Что-то пошло не так: четыре провала борьбы с коррупцией в Молдове

За годы независимости Молдова приняла сотни законов, которые касаются борьбы с коррупцией, ратифицировала десяток международных соглашений и утвердила несколько антикоррупционных стратегий. Эти документы нередко содержат довольно остроумные антикоррупционные инициативы, которые, однако же, почти всегда не работают. Газета Ziarul de Gardă решила рассказать о некоторых из них.

Проверки на детекторе лжи

В 2009 году в Молдове придумали проверять чиновников на полиграфе или так называемом «детекторе лжи» – устройстве, которое анализирует дыхание, пульс и другие параметры тестируемого человека, и на основе полученных данных полиграфолог выносит предположение о том, говорит ли испытуемый правду.

По закону, проверки на полиграфе обязательны для вступающих в должность судей и прокуроров; не избежать этой процедуры и тем, кто начинает работать в структурах Министерства внутренних дел Молдовы, Национальном центре по борьбе с коррупцией (НЦБК), Таможенной службе и Службе информации и безопасности (СИБ).

Тест на полиграфе должен был стать обязательным еще три года назад – с 1 января 2015 года. Однако этого не произошло – десятки чиновников начали работать в структурах, перечисленных выше, минуя полиграф. Журналисты ZdG  несколько раз задавали вопрос об отсутствии проверок на «детекторе лжи» Высшему совету магистратуры (этот орган отвечает за подбор судей и контролирует исполнения предписанных законом процедур). Глава Комиссии по тестированию с использованием полиграфа, Тудор Габура, ответил, что проблема упирается в деньги:

«Прибор сам по себе стоит не слишком дорого [от 2 до 3 тысяч долларов] – намного дороже обойдется подготовка людей, которые будут с ним работать. Их подготовка, их командировки, повышения квалификации», – сказал ZdG Габура. На сегодняшний день в Молдове всего трое сертифицированных специалистов по работе с полиграфом.

Тем не менее, в мае-июне 2017 года детектор лжи все-таки применили для проверки будущих прокуроров. В первый же раз применения полиграфа он отсеял почти половину соискателей: десять из 23 кандидатов на прокурорские должности. Но регулярными проверки на детекторе лжи так и не стали.

Свидетельство о неподкупности

Ровно год назад вступило в силу еще одно антикоррупционное ноу-хау: всех потенциальных чиновников обязали получить специальную справку, удостоверяющую их неподкупность. Документ так и называется – «свидетельство о неподкупности», выдает его Национальное агентство неподкупности – главная антикоррупционная структура страны. По первоначальной задумке, получить свидетельство могли только те госслужащие, кто никогда не фигурировал в расследованиях, связанных с коррупцией.

Если следовать букве закона, то предъявить справку должны были все кандидаты в депутаты, которые принимают участие в парламентских выборах 24 февраля. Но даже беглый взгляд на списки зарегистрированных кандидатов выхватывает имена людей, преследуемых или судимых за коррупцию.

На вопрос, почему для всех этих лиц не составило сложности получить свидетельство о неподкупности, ответил Центр юридических ресурсов Молдовы: свидетельство не получат только те, кого суд признал виновным в коррупционной сделке и вынес приговор, не подлежащий обжалованию.

Соответственно, парламентарием или госслужащим может стать не просто человек с запятнанной репутацией, и даже не только тот, против кого возбуждено уголовное дело по «коррупционной» статье. Получить свидетельство и занять высокое кресло в Молдове может и настоящий коррумпированный чиновник – то есть тот, чья вина доказана судом и против кого уже вынесен приговор. В том случае, если приговор не является окончательным и подлежит обжалованию в других инстанциях, такой чиновник может спокойно получить свое свидетельство о неподкупности.

В числе других пробелов этой антикоррупционной инициативы: она анализирует данные только за неполные три года, с конца 2015 по 2018 год.

Учет подарков чиновникам

В Молдове есть закон, запрещающий чиновникам и членам их семей получать подарки (под ними подразумеваются также льготы и услуги).

В 2013 году правительство установило, сколько может стоить символический сувенир и как могут выглядеть подарки, полученные в рамках протокольных мероприятий.

Закон предписывает всем государственным учреждениям вести публичный учет символических или протокольных подарков, полученных их сотрудниками.

Несмотря на то, что дорогостоящие подарки – большая брешь в молдавских антикоррупционных начинаниях, такой учет не всегда ведется. Известны случаи, когда госслужащим почему-то дарят целые состояния. Например, один из судей в Молдове, стал миллионером, получив подарок на свадьбу. И этот случай – далеко не единичный, подарком на день бракосочетания объясняли внезапно свалившееся на их головы богатство многие молдавские чиновники, в том числе, например, прокурор, который вел самое громкое дело в Молдове – дело экс-премьер министра Влада Филата.

В Молдове 19 судов и у каждого есть онлайн-страница. Ни на одной из них нет раздела, который вел бы учет судейских даров. В Высшем совете магистратуры (напомним: это структура, которая координирует работу судов) журналистам ответили, что соответствующий реестр существует, но учет в нем ведется вручную. Увы, ни у медиа, ни у других представителей общественности доступа к реестру нет.

Налоговая амнистия и инвестиционные паспорта

После кражи века в Молдове решили устроить контроль за возможным отмыванием денег и пересмотрели законодательство. К сожалению, и это не привело ни к чему хорошему.

Например, в 2017 году было решено разрешить иностранным гражданам получать  гражданство Молдовы в обмен на инвестиции.

Но эксперты считают, что этот закон только выводит Молдову на международный уровень в отмывании денег: он помогает выводить из оффшоров деньги, полученные в результате теневых сделок.

Не привел к желаемому результату и Закон о добровольном декларировании и налоговом стимулировании. Он предполагает налоговую амнистию: лица, которые честно задекларировали свой доход до 1 февраля 2019 года, получают гарантию того, что их не будут преследовать за неуплату налогов или за незадекларированное имущество.

Закон жестко раскритиковала оппозиция, бизнес сектор и международные наблюдатели.

«Принятые меры могут привести к ослаблению налоговой дисциплины и сопряжены со значительными бюджетными рисками», – такое заявление сделал Международный валютный фонд, а посольство США в Молдове и вовсе заявило, что закон «уменьшит способность Молдовы бороться с отмыванием денег» и »узаконит воровство и коррупцию, нанесет ущерб бизнес-климату».

Однако, этот же закон вынуждает налоговые органы верить гражданам на слово – проверять, соответствуют ли декларации действительности, они не имеют права. Это тоже создает возможность легализации незаконных денежных сумм, уверены эксперты. Яна Спиней, представительница Transparency International Moldova, заявила, что «настоящая цель этого закона – легализация украденных денег, в том числе денег, украденных из банковской системы».

Ольга БУЛАТ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000