Классы в подвале, котлован около школы и смешанное обучение. Как готовятся к 1 сентября в приграничном регионе

Материал Hromadske

В школу офлайн или онлайн? За несколько недель до начала учебного года для многих украинских родителей это до сих пор вопрос тяжелого выбора. 

В Киеве, по предварительным результатам опроса, почти 70% родителей за очное обучение. В то же время, Министерство образования и науки рекомендует в регионах, где не ведутся активные боевые действия, ввести смешанную форму обучения — неделю в школе, неделю онлайн. Причина проста — все ученики одновременно не помещаются в укрытиях. Если же в школе или рядом с ней нет убежища, обучение будет исключительно дистанционным. 

Чтобы оценить настроения родителей и готовность школ к новым реалиям, hromadske посетило город Овруч Житомирской области, который находится в 30 километрах от белорусской границы. 

«Нужно отдавать, потому что родители мучаются»

«Какая разница, где погибнуть?! Если будут бомбить, то везде. А пока здесь нет боевых действий, пусть ходят, а то безграмотные совсем будут», — отрезает мама будущего пятиклассника, которую я останавливаю у магазина в центре города. 

Она говорит, что без раздумий отдаст сына в школу, если та откроется. Мол, самой тяжело дома помогать делать уроки, потому что плохо знает украинский язык. Сам стоящий рядом мальчик говорит, что соскучился по одноклассникам, а сирены и подвалы его не пугают.     

«Нужно отдавать, потому что родители мучаются», — реагирует на вопрос уличный продавец, что продает овощи с собственного огорода. Стоящая рядом женщина пенсионного возраста добавляет: «Мучаются родители. Дети распущены, разгуляны. У меня двое внуков — дочь хочет отдавать. А то что они гуляют? 

Из-за близости к границе Овручская громада находится в зоне повышенной опасности, но даже здесь 1 сентября, вероятно, начнется обучение. В двух селах громады уже роют котлованы под будущие укрытия возле школ, которые их раньше не имели.

Котлован под будущее укрытие возле школы в селе Шоломки Овручской территориальной громады
Котлован под будущее укрытие возле школы в селе Шоломки Овручской территориальной громады
Фото: Михаило Мещеринов / hromadske

По словам главы Овручской ОТГ, школы к открытию готовы на 80%. Но он лично не одобряет возобновление обучения. «Угроза существует, и мы первые после границы. Поэтому опасно, чтобы сегодня дети посещали занятия офлайн как школьные, так и внешкольные», — говоритИван Коруд, глава Овручской территориальной громады.

На вопрос о том, разве не так же опасно дома в случае ли угрозы обстрелов, добавляет: «Безопасность своих детей отец и мать обеспечивают более ответственно. А когда в школе будут восемьсот детей… Я лично волнуюсь».

«Детей собрать в кучу, и потом, не дай Бог, все погибнут?»

Овручская громада подверглась бомбардировкам уже в первые дни войны. На 90 населенных пунктов пришлось 70 авиаударов. россияне в основном сбрасывали бомбы с самолетов, прилетавших сюда с белорусского аэродрома. Самая масштабная бомбардировка была 6 марта. Тогда бомба прицельно попала в центр занятости. Уничтожила полностью и его, и все соседние постройки.

Тогда в одном из частных двухэтажных домов в подвале пряталась семья: муж жена и их мама. Спасатели даже не смогли достать тела — из-за прямого попадания они все сгорели. Теперь на месте символической могилы среди пустыря стоит крест. 

В советское время здесь была военная часть. От нее даже остались заброшенные казармы и столовая. Очевидно, россияне целились сюда, сверяясь со старыми советскими картами. 

«Посмотрите, сколько жертв, сколько всего! Я сейчас буду плакать, потому что у меня есть внуки», — реагирует женщина с ножом в руках — она шла на огород, но рядом с руинами я ее остановила. Спрашиваю, готова ли она, живя так близко к белорусской границе, отдавать внуков в школу офлайн. 

«Я насмотрелась, как под завалами живьем люди погибали. Дистанционное обучение — это не наука, но всех детей собрать в кучу, и потом, не дай Бог, все они погибнут… Это тоже не вариант. Поэтому год еще нужно подождать, я так думаю».

Но, добавила женщина, решать, конечно, будет не она, а ее дети. Дочь с внучками в Италии, и неизвестно, вернутся ли в ближайшее время, а сын с детьми остался в Овруче. 

«Мама голову оторвет, если будет много двоек»

Через дорогу от креста, где был разрушенный дом, — пятиэтажка. Кое-где виднеются выбитые рамы, но на балконах уже везде поменяли стекла. Во дворе сидит группа женщин, рядом на самокате гоняет семилетняя Мария. В этом году она пойдет в первый класс.

