Пациенты, умирающие в списке ожидания

На протяжении нескольких лет после периода перерыва в проведении операций по трансплантации органов в Молдове, они были возобновлены. Но, несмотря на то, что такие операции уже могут осуществляться, эта область медицины сталкивается с многочисленными проблемами, пациенты вынуждены бороться не только с собственными болезнями, но и с нашей системой здравоохранения.

Некоторое время назад в Молдове завершился европейский проект «Twinning», призванный укрепить потенциал Агентства по трансплантации. Он проводился в течение двух лет, будучи ориентирован на сотрудничество между европейскими специалистами и организациями, и нашими врачами и учреждениями, в целях повышения качества и безопасности трансплантационной хирургии.

Трансплантация – деликатная тема для бедных государств

«После 27 месяцев работы мы можем сказать, что процедуры в Молдове были гармонизированы с законодательством ЕС, и есть специалисты, которые прошли обучение в соответствии с самыми высокими европейскими стандартами. Были проведены многочисленные мероприятия. Я имею в виду стажировки практического характера, учебные миссии, проходившие в последние годы, которые послужили неординарному обмену опытом, как практическим, так и организационной деятельности Агентства по трансплантации; и, как мы все знаем, особенно в такой сфере, какой является здравоохранение, обмен опытом является ключом к прогрессу и ключом к успеху», – отметила министр здравоохранения Руксанда Главан на церемонии закрытия проекта.

С другой стороны, глава Делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола подчеркнул, что настоящая работа на этом не закончилась, а только началась. Тапиола отметил, что объем инвестиций в рамках этого проекта составил 1,2 миллиона евро, и что европейской и кишиневской сторонам удалось установить эффективное партнерство.

«К этому проекту я подошел с некоторым волнением, поскольку мы понимаем, что вопросы, связанные с трансплантацией и донорством, являются деликатными темами», – сказал Тапиола. Глава Делегации Европейского Союза в Кишиневе отметил, что эти темы являются деликатными в особенности для бедных стран, которые все еще находятся на переходном этапе, где очень часто слышны страхи по данному поводу, а иногда даже встречается обеспокоенность преступной деятельностью в сфере трафика донорства и трансплантации.

Трансплантат почки в 3 раза дешевле, чем содержание пациента на диализе

До начала этого проекта в нашей стране не проводился ряд трансплантаций, говорит директор Агентства по трансплантации Игорь Кодряну. «На учете находилось очень мало пациентов, только 18 пациентов после трансплантации почки и 3 – после трансплантации печени, в то время как сегодня на учете и лечении у нас уже 72 зарегистрированных больных после трансплантации почки, и 43 пациента после трансплантации печени», – уточняет Кодряну.

«Сейчас, к сожалению, мы не можем предоставить услуги по трансплантации всем тем, кто в ней нуждается, но, обладая очень ясной стратегией умеренного роста числа трансплантаций, мы надеемся найти решения для восполнения, по крайней мере, некоторых из этих потребностей, тем более, что прекрасно известно – трансплантаты почек и печени являются очень эффективными, и трансплантат почки в 3 раза дешевле, чем содержание пациента на диализе», – добавляет Кодряну.

Директор Агентства по трансплантации отмечает, что в Молдове в списке ожидания трансплантации печени находятся 72 человека. Другие 37 человек ждут трансплантат почки. Существует список ожидания для трансплантации роговицы, включающий в себя 116 человек. Трое пациентов ожидают операцию по пересадке сердца.

Без банка органов, без трансплантатов для детей, без специалистов

«В Молдове будет начата также трансплантация детских органов. Были случаи, когда детям из Молдовы делали операции по трансплантации за границей, как от живых доноров, так и от трупных доноров. Нас радует тот факт, что мы можем принимать этих лиц и лечить их здесь, дома. Это огромный шаг. Уже сейчас мы наблюдаем нескольких детей», – говорит Кодряну.

В настоящее время специалисты в области трансплантации обучаются только за рубежом. Глава Агентства по трансплантации считает, что, во-первых, необходимо развивать систему. «Нам нужно все хорошо организовать. До сих пор мы проходили обучение, получали оснащение. Теперь необходимо проинформировать общество», – добавляет Кодряну.

Заведующий Кафедрой урологической и нефрологической хирургии Государственного университета медицины и фармации им. Николая Тестемицану, профессор Адриан Тэнасе, подчеркивает, что списки на трансплантацию составляются согласно совместимости. Существует также срочный список, но нет банка органов.

«Если есть два человека с одинаковой совместимостью, но кому-то нужна более срочная операция, то приоритетно оперируется такой человек. Мы прибегаем к так называемой наибольшей совместимости, чтобы иметь гарантию того, что результаты операции будут хорошими», – говорит Тэнасе, уточняя, что у нас тяжелые пациенты и по причине финансовых и социальных проблем, с которыми они сталкиваются.

