Размышления: «Я все зову СМЕРТЬ, но она затерялась где-то по дороге…»

– Сколько трудностей у нас, стариков, ой-ой-ой!
– Дрожат сухожилия, когда поднимаешься по лестнице…
– Сижу одна и жду, может, хоть кто-нибудь откроет калитку…
– Хочется с кем-то поговорить, но с кем?
– Кукуешь в одиночестве!

Старость – это не только экономическая или медицинская проблема, но и психологическая. Если о пожилых людях из городских местностей, особенно из столицы, власти вспоминают хотя бы в преддверии праздников, те, кто проживает в сельских местностях, оставшись в одиночестве, после того, как дети уехали в поисках лучшей жизни, мечтают о том, чтобы хоть кто-нибудь открыл их калитку. Слабые и обессиленные, на них давит не только физическое недомогание, но и одиночество, которое терзает их изо дня в день.

«Здоровье я потеряла еще в молодости»

С тех пор, как дети переехали в столицу, Теодора (75 лет) и Ион (77 лет) Бутучел страдают от одиночества

С тех пор, как дети переехали в столицу, Теодора (75 лет) и Ион (77 лет) Бутучел остались одни. Дети приезжают в гости, и внуки тоже, но тоска по любимым мучает их нескончаемо. Супруги не жалуются, они справляются, но признают, что здоровье оставляет желать лучшего. «Здоровье я давно потеряла, еще в молодости. Работала и дома у родителей. Пока училась в школе, работали в колхозе, в совхозе, в университете – то же самое. Вернулись − и снова с учениками на работу в колхоз. Дома опять надо было работать. Вечером, после того, как уложила детей спать, проверяла тетради, делала планы уроков. Готовила для семьи до 00:00, а утром, в 05:00, снова на ногах», – вспоминает тетушка Теодора обычный день из ее жизни.

Теодора Бутучел работала в педагогической сфере 38 лет (преподавала математику), из которых 19 лет была зам. директора. Параллельно, окончила факультет иностранных языков, преподавая впоследствии и французский язык. После того, как вышла на пенсию, продолжала работать. «Я вела кружки, репетиторство около восьми-девяти лет», – рассказывает женщина. Ей предложили преподавать в школе в Резине, потом в Отак, однако она была вынуждена отказаться, чтобы находиться рядом с мужем, который нуждается в помощи. Все же, она справляется, готовя детей к школе, или преподавая дополнительные уроки детям своих бывших учеников.

«Сколько трудностей у нас, стариков, ой-ой-ой!»

Из-за плохого здоровья, супруги подписали контракт с односельчанкой, которая помогает им обрабатывать землю, либо стирать коврики… за деньги. «Дети далеко. Они приезжают, но 92 км от Кишинева до Припичень-Рэзень (Резинский р-н, прим. ред.) это много. У нас у обоих остеопороз. Я не могу ходить из-за ноги, и он не может из-за ноги. У мужа еще проблемы с сердцем. Ему нужна операция, но он не соглашается из-за диабета», – говорит Теодора Бутучел.

«Сколько трудностей у нас, у стариков, ой-ой-ой, если выложить все… Просыпаемся рано утром. В 05:00 мы уже на ногах. Отведем живность в поле, у нас две козочки, потом обрабатываем землю около дома, остальные земли отдали в аренду, т.к. у нас нет на них сил. К тому же, посещаем больницу, в которой есть дневной стационар», – говорит Ион Бутучел, признавая, что им трудно в отсутствии детей. «Некому помочь, некому колоть дрова. Одну часть дома ремонтируешь, другая ломается. На чердак не могу подняться, надо кого-то попросить. Пока ты молод, как та коза с козлятами, можешь подняться, работать. В нашем возрасте дрожат сухожилия, когда поднимаешься по лестнице», – говорит мужчина.

Его жена, однако, утверждает, что, по вине властей, не только ситуация пожилых людей, но и всей страны плачевна. «Мы боролись за независимость. С ’89 и до ’91 года мы были на всех собраниях на Площади великого национального собрания. Мы шли от Академии наук до Штефана Великого. Кричали: «Независимость! Латинский алфавит!» Но мы не стали независимыми», – констатирует Теодора Бутучел. Сейчас они лелеют одиночество друг друга. «Мы утешаем друг друга. А что делать? Благодарим Бога, что еще двигаемся. Я была молода и не верила, что дойду до такого состояния, но… не дай Бог хуже, чтобы было», – заключают супруги Бутучел.

