Молдавские граждане, подвергающиеся жестокому обращению в тюрьмах Российской Федерации

Двое молодых людей из Республики Молдова в возрасте 21 и 30 лет, задержанные в Краснодаре за хранение наркотиков, содержатся под арестом в Российской Федерации в течение более 18 месяцев, тем самым нарушается крайний срок для предварительного заключения, предусмотренный законодательством. По словам адвокатов Республики Молдова, на лицо пренебрежение правом парней на переводчика, они подвергались избиению, пыткам, а из-за серьезного состояния их здоровья один из подозреваемых не смог присутствовать на судебных слушаниях. Недавно суд первой инстанции в России приговорил их к 9 годам лишения свободы.

В 2015 году Виталий Дану и Виктор Мельник, родом из Калараша, уехали на работу в Москву. После двух месяцев строительных работ их знакомый предложил поехать в Краснодар. 13 августа 2015 года, вечером, два молдавских гражданина были задержаны полицейскими. Виталий Дану был задержан, когда находился с автомобилем на станции вулканизации. Согласно данным организации «Anti-Drog», в автомобиле нашли сумку с 350 г героина. Задержавшие его связались с последним номером в телефонной книге Виталия, таким образом, выйдя на Виктора Мелника, схваченного на многолюдной улице. Последовало расследование по их месту жительства, а затем их поместили в пенитенциар.

Подверженные пытками вплоть до попадания на больничную койку

Автомобиль, в котором якобы были найдены наркотики, объявлен в розыск

В ночь на 4 февраля 2016 года Виктор Мельник был переведен в другую камеру, отличную от той, в которой он находился с момента помещения в изолятор. Там ему угрожали сексуальным насилием и подвергали физическому и психическому насилию три лица. Заявителя заставили переписать текст своей рукой и подписать его. Текст, написанный на русском языке, предполагал его отказ от услуг переводчика. Адвокаты говорят, что Виктор Мелник не понял содержание, но, под давлением, он скопировал и подписал его.

В ту же ночь жестокое обращение было применено и к Виталию Дану, после чего его перевели в ту же камеру. Его заставили подписать тот же документ, в котором он отказывался от услуг переводчика. Тогда же его обязали подписать договор купли-продажи собственного автомобиля. Оба документа были составлены на русском языке. Хотя Виталий Дану был в тяжелом состоянии, тюремный персонал вместо того, чтобы отвезти его в больницу, перевел в камеру.

 

Только в ночь на 6 февраля 2016 года он был госпитализирован в медицинский кабинет изолятора, но ему не оказали медицинскую помощь. Впоследствии, через несколько дней, Виталия Дану сделали срочную операцию на репродуктивном органе. Дану находился в тяжелом состоянии, без послеоперационной медицинской помощи, его перевели обратно в камеру. В ходе медицинской экспертизы было обнаружено, что во время и после операции он также был инфицирован гепатитом С. Состояние его здоровья продолжало ухудшаться, что привело к его госпитализации на срок более года. 24 августа 2017 года он перенес еще одно хирургическое вмешательство, на спину: у него диагностировали грыжу.

Согласно последней медицинской экспертизе, Виталий Дану страдает рядом серьезных заболеваний, которые он приобрел в пенитенциаре.

Назначенные адвокаты, продленное предварительное заключение

19 февраля 2016 года, через 15 дней после инцидента, прокуратура Краснодара возбудила уголовное дело по факту жестокого обращения с молдавскими гражданами. Потерпевшие не участвовали в расследовании дела, им не сообщали о принятых решениях, говорит адвокат из Молдовы, Андрей Бричак. Судебная инстанция продлила предварительную меру пресечения в отношении Виталия Дану и после 6 февраля 2016 года, и это несмотря на тяжелое состояние здоровья и необходимость госпитализации в медицинское учреждение. Однако, судья констатировал, что Дану не получил адекватной медицинской помощи в пенитенциарном учреждении, и состояние его здоровья оставалось серьезным в течение длительного времени. «С августа 2015 года – с момента задержания – до сих пор, они оба находятся под предварительным арестом. Досрочное содержание под стражей было продлено по запросу прокурора, каждый раз по формальным мотивам», – говорит Бричак.

Хотя международные стандарты и процессуальное уголовное законодательство Российской Федерации предусматривают, что лицо не может находиться под предварительным арестом более 18 месяцев, они содержались под ним сверх законного срока. Более того, решения судьи о продлении ареста не содержат достаточных оснований для обоснования ордера.

Матери заключенных и адвокат из Молдовы надеются, что ЕСПЧ вынесен справедливое решение

На протяжении соответствующего периода, их родственники неоднократно обращались к российским властям. Матери задержанных, Валентина Дану и Лилия Мельник, подозревают, что защитники, предоставленные государством в России, были в сговоре с правоохранительными органами, поскольку принимали все условия прокурора. После того, как родственники заключенных обнаружили, что адвокат, предложенный российским государством, носит формальный характер, они продали земельные участки и заплатили 2000-2500 евро двум другим адвокатам.

Реакция властей на нарушение прав в пенитенциарных учреждениях

Случай с двумя молдаванами оказался в центре внимания краснодарской прессы. Несмотря на это, российские власти оставались инертными к нарушениям в судебной системе. Только в сентябре 2017 года Министерство внутренних дел Российской Федерации сообщило в письме, что Виталия Дану избивал в тюремной камере осужденный, и ему добавят еще два года лишения свободы.

