„Те, кто больше всех мучил и терроризировал наши школы, теперь прячутся в Кишиневе”

Более 2000 учащихся из приднестровского региона хотят учиться в восьми лицеях с обучением на румынском языке. Хотя эти дети родились и живут на левом берегу Днестра и являются гражданами Республики Молдова, ежедневно они отстаивают свое право на образование, потому что те, кто должен защищать их, забыли о них.

Школы с обучением на румынском языке с левого берега Днестра были в течение последних 25 лет обменной монетой для непризнанных властей Тирасполя на переговорах с Кишиневом, а единственные, кто страдает из-за этих операций, это дети, которые хотят учиться на государственном – румынском языке.

„Мы создаем историю”

Элеонора Черкавски

„За все 25 лет независимости мы не преподавали, а создавали историю”, – отметил директор Теоретического лицея им. Лучиана Благи из Тирасполя Ион Иовчев. Он признает, что, несмотря на то, что так называемое руководство приднестровского региона изменилось, отношение к тем, кто учится в румынских школах, осталось тем же, на них смотрят как на врагов и предателей тех ценностей, которых продвигают сепаратисты. Ежедневно восемь школ с преподаванием на румынском языке сталкиваются с дискриминационным отношением со стороны приднестровских властей, это: повышение цен на аренду, арест помещений, запрет новых учебников, техники или продуктов питания с правого берега Днестра, препятствия для свободного перемещения учащихся и преподавателей, запрет исполнять государственный гимн Республики Молдова и на установление Триколора на зданиях школ. Однако самой большой проблемой является сокращение количества учащихся, связанное с демографическими проблемами, а так же с тактиками Тирасполя по запугиванию школ с преподаванием на румынском языке, утверждают директора восьми школ. „Количество учеников, обучающихся в румынских лицеях из приднестровского региона, сокращается стремительно. Если в 1998 году насчитывалось более 5000 учеников, то сейчас их осталось меньше 2000. Их число сократиться еще больше, потому что те, кто учится в школах, подведомственных так называемому министерству просвещения Приднестровья, имеют больше возможностей, чем наши. Например, в сепаратистском регионе сохранилась пятибалльная система оценок. Многие идут туда именно потому, что знают, что получат оценку 5, которая становится 9,51, когда они поступают в высшие учебные заведения на правом берегу Днестра. Таким образом, автоматически поступают на бюджет и занимают лучшие места. Они смеются над их коллегами из национальных школ, которые не могут набрать самые высокие оценки по десятибалльной системе”, – отметила с недовольством директор Теоретического лицея им. Штефана чел Маре из Дороцкая Элеонора Черкавски.

Прошло четверть века с момента, когда Молдова обрела независимость, но несмотря на это территория и общество страны разделены

„Чем хуже, тем лучше”

„Руководство Приднестровья обещает много, но ничего не делает. На протяжении многих лет мы говорим только об общих вещах. Давайте поговорим конкретно о том, что происходит не только в Приднестровье, но и в Республике Молдова. Прошло четверть века, не день или два. Нужно менять что-то, не ждать, пока школы будут закрыты, как мечтала Штанская. Мы слишком много уступаем только для того, чтобы не задеть тех, кто на левом берегу Днестра. Мы принимаем детей после 11 классов только для того, чтобы они не уехали в Россию, но почему мы не хотим, чтобы они поехали и увидели, какая там реальность, если все говорят, что Европейский союз монстр? Европа приходит к нам с удочкой и показывает нам, как надо ловить рыбу, но, пока мы научимся этому, Европа дает нам и рыбу, чтобы мы не умерли с голоду, в то время как Россия только требует и унижает нас так, как она умеет лучше всего”, – отметила Элеонора Черкавски.

По словам директора программ Ассоциации Promo-Lex Павла Постикэ, непризнанные власти Тирасполя направляют усилия на то, чтобы максимально сократить на левом берегу Днестра число людей, говорящих на румынском языке. „Мы говорим об администрации, которая существует незаконно. Она делает что хочет, и когда хочет. За учителями следят, их преследуют. Эти школы являются островками молдавского правительства в этом неконтролируемом регионе. Мы видим, что там проводится языковая чистка, и мы не должны допустить этого”, – отметил Постикэ.

