Майя Санду: «Хороший премьер-министр должен быть свободным человеком»

27-maia-sanduИнтервью с Майей Санду, министром образования

— Начался прием в вузы. Если бы вы были потенциальным кандидатом, по каким критериям вы бы выбирали учебное заведение?

— Молодые люди, которые хотят поступить на факультет, должны сделать два выбора: профессию, которой они хотят посвятить себя, и учебное заведение, которое может лучше всего подготовить их для этой профессии. В случае с выбором образовательного учреждения решение по идее не должно вызывать трудностей. К сожалению, отсутствие системы обеспечения качества и низкая степень прозрачности со стороны учреждений, которые предлагают программы высшего образования, усложняют ситуацию. Если бы мы имели солидную внешнюю систему обеспечения качества, молодые люди могли бы принимать обоснованные решения на основе объективных оценок, которые должны содержать подробные сведения об образовательном процессе, методах обучения, качестве преподавания, степени соответствия контента с ожиданиями работодателей, уровне занятости выпускников, качестве инфраструктуры. Мы сделали лишь первые шаги на этом пути, и можем предоставить информацию только для ограниченного числа программ (напр., по адресу www.aracis.ro/activitati-internationale/evaluari-internationale можно найти отчеты оценки юридических программ). Для других программ работа только начинается. В то же время очень жаль, что учебные заведения публикуют так мало предложений на своих сайтах. В этих условиях, если нужно было бы сделать выбор, думаю, я бы выбрала вуз с традициями. И обязательно сделала бы небольшое исследование о качестве преподавания и просмотрела бы заранее аналитическую программу (sylabus).

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Майя Санду родилась 24 мая 1972 года в селе Рисипень Фэлештского района.
В 1989-1994 гг. изучала менеджмент в Академии экономических знаний Молдовы.
В 1995-1998 гг. изучала международные отношения в Академии публичного управления (Республика Молдова).
В 2010 году окончила Harvard Kennedy School of Government.
В 2010-2012 гг. работала советником исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне, США.
С 24 июля 2012 года занимает должность министра образования

— Как могут узнать молодые люди, какие факультеты и специальности являются перспективными в плане трудоустройства?

— Сегодня очень трудно прогнозировать спрос на рынке труда даже на несколько лет вперед, не то, что на несколько десятилетий. Ситуация меняется быстро, поэтому очень важно иметь возможность учиться всю жизнь, чтобы при необходимости можно было адаптироваться к требованию рынка. В этой ситуации, я думаю, лучше всего попытаться делать то, что нравится. Очень печально ходить на работу каждый день без удовольствия. Конечно, жизнь не всегда складывается так, как мы хотим, иногда приходится отказываться от некоторых вещей, и искать что-то другое. Важно не бояться перемен, знать, что никогда не поздно для этого. Говоря о конкретных вещах, инженерия и информационные технологии являются примером перспективных областей.

— Как сделать так, чтобы вузы отвечали требованиям рынка труда?

— Путем лучшего диалога с работодателями, путем увеличения инвестиций в научные исследования, с привлечением специалистов-практиков в процесс обучения. До тех пор, пока мы будем менять только название дисциплин, без изменения содержимого, мы не обеспечим актуальное образование. Для изменения содержания необходимо поговорить с работодателями, особенно с новаторами.

— Министерство сделало оценку вузов. Какие выводы? Какие ошибки, проблемы, трудности у высших учебных заведений?

— Министерство пригласило несколько иностранных агентств по обеспечению качества для оценки нескольких университетских программ. Румынское агентство по обеспечению качества в высшем образовании оценило все юридические программы и обнаружило ряд недостатков: более 50% из проанализированных программ не обеспечены научными средствами и человеческими ресурсами, необходимыми для реализации поставленных задач; предметы представлены с нарушением логической последовательности; учебные планы не всегда обеспечивают возможность активного участия, обучения со стороны студентов или использование современных методов преподавания; слабая научная деятельность, как среди преподавателей, так и среди студентов. Четыре учреждения набрали недостаточное количество баллов для аккредитации, а для других были сформулированы рекомендации по улучшению.

— В некоторых университетах учатся очень мало студентов, работает ограниченное количество профильных преподавателей, в ходу непонятные правила, предоставлены низкие исследовательские возможности. Не разумнее ли иметь меньше вузов, которые бы предлагали качественные образовательные услуги?

— Действительно, в Молдове слишком много университетов. Это тот случай, когда преувеличенный конкурс становится непродуктивным. Показательным примером является тот факт, что подавляющее большинство студентов, отчисленных из вузов, которые уважают себя, сразу поступают в другие. В последние два десятилетия, когда университеты стали доступными из-за фальсификации бакалаврского экзамена, значительно увеличилось и количество этих учебных заведений. Некоторые появились по политическим соображениям, другие, как я подозреваю, для создания руководящей должности для конкретных людей. Появилось много частных образовательных учреждений, но не все они предоставляют качественные образовательные услуги. На фоне последнего снижения числа студентов ситуация доходит до смешной. Например, в ходе недавней проверки коллеги из министерства обнаружили в частном университете группу, состоящую из двух студентов. Руководство университета не смогло нам объяснить, как удается вернуть инвестиции с помощью двух студентов в условиях, когда стоимость обучения такое же, как и в других учреждениях. Единственное логическое объяснение, которое я вижу, в том, что обучение не ведется по программе, другими словами, не проводятся все занятия. И в случае государственных вузов случаются ситуации, когда обучаются 15-20 студентов. Такой роскоши не могут себе позволить даже самые богатые университеты мира.