Профессор Тэнасе рассказывает, что, в связи с отсутствием в Молдове банка органов, как правило, органы, предназначенные для трансплантации, извлекаются и консервируются. В случае с почками, например, они могут сохраняться в течение 24-30 часов, а в случае с печенью – не более 6 часов. В этот временной промежуток, не позднее, изъятые органы необходимо пересадить. Только клетки и ткани могут продержаться дольше. «Когда изымается орган, команды работают очень быстро. В то же время, пациенты, потенциальные получатели, уведомляются, что им срочно необходимо прибыть в Кишинев для госпитализации, обследования и подготовки к операции», – продолжает Тэнасе.

«Я чувствовал нечто чужое в моем теле»

В Республиканской клинической больнице мы встретили двух пациентов на диализе. Разговор был коротким, поскольку им трудно было говорить. Слова, произносимые ими, напоминают шепот, их лица искажены от боли, все потому, что диализ является сложной процедурой.

Мариану Вылку 42 года, и он из села Милешть, Ниспоренского района. Говорит, что делает диализ уже на протяжении года. «Из районной больницы меня забрали в реанимацию. Когда я проснулся, то был здесь, в Кишиневе. У меня головокружения, боли. Я на протяжении многих лет страдаю от заболевания почек. Сейчас боли свалили меня с ног. Утром я выпил таблетки, но часто чувствую тошноту, у меня нет аппетита, мне становится плохо, у меня рвотные позывы», – говорит пациент.

Паулине Жадик 52 года, она из Трифэуц, Сорокского района. На диализе третий день. Она говорит, что, хотя это трудно, лечение терпимо. «Я уже привыкла. Страдала от сахарного диабета. В последнее время почки были затронуты в большей мере. Я была очень опухшей, не могла дышать. Сейчас лучше», – говорит Паулина.

Константин Кицану является одним из тех, кто после диализа перенес успешную трансплантацию, поскольку у него отказали обе почки.

«В 2012 году я оказался здесь. Мне делали диализ на протяжении двух лет. В то же время, я встал в очередь на трансплантацию. В 2014 году, 11 апреля, мне позвонили из Республиканской больницы, сказали незамедлительно приехать. Я бы не сказал, что операция была тяжелой. До меня уже делали такие трансплантации. У них все прошло хорошо. Я знал, что и в моем случае все будет хорошо. Расходы частично понесло государство», – говорит Константин.
«В первые дни я чувствовал нечто чужое в моем теле. Со временем я привык. Теперь продолжаю лечение. Ежедневно принимаю лекарства. Эта почка держится по большей части на лекарствах. Приезжаю на контроль раз-два в течение трех месяцев», – рассказывает Константин.

«У нас было и несколько случаев неудач. Тогда пациент возвращается к диализу. Во всем мире есть неудачи. Медицина не Бог, и, к сожалению, случается то, что случается. В случае пересадки печени гораздо труднее, потому что нет аппаратов, которые могли бы заменить, как при диализе, выполнение функции. Обычно, если получается, мы прибегаем к ретрансплантации», – объясняет Игорь Кодряну.

Начальник Агентства трансплантации вспоминает об успешной ретрансплантации. «В одном случае, когда не работала печень, но пациенту повезло, мобилизовались хирурги, команды координаторов в больницах, была найдена другая печень и осуществлена ретрансплантация. Этот случай является успешным, но бывают и случаи, когда, если не ретрансплантировать, пациент умирает. Есть и пациенты, умирающие, будучи в списке ожидания. Это происходит не только в Молдове, но и во всем мире, хотя у нас это случается чаще, потому что у нас меньше доноров», – говорит Кодряну.

Безразличие властей

Илие Ротару стал одним из основателей Ассоциации реципиентов трансплантатов, официально зарегистрированной в 1998 году, которая теперь больше не работает.

«Я участвовал в создании. Я помог в составлении устава. Тогда я не был ее членом, так как не получил первую группу инвалидности. Ассоциация реципиентов трансплантатов объединяла тех, кто уже получил трансплантат, и тех, кто был в очереди на пересадку. Впоследствии я стал членом Ассоциации, поскольку появились некоторые возможности, чтобы помочь организации», – говорит Ротару.

«Дооперационные расходы, на саму операцию по трансплантации, но особенно после пересадки – очень высоки. Ассоциация была создана теми, кого больше нет в живых, чтобы помочь своим друзьям, семье, и себе самим. С самого начала была эйфория. Я думал, что мы сможем действовать, защищать свои интересы, защищать свои права, собирать средства… Реальность, однако, была гораздо жестче», – объясняет Ротару. Он говорит, что его бесчисленные призывы о помощи, адресованные государственным учреждениям и частным организациям, остались без ответа.

«Я храню многочисленные документы, как доказательство полного безразличия самых богатых предпринимателей в Молдове. Я был и на приеме у руководителей учреждений, банков. Они обещали, но ничего не сделали. Таким же было и отношение властей», – говорит Илие Ротару, который считает, что деятельность по трансплантации в Молдове требует значительных улучшений, для которых необходима реорганизация этой области.

Алёна Чуркэ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000