Ион Иовчев

„Власти приднестровского региона издеваются над молдаванами, которые хотят учиться и говорить на государственном языке… Чем хуже люди говорят на румынском языке, чем больше русских слов используют, тем лучше, считают приднестровские власти. Они хотят, чтобы люди говорили и думали меньше, а мы хотим, чтобы наши дети имели будущее. Чтобы учиться в регионе на румынском языке, нужно бороться, потому что свобода завоевывается, не выклянчивается”,- заявил Ион Иовчев. Он отметил с грустью, что и Игорь Додон, избранный народом президент громко заявляет, что говорит на „молдавском”, а не на румынском языке. „Но самое болезненное это когда президент, который должен защищаться нас и представлять нас, приезжает в приднестровский регион и просит прощения у сепаратистов, которые убили наших отцов, братьев и сыновей”, – продолжил директор Лицея им. Лучиана Благи.

Кто защищает Шевчука?

„Мы всегда показывали, что у нас проблемы с достоинством. Не может существовать государство, которое не может даже защитить своих граждан, особенно детей. Однако власти Республики Молдова очень хорошо себя чувствуют, говоря пустые слова, но бездействуя. Более того, они протягивают руку помощи тем, кто оскорблял и разрушал жизни тех, кто объявил себя гражданами Республики Молдова, а не Приднестровья. Мы, румыны, которые живем в Приднестровье, не имеем никаких прав. На каждом шагу нас оскорбляют, унижают. Нарушается право наших детей на образование на государственном языке, на румынском. Однако бывший лидер сепаратистов Евгений Шевчук был принят с распростертыми объятиями молдавскими властями”, – отметил Ион Иовчев, разочарованный тем, что власти Республики Молдова „приняли” бывшего сепаратистского лидера, на имя которого было открыто несколько уголовных дел за кражу государственных денег в особо крупных размерах. Более того, 13 июля парламент отклонил второй раз требование депутатов либерал-демократов о слушаниях директора СИБ Михая Бэлана и вице-премьера по реинтеграции Георге Бэлана в связи с предполагаемым пребыванием в Кишиневе бывшего лидера Приднестровья Евгения Шевчука и его жены Нины Штанской, мотивируя это тем, что эти темы не должны обсуждаться в парламенте.

Константин Сучиту

„Шевчук и Штанская, которые мучили и терроризировали больше всех наши школы, теперь прячутся в Кишиневе. Это возмутительно! Руководство Республики Молдова должно дать ответ на вопрос: почему „товарищ” Шевчук имеет столько прав на правом берегу Днестра, в то время как мы, на левом берегу, лишены всех прав и нас не считают за людей? Это беспокоит нас больше всего”, – отметил с грустью директор гимназии из Коржова Константин Сучиту.

„Евгений Шевчук и его жена делали все, что хотели на левом берегу Днестра в течение пяти лет. В этот период директоров восьми школ с преподаванием на румынском языке, вместе с учителями, учениками и их родителями оскорбляли и унижали, а теперь мы узнаем, что Шевчук и Штанская живут в роскошных апартаментах в самом центре Кишинева под охраной силовых структур. Может это домашний арест, а мы ничего не знаем? Может правоохранительные органы отреагировали и приняли меры? То, что происходит сейчас это отсутствие здравого смысла у руководства государства, которое закрывает глаза на унижения, которым подвергались руководители школ. Человек, который разрешил размещение российских танков, в настоящее время пользуется гостеприимством молдавских властей”, – отметила бывший министр просвещения Майя Санду.

„Для левого берега Днестра мы являемся персонами нон грата, мы не можем перейти Днестр, а они свободно гуляют по Кишиневу, и никто не спрашивает их почему. Граждане должны знать, кто защищает тех, кто вел себя враждебно по отношению к конституционным органам Республики Молдова и подвергал унижению учителей, родителей и учащихся учебных заведений с преподаванием на румынском языке”, – заметил депутат от ЛДПМ Тудор Делиу.

Тем не менее, власти Кишинева пожимают плечами и говорят, что этим делом занимаются ответственные учреждения, которые „знают абсолютно все, что происходит, и поэтому нам не нужно беспокоиться”, – отметил председатель парламента Андриан Канду 13 июля.

Татьяна БЕГЮ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000