«Мы выступаем за снижение тарифов, а особенно платы за модернизацию в размере 9 евро, чтобы поощрять компании как можно больше летать из Кишинева»

ИНТЕРВЬЮ с замдиректора Международного аэропорта Кишинэу Константином Возианом

Международный аэропорт Кишинева вернулся в управление государства после того, как он 10 лет был в концессии у компании, контролируемой Иланом Шором – «Avia Invest». В связи с этим Ziarul de Gardă поговорила с Константином Возианом, замдиректора Международного аэропорта Кишинэу.

Константин Возиан утверждает, что прилагаются усилия для привлечения новых авиакомпаний, в том числе тех, кто недавно ушел из Кишинева («Wizz Air»), путем снижения аэропортовых сборов, включая 9 евро, которые пассажиры платят, вылетая из Кишинева. Кроме того, проводится оценка инвестиций, которые делала компания-концессионер «Avia Invest», как добавил он.

Примерно месяц назад, 3 апреля президент Майя Санду провела брифинг прямо в аэропорту. СМИ также смогли увидеть, как обстоят дела после того, как он вернулся в управление государства. Были ли изменения после того, как аэропорт перешел под управление государства?

— Как известно, в последнее время, если говорить о конце 2022 года и начале 2023 года, количество действующих авиакомпаний и количество рейсов в Международном аэропорту Кишинева значительно сократилось, и это явно отрицательно сказалось на прогнозах и на текущей ситуации в аэропорту. Но мы уже удовлетворены тем, что числа и показатели деятельности за первые четыре месяца 2023 года вселяют в нас уверенность в том, что в ближайшие два-три года мы сможем вернуться к количеству перевозимых пассажиров за 2019 год. Это отчетный год и очень хороший период, когда количество пассажиров достигло 3 миллионов, и мы стремимся к этому.

На количество пассажиров в первую очередь повлияла пандемия COVID-19, а затем война в Украине. За последние месяцы уход компании «Wizz Air», которая была очень важна для кишиневского аэропорта, оказал негативное влияние на аэропорт. А чуть позже компания «Air Moldova» также приостановила свою деятельность и полеты на неопределенный срок.

Wizz Air привела причины, связанные с безопасностью. Вы считаете аргументы компании обоснованными? Есть ли шансы, что она вернется?

— Что касается шансов на возвращение, мы работаем над этим. У меня было несколько переписок с представителями компании, была видеоконференция с менеджерами по развитию в направлении Юго-Восточной Европы, также были неформальные переговоры с представителями компании. Мы как аэропорт заверили, что рассмотрим претензии этой авиакомпании, но те, которые являются требованиями всех авиаоператоров.

Речь идет о пересмотре аэропортовых сборов и, в первую очередь, о пересмотре платы за модернизацию в размере 9 евро, о чем также было заявлено на уровне руководства страны. Я также говорил как заместитель руководителя предприятия, что мы находимся в процессе пересмотра. В скором времени сумма платы за модернизацию значительно снизится.

Эти 9 евро, которые каждый пассажир платит при покупке авиабилета из Кишинева, снизится или совсем исчезнет?

— В ближайшее время плата снизится, чтобы в ближайшем будущем, наверное через несколько месяцев или через полгода мы полностью отменили эту плату.

Мы выступаем за снижение тарифов, особенно этой платы за модернизацию, и тем самым поощряем компании как можно больше летать из Кишинева. Благодаря большому количеству перемещений в аэропорту и большому количеству перевозимых пассажиров, мы сможем гарантировать необходимый доход, чтобы иметь возможность развиваться.

Почему так дорого летать из Международного аэропорта Кишинэу?

— Во-первых, следует отметить, что это не так дорого с точки зрения аэропортовых сборов.

Мы знаем, что по сравнению с другими аэропортами – даже из соседней Румынии люди летают по ценам вдвое ниже или даже по более низким ценам.

— С точки зрения тарифов, взимаемых кишиневским аэропортом, эти тарифы сопоставимы с тарифами в аэропортах региона. Мы провели исследование, и только в ясском аэропорту аэропортовые сборы ниже, но если мы сравним с аэропортом «Henri Coandă» в Бухаресте, с аэропортом Борисполь в Киеве, который сейчас не работает, с аэропортом Праги или с аэропортом Клужа, то тарифы аэропорта Кишинева сопоставимы.

Но процент аэропортовых сборов в цене билета достаточно низкий. Например, если говорить о ценах, о которых Вы упомянули, в таких аэропортах, как румынские, то это в первую очередь связано с тем, что в румынских аэропортах доступны бюджетные авиакомпании и большое количество авиакомпаний. Конкуренция улучшает качество и снижает цены.