4 октября этого года адвокат Андрей Бричак направил несколько писем в Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Народному адвокату, в Парламентскую комиссию по правам человека и межэтническим отношениям, Посольство РМ в Российской Федерации. Адвокат также намерен подать дело в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), но говорит, что он испытывает трудности со сбором необходимых доказательств. К тому же, существует риск того, что российские власти будут преследовать молдавских граждан, находящихся под стражей.

Отвечая на вопросы ZdG, адвокат Станислав Патиев, из Российской Федерации, сказал, что решение первой инстанции, осуждающее двух молдавских граждан на 9 лет лишения свободы, было обжаловано в Апелляционном суде. На вопрос о том, найден ли автомобиль Виталия Дану, адвокат сказал, что по российскому законодательству осужденный должен написать заявление с просьбой о возврате автомобиля, не указав деталей относительно того, была ли найдена машина.

Представители Министерства юстиции Республики Молдова заявляют, что сопровождение молодых молдаван в наше пенитенциарное учреждение может быть возможным после принятия окончательного и подлежащего исполнению приговора. Министерство юстиции направило ряд запросов, обратившись с просьбой о посещении и предоставлении необходимой помощи задержанным лицам, о прекращении бесчеловечного и унижающего достоинство обращение, которому они подвергались, утверждает глава пресс-службы Министерства юстиции Родион Гуштюк.

Бесчеловечное обращение с задержанными в Российской Федерации

Это не первый и не единственный случай жестокого обращения с задержанными в тюрьмах Российской Федерации. В декабре 2015 года в пенитенциарном учреждении для несовершеннолетних в Белореченске, Краснодарского края, погиб 16-летний украинский гражданин Виталий Поп. Он перенес сотрясение мозга и перелом костей. Вследствие его гибели были уволены 17 человек, а двое из числа сотрудников были приговорены к 11 годам лишения свободы.

Случай с российским гражданином Русланом Латыповым, осужденным к лишению свободы за хранение наркотиков в Исправительной колонии № 6 в Копейске, Челябинской области, широко освещался в российской прессе. Задержанный провел 582 дня в карцере (каменное помещение площадью 1,5 метра на 2 метра) один. Хотя срок для такого помещения составляет 15 дней, заключенного по разным мотивам подводили к тому, чтобы он оказался там снова: «не поздоровался, не заправил кровать, ругался матом. Спорить и доказывать что-то было бесполезно».

Наказание карцером объяснялось администрацией пенитенциара несоблюдением программы зарядки Фото: sobesednik.ru

Большинство задержанных подверглись жестокому обращению, если они писали жалобы на тюремную администрацию и отказывались сотрудничать с ними. Так было и с Латыповым. Были дни, когда его не кормили и оставляли без одежды. Вскоре он стал выглядеть как скелет, покрытый кожей. «Все происходило в медицинском кабинете. Руки связывали сзади и подвешивали на решетке так, чтобы стопы пола не касались. На голову надевали шапку-ушанку, в нее изнутри были вмонтированы динамики, и включали сигнализацию. После этого сотрудники колонии, включая лично Механова, били меня палками (по гениталиям в основном). Между пальцами ставили карандаши и сжимали, сматывали скотчем. Бить уставали уже через полчаса и из кабинета выходили, но перед этим наполняли его перцовым газом. Окна и двери были закрыты. Жгло не только глаза, но и всю кожу. И так висел – в крови, с орущей в ушах сигнализацией, в перцовом газе по 18 часов», – заявлял он для mk.ru. В те дни, когда его не пытали, в карцере включали песни на максимальную громкость с утра до вечера.

Латыпов был найден членами Центра по правам человека, после того как в ноябре 2012 года несколько задержанных и родственников организовали в соответствующем пенитенциарном учреждении протест против пыток. На вышке в промышленной зоне был вывешен постер «Люди, на помощь», а на крышах зданий были вывешены баннера, о том, что 1500 человек ведут борьбу с пытками и вымогательством денег. К протесту присоединились родственники, журналисты и правозащитники. Полицейские запретили фотографировать и снимать видео у ворот колонии, многих участников избили, а 38 лиц были задержаны.

Руслан не сошел с ума и не умер от голода или пневмонии. Он вышел в 2014 году, подав в суд на администрацию Пенитенциара № 6. Он проиграл на том основании, что истек крайний срок подачи, составляющий три месяца с момента применения пыток.

В отношении директора пенитенциарного учреждения, Дениса Механова, было возбуждено уголовное дело по факту того, что он незаконно содержал заключенных в более суровых условиях, а чтобы они не подвергались жестокому обращению, брал с осужденных деньги. В 2014 году он был приговорен к трем годам лишения свободы.

Только весной 2017 года Российская Федерация задолжала ЕСПЧ 95 тыс. евро за избиение трех задержанных. Страсбургский суд признал, что имело место нарушение ст. 3 Европейской конвенции по защите прав человека (запрет пыток).

Лилиана БОТНАРЮК
Заглавное фото: Денис Синяков, Reuters
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Pingback: Всемирная организация против пыток просит об экстренном вмешательстве в дело молдавского гражданина, содержащимся под стражей в Российской Федерации | Ziarul de Gardă RUS

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000