«Я не хочу в школу!» — выкрикивает девочка на мой вопрос к ее бабушке, время ли вести детей в школу. Валентина, у которой еще одна внучка, уже выпускница, говорит, что отпускать детей в школу страшно. 

«Как вы себе представляете, за десять минут должны спустить в подвал 800 детей в школе? Ну, это нереально. Поэтому, учитывая опасность, конечно, должно быть дистанционное обучение». 

Но Мария добавляет, что не хочет и дистанционного обучения. «Читать, писать не хочу. Боюсь, что мама голову оторвет, если будет много двоек».

Сирены и необходимость прятаться в укрытие девочку не пугают. С увлечением проводит нам экскурсию по темному подвалу их панельной многоэтажки — в первый месяц войны они прятались здесь, хотя подвал и не предназначен для укрытия. 

Для Марии это уже почти зона комфорта, девочка знает каждый неосвещенный уголок. Бодро вспоминает, как жила здесь с родителями 11 дней, показывает где спала — на месте до сих пор ее подушка в форме солнца. 

Осколки бомбы долетели до школы

«Первые классы — это приоритет. Они должны учиться офлайн. Для них невозможно сразу организовать дистанционное обучение. У них нет понятия, что это такое, они еще учителя не видели, неорганизованные», — говорит директор Овручского лицея №1 Анатолий Невмержицкий.

По его мнению, хотя бы несколько месяцев школу должны посещать и пятиклассники. Ведь у них начинается преподавание новых предметов разными учителями. То есть детям нужно адаптироваться. 

В марте до этого лицея долетели обломки ракет, которые падали за километр отсюда на центр занятости. Самый большой обломок — до 10 килограммов — пробил крышу спортзала и оставил дыру в полу. Поэтому здесь продумывают подробный план эвакуации. Детей начальной школы переведут в корпус средней, под которым находится укрытие. И вообще всех учеников планируют обучать исключительно на первом этаже — оттуда быстрее спускаться в подвал. 

Овручский центр занятости, в который попала ракета
Овручский центр занятости, в который попала ракета
Фото: Михаил Мещеринов / hromadske

Обучение планируют смешанное. «Укрытие не предусмотрено на такое большое количество детей: у нас 870 учеников, 55 педработников и персонал обслуживания. Столько людей одновременно эвакуировать сложно. Во-первых, нужно время, чтобы такое количество детей зашло в укрытие, а во-вторых, там должна быть возможность продолжить обучение в укрытии», — объясняет директор. 

Чтобы проводить уроки в подвале, в каждой комнате поставят парты. Раньше в одной из самых больших комнат укрытия был тир, в котором были уроки защиты отечества. Но профильного учителя мобилизовали в армию. 

Когда мы спустились в укрытие, там монтировали канализацию для туалетов — их здесь раньше не было. До 1 сентября сюда принесут еще бочку с технической водой на случай, если будут проблемы с водоснабжением. Еще хотят установить холодильник с запасом продуктов. А зимой, уверяет директор, будет тепло, потому что трубы отопления как раз проложены через будущие подвальные «классы».

А если сирена раздастся по дороге в школу? 

Рабочий, монтирующий туалет в укрытии, говорит, что его сын — ученик этой школы. Офлайн-учеба его пугает. «Кто будет нести ответственность за детей, если вдруг будут обстрелы и кто-то пострадает?» — риторически спрашивает мужчина. А потом добавляет: «Но пока не гудит, пусть учатся». Имеется в виду гул вражеских истребителей — мол, их давно не было слышно. 

20% учащихся лицея, по данным директора, находятся за границей. Но многие планируют вернуться перед началом учебного года. Опросы родителей учеников старших классов про офлайн- или онлайн-обучение будут проводиться во второй половине августа. 90% родителей первоклашек в мае высказались за очную форму. 

Сложнее всего сейчас было спланировать логистику, если сирена прозвучит условно за час до уроков. Тогда родителям могут оперативно сообщить в чатах, что сегодня все учатся онлайн. Также пока неясно, как быть, если тревога застанет учащихся в пути. По правилам школьный автобус должен остановиться, а дети должны искать укрытие. 

«У вас вообще в голове укладывается, что теперь дети в подвалах будут учиться?» — спрашиваю директора в одной из неуютных комнат укрытия с тусклым цветом стен и не очень ярким светом. 

«Не укладывается. Конечно, было бы лучше, чтобы этот подвал использовался в качестве складского помещения, а не учебного класса. Это сложно морально и психологически для родителей, детей и учителей. Потому что все прекрасно понимают, что это укрытие, а не бомбоубежище, над которым по меньшей мере десять метров земли, так что бомба его не пробьет. А тут можно спрятаться разве что от ударной волны (а не прямого попадания — ред.)».

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000