В то же время я не могу не отметить, что в период концессии аэропорта концессионерский подход не способствовал привлечению нового бизнеса, поэтому авиакомпании пересмотрели свои стратегии развития. А авиакомпания планирует свою деятельность на долгосрочную перспективу, и поэтому очень легко потерять авиакомпанию и очень сложно побудить ее вернуться.

Помимо компании «Wizz Air», мы уже подготовили проекты обращения в другие бюджетные компании. Разумеется, это не означает, что в ближайшие дни мы получим положительный ответ от этих компаний.

О каких компаниях идет речь?

— Мы подготовили обращение в Ryanair, а также в EasyJet. Но это не значит, что мы отдаем предпочтение конкретным компаниям.

Сколько компаний летает из Международного аэропорта Кишинэу сейчас?

— Около месяца назад у нас были переговоры с компаниями, присутствующими в аэропорту. Мы поговорили примерно с 10 компаниями. Точное число указывать не стоит, поскольку в летние месяцы количество авиакомпаний меняется, ведь у многих компаний чартерные рейсы.

Air Moldova отменила несколько рейсов, объявила о реструктуризации и, похоже, находится на грани банкротства. Вы как администратор аэропорта ведете с ней переговоры? Чего ожидать людям, которые купили билеты, а потом было объявлено об отмене рейсов? Как долго может длиться такая ситуация?

— Орган, ответственный за защиту потребителей, – это Орган гражданской авиации.

Но в период концессии были зафиксированы долги компании перед аэропортом. Когда аэропортом управляло государство, эти долги не накапливались, и нам удалось обеспечить свой доход. С точки зрения аэропорта, это положительно сказалось и на других авиакомпаниях, которые осознали, что аэропорт никому не отдает предпочтение и не проявляет предвзятость. Мы уравняли всех.

До этого компании «Air Moldova» отдавали предпочтение, когда аэропорт был в концессии?

— Раньше переданный в концессию аэропорт допускал накопление огромных долгов. Из этого, я думаю, можно сделать выводы.

Компании «Air Moldova» разрешили накапливать долги?

— Именно. Это сильно демотивирует другие авиакомпании. Когда другие авиакомпании знают, что кто-то платит вперед, а кто-то может не платить месяцами или даже более долгий период, это демотивирует авиакомпании. Вот почему мы как государственные администраторы провели переговоры со всеми существующими в аэропорту компаниями, независимо от того, являются ли они национальными или иностранными. Мы провели переговоры с компанией «Wizz Air» и заверили их, что в деятельности аэропорта начинается новая глава, что для всех компаний будут созданы равные условия, и в условиях этой конкуренции победит лучший и сильнейший.

Было объявлено, что в аэропорту проведут проверку, чтобы выяснить, что было сделано и не было сделано в период, когда он был в концессии. Вы где-то говорили, что «государство в принципе ничего не получило, оно получило только проблемы, оно получило аэропорт, в котором есть беспошлинный магазин, рестораны, фасад, гирлянды и не особо есть взлетно-посадочнаая полоса, тросы, рулежные дорожки, парковка». Ситуация настолько плачевная?

— Мы проверили помещения аэропорта. Мы обнаружили и перечислили работы, которые необходимо провести, а также уполномоченные органы провели проверку. Речь идет об Агентстве технического надзора. Мы попросили, чтобы работы, проведенные во время концессии, были проверены.

Что касается работ, мы видим, что их проводили, и они не могут исчезнуть, но что касается расходов, эти расходы могут быть необоснованными, завышенными. Именно поэтому мы считаем, что на этом следует сделать акцент. Почему? Есть разбирательства на национальном уровне и обязательно будут разбирательства и на международном уровне. Эти доказательства можно будет использовать для ответа на аргументы, которые будут приводить концессионеры.

Что касается торсов, помещения: то, что видят пилоты и контролеры, они видят с 80-х годов. С тех пор, как есть аэропорт, и до сих пор, некоторые места никогда не улучшались и не ремонтировались.

Проблема в том, что люди преувеличивают, когда говорят о каких-то суммах, вложенных в проведенные работы. Именно поэтому мы очень тесно и очень эффективно сотрудничаем с ответственными государственными органами.

Сейчас у нас всего один терминал. Нужен ли еще один терминал для аэропорта?

— Терминал №2 для пассажиров станет необходимым, когда количество пассажиров превысит определенное число. Например, до 3 миллионов пассажиров действующий терминал Международного аэропорта Кишинэу можно использовать, не вызывая дискомфорта у пассажиров. Поэтому, учитывая, что в 2022 году количество перевезенных пассажиров составляло около 2,2 миллиона, сейчас новый терминал нам не нужен.

Мы как аэропорт обязательно должны разнообразить свои доходы. Сейчас основной источник дохода – аэропортовые сборы. Разумеется, когда основной источник дохода – аэропортовые сборы, пассажир становится косвенным финансистом аэропорта.