Мария Гурдужа (86 лет) вдова уже более 20-ти лет

«Сижу целый день и плачу»

Мария Гурдужа (86 лет) вдова уже около 20-ти лет. Еще совсем недавно она сама приносила себе веточки, чтобы зажечь огонь. Сейчас она еле-еле передвигается по дому. Ее дочь живет в другой местности. Она часто приезжает, чтобы помочь матери, но женщина все равно страдает от одиночества. «Силы закончились. Ничего не могу делать. Сижу целый день и плачу. Забываю, как зовут односельчан. Сижу одна и жду, может, хоть кто-нибудь откроет калитку», – говорит тетушка Мария со слезами на глазах.

Пенсия женщины чуть больше 1000 леев (около 48 евро). Она признает, однако, что этих денег недостаточно, а в зимнее время их не хватает даже на самое необходимое. «Я не могу сама приносить дрова, а зима длинная и нужно много дров и, к тому же, кто-то должен из колоть. Ох… Я все зову смерть, но она затерялась где-то по дороге», – плачется Мария Гурдужа.

В период с 1 марта по 30 апреля 2017 года, Help Age International Moldova провела исследование, изучая феномен одиночества и социальной изоляции пожилых людей. Выборка исследования предположила опрос 120 пожилых людей из шести сельских местностей. Более 50% из числа опрошенных стариков вдовы/вдовцы и проживают одни. Это подчеркивает большой риск социальной изоляции пожилых людей из сельских местностей. Согласно исследованию, причинами одиночества являются проблемы со здоровьем, отсутствие денег, потеря близких людей, страх заболеть и быть прикованным к постели, чувство бесполезности вместе со старением, суицидальные мысли.

У Ольги Попы (74 года) трое детей, но ни один из них не живет рядом с ней

«Кукуешь в одиночестве»

Ольга Попа (74 года) тоже вдова. У нее трое детей, но ни одного нет рядом. Один из сыновей, проживающий в Кишиневе, приезжает раз в неделю вместе с женой, обрабатывает землю, приносит воду на всю неделю. Они приезжают на выходные, но в остальное время женщина остается одна и совершенно беспомощна. «Мы ищем человека, которому заплатили бы, чтобы он позаботился о ней, но в деревне трудно найти кого-то, кто бы сидел рядом с человеком всю неделю. Мы приезжаем в субботу, делаем, что можем, и уезжаем», – говорит Елена, невестка Ольги Попа.

«Лишь Бог знает, как проходят мои дни. Я передвигаюсь с трудом, ноги не держат. В молодости я была дояркой. Много работала, а сейчас не могу пройтись даже по огороду», – говорит тетушка Ольга. Однако, больше всего женщину мучает одиночество. Вокруг лишь заброшенные дома. Нет соседей, которые бы зашли на минутку. Поэтому всю неделю она думает лишь о детях, которые снова приедут только на выходные. «Некому зайти. Я одна-одинешенька. Хочется с кем-то поговорить, но с кем? Кукуешь в одиночестве», – вздыхает Ольга Попа.

Елена, невестка Ольги Попа, приезжает вместе с мужем на выходные, чтобы помочь по дому, или обработать землю

«Им необходима не только материальная помощь, но и много общения. Мы ведем учет людей, которые находятся в наихудшем положении. В некоторых случаях, дети платят кому-то, чтобы те ухаживали за их родителями, но они все равно страдают от одиночества», – утверждает социальный ассистент села Припичень-Рэзень, Оксана Гобжилэ. Таким образом, дни пожилых людей, в основном, схожи: работа по дому и взгляд, прикованный к калитке, может, хоть кто-нибудь решится навестить…

Help Age International Moldova считает, что в обществе, в котором пожилых людей все больше, активное участие и признание их ценного вклада незаменимо для развития общества, а хорошее психическое здоровье и высокий уровень самооценки позволило бы пожилым людям оставаться активными на протяжении всей жизни.

Согласно данным Национального бюро статистики, в начале 2016 года в Республике Молдова проживали 592,6 тыс. людей в возрасте 60-ти и более лет, что составляет 16,7% из общего числа населения. Около 60% из общего числа пожилых людей − женщины, и 58% проживают в сельской местности. По возрасту, каждому третьему человеку − от 60 до 64 лет, а 13,3% людей − старше 80 лет.

Ольга БУЛАТ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: Пожилые люди в Молдове социально изолированы | Ziarul de Gardă RUS

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000