Закон о люстрации. Стоит ли ворошить прошлое?

Кризисы и войны, социально-политические и экономические вызовы, энергетический шантаж России, радикализация российских левых, угрозы свержения кишиневских властей вернули обсуждение в социальных сетях о необходимости люстрации в Республике Молдова. «Мы находимся в гибридной войне с элементами дестабилизации, и мы должны быть бдительными», – призывает премьер-министр Наталья Гаврилица. Несмотря на то, что с момента обретения независимости прошло уже более 30 лет, в публичном пространстве периодически вновь звучат голоса, утверждающие, что Республика Молдова не сможет спастись из российского плена без люстрации государственных институтов.

Ион Негрей, историк

Поздно… Но стоит. Из-за того, что Закон о люстрации не был принят вовремя, не было фильтра при входе в политику, и мы оказались в руках коррумпированных правительств, чуждых национальным интересам. Сегодня мы боремся с Шором, с Додоном… Если бы был Закон о люстрации, Додон не стал бы главой государства, а Шор – парламентарием. И мы даже не говорим о Воронине, Лучинском, Сангели и прочих «феноменальных» им подобных. Но так, при каждом расстройстве России тут же вмешивается эта «пятая колонна», холопка, которую кормит и поит Москва. Почему у нас нет Закона о люстрации? Потому что нельзя оставлять все на усмотрение парламента. И второе: из-за отсутствия парламентского большинства, потому что многие из тех, кто должен был голосовать, боялись попасть под его влияние. Теперь у нас есть «правое» большинство в парламенте. Это шанс. Зависит от PAS.

У них есть право принятия решений. Аргумент о том, что те, кто служил «красному императору», ушли из жизни или политики и что Закон о люстрации больше не нужен, не имеет силы, потому что они оставили за собой таких же, как и они.

Анатол Цэрану, политический аналитик

Закон о люстрации должен иметь очень четкий критерий: кто такие люстрированные? Он (закон, – прим. ред.) имел значение сразу после выхода из СССР. В первую очередь нужно было отшлифовать тех, кто представлял коммунистическую номенклатуру, репрессивные органы коммунистического режима и так далее. Теперь по каким критериям делать люстрацию? Мы опаздали. Тогда это было важно, но сейчас поезд ушел…

Додон, скажем так, не входил в коммунистическую номенклатуру, а коммунистическая партия – это легальная партия, существующая в политическом пространстве Республики Молдова. Как его люстрировать? По принципу принадлежности к так называемой «5-й колонне»? Но как определить этот столбец, по каким критериям? Или потомков. Как их люстрировать? По принципу, что они произошли из номенклатурной семьи? По интересам и играм, в которые они играют? Но это не люстрация, это политическая борьба. Я думаю, что то, что сегодня называют люстрацией, как-то утратило свой первоначальный смысл, и если будет новый этап люстрации, то критерии должны быть установлены очень четко.

Александр Арсени, профессор университета, доктор

Закон о люстрации необходим со следующих позиций, абсолютно законные и легитимные: этот Закон является барьером и одновременно конституционной гарантией на пути доступа к государственным должностям агентов иностранных спецслужб. Что происходит? На словах мы имеем представительные органы государственной власти, осуществляющие государственный суверенитет от имени и на благо народа, на деле же они рспользуют власть в интересах иностранного государства – речь идет о Российской Федерации. Вот почему Закон о люсрации является фундаментальной правовой и легитимной основой обеспечения безопасности государства во всех ее аспектах и гарантией того, что госорганы находятся на службе у народа и государства, а не наоборот. Мнение о том, что момент упущен, что нам уже некого люстрировать, – неправильный подход. Осуществление государственной власти представляет собой непрерывный процесс. Процесс, работающий против государства, столь же непрерывен. Одни ушли – пьеса осталась, приходят другие актеры, вырастают свежие, хорошо обсученные ростки, исполняющие, как и прежние, те же обязанности в интересах иностранного государства. Почему у нас нет этого закона? Потому что после переворота 1993 года, совершенного Петром Лучинским и его командой, к власти пришла старая номенклатура, которая также работала в спецслужбах Российской Федерации. И они защитили себя. То же самое сделали и те, кто последовал за ними… Теперь, поскольку у нас есть парламентское большинство PAS, они обязаны принять этот Закон, который может и должен применяться и к партиям, если будет установлено, что их содержит или они действуют в интересах иностранного государства.

Для утверждения, Петру ГРОЗАВУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000