А вот если бы нам удалось диверсифицировать, например, составляющую «карго», привлечь больше денег или заниматься внеаэропортовой деятельностью, такой как аренда площадей, многоэтажные парковки… Если бы доля этих доходов увеличилась, то мы могли бы снизить давление на пассажира.

Я хочу, чтобы Вы сказали нам о тех помещениях, которые можно сдавать в аренду. У нас в аэропорту есть магазины, кафе. Насколько я понимаю, вы собирались проводить тендеры, чтобы дать другим экономическим агентам возможность торговать там. Были ли там компании, связанные с Иланом Шором?

— Были и есть, поскольку, чтобы не повлиять на комфорт пассажира, мы решили продлить возможность этих компаний работать в аэропорту, не соблюдая правовые нормы, касающиеся тендеров. Это касается всех компаний, поскольку, независимо от того, что собираются делать администрация аэропорта или государственные органы, это не должно повлиять на пассажира.

Когда ситуация изменится?

— 28 июля – крайний срок, до которого мы объявили о возможности сдачи в аренду вне юридического процесса аренды помещений. Начали создаваться новые комиссии, связанные с формированием имущества, выставляемого на аукцион, и комиссии по проведению аукционов. Администрация аэропорта определяет потребности, которые есть у пассажира, будь то еда и напитки, будь то торговые площади, банки, аптеки или прокат автомобилей. Все эти объекты должны быть выставлены на аукцион, и по итогам аукциона побеждает наиболее выгодная цена, предложенная для аэропорта.

Компании, которые уже там работают, могут участвовать?

— Мы не можем никого ограничивать. То есть если мы запустили тендер, то участвуют все компании.

Ясский аэропорт – конкурент Международного аэропорта Кишинэу? Там строят еще один терминал.

— Разумеется, да. Аэропорты конкурируют регионально. Но для Республики Молдова и Международного аэропорта Кишинэу развитие Ясского аэропорта является преимуществом. Это не недостаток. Те, кто пытается вести бизнес, будучи монополистами, не являются бизнесменами. Не то, чтобы у меня был большой опыт бизнесмена, но теорию я знаю очень хорошо. А то, что вы сказали ранее о том, что в аэропортах есть дешевые рейсы, как раз связано с конкуренцией.

Мы также поощряем авиаоператоров и уверяем их, что в Международном аэропорту Кишинэу к ним относятся непредвзято. Пассажир хочет иметь возможность летать в разных направлениях по адекватным ценам. Это уже наша задача как аэропорта – подумать, как удержать здесь национальные компании и привлечь международные компании.

1 июня в Республике Молдова пройдет саммит Европейского сообщества. Воздушное пространство будет закрыто на один день. Может ли Международный аэропорт Кишинэу обеспечить необходимую безопасность для самых важный глав государств Европы, которые прилетят сюда, в Кишинев? Поместятся ли все их самолеты в аэропорту?

— Хочу отметить, что это огромная работа для всех национальных органов, как правоохранительных, так и остальных органов. Речь идет об огромной поддержке, которую оказывают наши коллеги из Румынии, из Франции. Проводятся различные экспертизы, которые помогут нам провести это мероприятие, важное не только с национальной, но и с международной точки зрения.

Это мероприятие можно будет организовать на соответствующем уровне, чтобы все делегации могли прибыть вовремя, могли быть оформлены как пассажиры в аэропорту. Существует поддержка румынских аэропортов, так что самолеты могут быть передислоцированы. Эта деятельность очень хорошо спланирована.

Является ли Международный аэропорт Кишинэу прибыльной компанией для государства? Должен ли он оставаться под управлением государства или более уместным будет частный экономический агент?

— Когда речь идет о государственном управлении, я считаю, что это государство должно быть представлено людьми. Государство управляет этим аэропортом не абстрактно, а через людей. Речь идет о компетентности этих людей, об интересах этих людей, о честности этих людей. И если все эти элементы объединяются, то государство эффективно.

Если государство назначает совет директоров и администрацию, которые преследуют иные цели, кроме развития аэропорта, то государство неэффективно. Когда администрация аэропорта – я имею в виду предыдущую администрацию – делала акцент на капитализации доходов аэропорта в ущерб аэропорту, экономический агент оказался неэффективным.

Разумеется, аэропорт – это прибыльное предприятие, и экономические показатели за первые четыре месяца года достигнуты и даже превзошли ожидания. Что касается инвестиций, мы сосредоточимся на ремонте взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, чтобы сделать их привлекательными для более крупных самолетов.

Это потребует вложений. Эти инвестиции могут быть сделаны из существующих средств и из операционной деятельности, чтобы иметь возможность реализовать эти инвестиции быстрее. Мы, вероятно, прибегнем к кредитованию. Мы посмотрим и проанализируем, какое из решений больше подойдет для аэропорта.

Спасибо!

Интервью брала Наталья ЗАХАРЕСКУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000