Первое дело, проясняющее роль Шора в краже миллиарда, три года в ведении прокуроров

6 мая 2015 года, на следующий день после того, как был опубликован первый отчет компании «Kroll», в котором говорилось об Илане Шоре в качестве основного бенефициара мошенничества в банковской системе, противоречивый бизнесмен был задержан также по обвинению в злоупотреблении служебным положением при управлении АО «Banca de Economii» и АО «Banca Socială». За три года соответствующее дело все еще не было передано в суд, а в отношении Шора, который, тем временем, стал примаром Оргеева, не применено никаких мер пресечения.

Прокуратура по борьбе с коррупцией (ПБК) приводит комплексный характер уголовного дела и необходимость специальных знаний в банковско-финансовой сфере в качестве причин долгого периода уголовного преследования, а также то, что запросы об оказании международной правовой помощи, направленные, в том числе, в Российскую Федерацию, до сих пор не отвечены. По тому же уголовному делу, в части «дела о миллиарде», статус обвиняемых есть еще у 12 других лиц, их имена руководство ПБК отказывается раскрывать, ссылаясь на презумпцию невиновности. Неизвестны также имена руководителей группы по уголовному преследованию по данному делу, Прокуратура по борьбе с коррупцией уточняет, что «эта информация не входит в категорию открытого доступа».

Илан Шор был вызван в Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) в среду, 6 мая 2015 года, на следующий день после опубликования первого отчета «Kroll», в котором он был назван главной фигурой, связанной с банковским ограблением посредством ряда лиц и фирм, формирующих «группу Шора». Ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением при управлении АО «Banca de Economii» и АО «Banca Socială». Судья Геннадий Павлюк отказался помещать его в изолятор НЦБК и выдал ордер на домашний арест, который закончился 22 мая, когда суд отпустил его под судебный контроль для участия в избирательной кампании на местных выборах в Оргееве.

«В настоящий момент, в отношении Илана Шора не применена мера пресечения по этому делу», – уточнила для ZdG Анастасия Михэлчану, начальница Службы информации и связи со СМИ ПБК. Она отмечает, что в настоящем уголовном деле под обвинение попали 12 человек, которые занимали руководящие должности в вышеупомянутых коммерческих банках, но отказалась обнародовать их имена и их непосредственные функции, «поскольку это затронет презумпцию невиновности».

Отвечая на вопрос о стадии, на которой находится соответствующее дело, и почему в течение более трех лет эти лица не были отправлены на скамью подсудимых по «делу о миллиарде», пресс-секретарь Прокуратуры по борьбе с коррупцией объясняет, что причины связаны со сложностью дела и тем фактом, что запросы об оказании международной правовой помощи, направленные, в том числе, в Российскую Федерацию, до сих пор не выполнены. В то же время, ПБК уверяет, что оно попросит компетентные органы Российской Федерации ускорить выполнение запросов.

«Длительный срок уголовного преследования обусловлен сложностью уголовного дела и необходимостью специальных знаний в банковско-финансовой сфере, что привело к осуществлению финансово-экономической экспертизы, проводимой экспертами Национального центра по борьбе с коррупцией и Национального центра судебных экспертиз. Также, в рамках уголовного преследования, для получения вещественных доказательств, был сформулирован ряд запросов об оказании международной правовой помощи, в том числе в Российскую Федерацию, на которых до сих пор не получены ответы. Прокуратура по борьбе с коррупцией попросит через Генеральную прокуратуру ускорить исполнение поручений об оказании международной правовой помощи компетентными органами Российской Федерации», – отмечает в ответе ZdG Анастасия Михэлчану.

Прокуратура по борьбе с коррупцией уточняет, что уголовное преследование по данному делу осуществляется группой прокуроров по борьбе с коррупцией и офицеров Национального центра по борьбе с коррупцией, но что она не может назвать имя главы группы по уголовному преследованию, поскольку «эта информация не относится к категории, открытой для общественности».

Уголовное преследование, с учетом объема действий по уголовному преследованию и сложности уголовного дела, осуществляется группой уголовного преследования, состоящей из прокуроров по борьбе с коррупцией и сотрудников Национального центра по борьбе с коррупцией. Группа по уголовному преследованию принимает все меры, предусмотренные законом, для расследования обстоятельств дела во всех аспектах, полного и объективного, для учета обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность виновных. Что касается руководителя группы по уголовному преследованию, то по ходу расследования было несколько групп с разными руководителями. Но эта информация не относится к категории, открытой для общественности», – говорится в ответе ПБК ZdG.

Представительница Прокуратуры по борьбе с коррупцией утверждает, что Илан Шор в настоящее время фигурирует только в двух уголовных делах: открытом в мае 2015 года за злоупотребление служебным положением в BEM и «Banca Socială», а также в находящемся в Апелляционной палате Кагула после того, как Кишиневский суд вынес примару Оргеева приговор к семи годам и шести месяцам тюрьмы, но отпустил его на свободу до тех пор, пока решение не вступит в силу.

«Также, примар Оргеева, Шор Илан, имеет статус обвиняемого на основании пункта (5) статьи 190 и пункта (3), b) статьи 243 Уголовного кодекса, по факту мошенничества и отмывания денег в особо крупных размерах в АО «Banca de Economii». Указанное дело было выделено из уголовного дела, которое в настоящее время рассматривается Кагульской апелляционной палатой, по нему у Шора статус обвиняемого. Выделение дела было осуществлено для обеспечения судебного расследования по обвинительным заключениям, в отношении которых были предоставлены достаточно доказательств, свидетельствующих о вине подсудимого Шора Илана», – пишет ПБК в ответе ZdG.

Илан Шор был задержан 22 июня 2016 года по своему второму делу, за шесть дней до того, как бывший премьер-министр Влад Филат был приговорен к заключению за пассивную коррупцию и извлечение выгоды из влияния по делу, открытому после явки с повинной примара Оргеева.

Год спустя, 21 июня 2017 года, противоречивый бизнесмен, примара города Оргеева и лидер партии, носящей его имя, был приговорен магистратом Андреем Никулча из Кишиневского суда к семи годам и шести месяцам лишения свободы за мошенничество и отмывание денег; это наказание должно быть исполнено только после того, как приобретет окончательный характер. Илан Шор находится на свободе, будучи под судебным контролем, хотя его имя фигурирует в обоих отчетах «Kroll» как одного из главных персонажей, вовлеченных в банковское мошенничество.

Кто украл миллиард? НБМ опубликовал лишь синтез доклада Kroll-2, не называя никаких имен

12 февраля, после почти восьми месяцев блокировки в Кишиневском суде и Апелляционной палате (АП) Кишинева, дело попало на рассмотрение в Кагульскую апелляционную палату. Судьбу Шора в апелляционной инстанции должны решить три магистрата: Евгений Двуреченский, Нина Велева и Виталий Мовилэ, последний является председателем состава суда. Дело было передано в их ведение после того, как председатель Кишиневской АП, Ион Плешка, обратился в Высшую судебную палату (ВСП) с уведомлением о том, что в инстанции, которую он возглавляет, где работают 56 магистратов, 21 из них – входят в Коллегию по уголовным делам, для рассмотрения дела есть только два судьи, которые могут рассматривать дело, с точки зрения совместимости должностей.

Следующее слушание в Кагульской АП запланировано на 23 мая.

Читайте также:
Бизнесмен Илан Шор приговорен к 7,5 годам заключения… Но он на свободе
Дело фигуранта расследования «Kroll» – за 168 км от Кишинева… для «быстрого и объективного» суда

Марина ЧОБАНУ
Фото: Катерина АЛЕКСАНДР / ZdG
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000