оказались родом из Енакиево. Их также принялись уговаривать волонтеры выехать подальше от линии фронта. Люди согласились подумать над этим предложением и обменялись контактами с волонтерами.

«Тихий день, люди начинают думать, что пронесет, война может закончиться и отказываются эвакуироваться. Но это ложное ощущение. Они все думают и надеются: вот если сейчас не прилетает, то оно и не прилетит. Либо: вот сейчас же тихо неделю, значит и следующая неделя будет тихой, — объясняют человеческую психологию волонтеры. — Но, как правило, практика показывает, что в любой момент может начаться жесточайший обстрел. А потом уже некого будет эвакуировать потому, что никого не станет из-за этого. И то, что вы видели сейчас — это подготовка к эвакуации, нужно общаться с ними. Потому что люди должны знать, куда они могут поехать. Все мы понимаем, что в никуда ехать никому не хочется. И поэтому приходится уговаривать».

Поэтому каждая такая поездка имеет лишь частичный успех. Даже те, кто просился поскорее увезти их в безопасное место, начинают сомневаться, когда дело доходит до отъезда. Волонтерам часто приходится уговаривают людей, а на это уходит драгоценное время. Окно возможности покинуть Северск может закрыться из-за частых обстрелов, следы которых здесь на каждом шагу. Например, промзоны, как и всех гражданских объектов, в городе больше не существует.

«Руки немеют от страха»

«Прилетает каждый день и так бабахает, что ноги трясутся, это страшная сила. Летит со всех сторон. За что, куда? Ничего не понятно. Это очень страшно. Руки немеют от страха», — жалуется жительница Северска Светлана.

Несмотря на это, люди продолжают оставаться в городе, прячась в подвалах еще хоть как-то сохранившихся многоэтажек.

«В подвале у нас по семь, по десять человек живет. Объединяемся, друг друга поддерживаем», — рассказывает местная жительница Галина.

Помогают местные жители и домашним животным, которых бросили хозяева. Собак и котов кормят приготовленной на буржуйках пищей.

«Солдаты помогают нам. Пресса тоже приезжала — помогали нам. Мы как-нибудь справимся, а вот животные…» — говорит жительница Северска Светлана.

К счастью, не всем четверолапым суждено было быть брошенными. Юрий, которого также удалось эвакуировать, вместе с собой увез и домашнего кота. Питомец прожил с ним в квартире 10 лет и еще целый год в подвале. Мужчина говорит, что не покидал Северск по весьма простой и знакомой для многих жителей прифронтовых городов причине.

«Не выезжал потому, что у меня здесь дача была, там животные. Тут родственники, тетка сама осталась. Такие дела», — рассказывает он.

Теперь же Юрий вместе с женой переезжает к зятю, одна из главных причин — хочет восстановить свое здоровье. Как и Александр, который не первый раз выезжает из Северска. Говорит, что удалит камни в почках и вернется из Днепра обратно в родной город. По словам пенсионера, из-за нехватки денег в чужом месте он никому не нужен.

Смирились с риском для жизни

Люди возвращаются в такие населенные пункты не из-за легкой жизни и даже несмотря на то, что перед их домами падают ракеты, бомбы и снаряды, уничтожая все живое на своем пути. Они привыкают к таким условиям, смирившись с постоянным риском для жизни.

За почти полтора года волонтеры из Краматорска неоднократно видели могилы местных жителей, которые похоронены у дороги или у кого-то во дворе.

«Война — это не просто слово, это не просто взрывы где-то в стороне. Это убийство. Каждый раз, когда ты слышишь где-то там прилет, думаешь: “Ой, это далеко, не страшно!” А этот снаряд мог кого-то сейчас убить. Каждый снаряд, выпущенный по нашей территории убивает. Он потенциально убивает. Вон воронка от авиаудара. Вот такое постоянно. Если такое рядом прилетает, я не знаю, есть ли вообще шансы выжить?» — говорит волонтер Богдан.

По разным данным, от 2000 до 4000 тысяч человек остаются в Северске. Они живут в экстремальных условиях без воды, газа, света и медицинской помощи. Людям помогают волонтеры и военные и даже работает маленький магазин. Оставшиеся жители надеются, что после успешного контрнаступления ВСУ они смогут приступить к восстановлению своих домов и вернуться к нормальной жизни.

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000