— Примерно 55% выпускников сдали в этом году бакалаврские экзамены. Это также оценка и преподавателям лицеев. Какова все-таки сегодня подготовка преподавателей в Республике Молдова?

— Это оценка всей сфере образования. Учителя находятся на уровне инвестиций, которые были в них вложены за эти 24 года. Если мы хотим иметь хороших учителей, тогда мы должны инвестировать во многие вещи, но особенно в систему мотивации и преподавания. Мы работаем над национальной программой для преподавательских кадров и обсуждаем с партнерами по развитию внедрение соответствующего проекта стоимостью в 15 млн. долларов США для реализации этой программы.

— После успешной кампании по борьбе с коррупцией на бакалаврских экзаменах, как скоро следует ожидать кампанию по борьбе с коррупцией в вузах?

— Этот вопрос надо адресовать менеджерам высших учебных заведений. В первую очередь потому, что в контексте университетской автономии учреждения имеют всю свободу и ответственность в процессе организации экзаменов. Во-вторых, потому, что ситуация не изменится никогда, если мы не сможем повысить ответственность каждого человека в отдельности, и мы не будем требовать этого изменения. Я думаю, что в ситуации, когда каждый учится и отказывается брать взятки, коррупцию можно значительно сократить. Я надеюсь, в частности, на тех молодых людей, которые сдали экзамены на степень бакалавра собственными силами и знают, что могут получить оценку без взятки. Я надеюсь, что у этих молодых людей будет мужество поднять тему и они смогут оказать давление на администрации вузов, где продолжают терпимо относиться к коррупции. Мы можем, и будем вмешиваться, косвенными методами: в процессе оценки университетов путем наказания тех, кто допускает подобные ситуации, и за счет повышения эффективности расходов для государственных учреждений и высвобождения ресурсов для увеличения заработной платы.

— Поступление в ВУЗ без экзаменов, на основании балла аттестатов, снижает коррупционные риски?

— Университеты имеют право устанавливать дополнительные экзамены, помимо бакалаврского. Некоторые учреждения вводят дополнительные тесты, другие ограничиваются баллами за все годы обучения и за выпускные экзамены. В условиях ожесточенной борьбы за студентов вузы не могут позволить себе быть слишком разборчивыми. В то же время экзамены на бакалавр являются довольно хорошим фильтром, даже в отсутствие дополнительных экзаменов.

— Вы общаетесь со студентами Республики Молдова, которые учатся за рубежом. Чем, по-вашему, можно привлечь их, чтобы они вернулись и работали дома?

— Многие молодые люди, обучающиеся за границей, нуждаются в деньгах, чтобы оплачивать учебу и, соответственно, ищут хорошо оплачиваемую работу, которую трудно найти в Республике Молдова. Есть и такие, кто готов пожертвовать собой и согласны работать за более низкую зарплату при условии заниматься чем-то интересным, что имеет значение для их дальнейшей карьеры и для развития страны. Чтобы привлечь первых, частный сектор должен дать четкие сигналы, что ценит профессионализм и готов предложить конкурентоспособную заработную плату. Государственный сектор является потенциальным бенефициаром второй категории. Этому сектору удалось разочаровать с течением времени много людей. Молодые люди должны видеть реальные перспективы изменения к лучшему в обществе, чтобы захотеть вернуться.

— Насколько хорошо проинформированы лицеисты из сел о возможности обучения за рубежом?

— Предложений об обучении за границей чрезвычайно много, и никто не может представить исчерпывающую информацию. Что касается учебных программ, которые предлагают стипендии, то доноры, как правило, продвигают свои программы. В частности на веб-сайтах посольств других государств в Республике Молдова заблаговременно появляется информация об учебных программах, условиях приема, критериях отбора. С другой стороны, учащиеся могут анализировать множество другой информации в Интернете об университетах и программах, которые их интересуют. Чем лучше они учатся, тем более конкурентоспособными являются и тем сложнее будет университетам удержать их дома.

— Так все-таки диплом экс-премьера Габурича был поддельным? Этот вопрос мы задаем поскольку Генеральная прокуратура закрыла дело, не дав объяснений о предполагаемой фальсификации…

— Единственный официальный ответ от Генеральной прокуратуры был получен в мае. В нем говорится, что есть обоснованные подозрения, что диплом является поддельным. После завершения расследования мы не получили никакой информации.

— Какими основными качествами должен обладать хороший премьер-министр?

— Хороший премьер-министр должен быть грамотным менеджером, дальновидным, человеком свободным в том смысле, чтобы не бояться потерять кресло и не иметь обязательств по отношению к определенным лицам или группам лиц. Он должен быть членом команды, который умеет слушать, быть хорошим дипломатом, и, конечно же, быть честным и неподкупным.

— Каким должно быть следующее правительство? Некоторые считают вашу кандидатуру удачной для должности премьера. Вы согласны?

— Следующее правительство должно быть лучше, чем предыдущее. Я неоднократно говорила, что у меня нет таких амбиций. Я бы не согласилась на должность в ситуации, когда изначально ясно, что нет условий для достижения успеха.

Интервью реализовала А. Р.
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000