Жертвы в белых халатах: Кто нападает на врачей и почему никто не наказан

Несмотря на оскорбления и нападения со стороны пациентов, к которым приезжают для оказания медицинской помощи, врачи продолжают хранить верность клятве Гиппократа с риском для собственной жизни. Недовольство населения системой здравоохранения и социальной сферой отражается на врачах, а государство не обладает достаточными механизмами, чтобы защитить их. Вместе с тем, те немногие уголовные дела, инициированные по факту нападения на врачей, были прекращены, и потерпевшие были вынуждены самостоятельно оплачивать лечение.

За первые две недели июня шесть врачей Станции скорой медицинской помощи сектора Центр уволились, а из оставшихся большинство достигло пенсионного возраста. Молодые врачи выдерживают только несколько выездов в день. Проблема не только в низкой заработной плате, признают врачи, но и в негативном отношении и отсутствии уважения со стороны пациентов, а также в словесной и физической агрессии. Замдиректора Станции скорой медицинской помощи Кишинева Ион Мидриган утверждает, что, несмотря на оскорбления или нападения, чаще всего врачи не обращаются в полицию: «Поступают различные запросы: в семье, на улице, на работе. Иногда все родственники стоят вокруг пациента и пытаются давать советы врачу. К сожалению, не все мероприятия экстренной помощи завершаются успешно. Родственники, в таких случаях, находятся в шоке, как и врач, когда ему не удается спасти чью-то жизнь. Тогда, естественно, некоторые родственники становятся агрессивными и обвиняют врача в том, что тот не сделал все, как положено. Были случаи, когда врачей изолировали в другую комнату, и им приходилось просить помощь, чтобы освободиться».

Врачи подвергают себя риску, так же, как и полицейские, говорит Ион Мидриган. «Студент Медицинского университета, который работал фельдшером, получил черепно-мозговую травму при транспортировке пациента для гемодиализа в Больницу скорой помощи, был прооперирован и сегодня находится в тяжелом состоянии, став инвалидом. Коляска развалилась, а пациент упал на фельдшера. Такова работа врачей, всегда сопряжена с риском».

С агрессией пациентов сталкиваются все медицинские работники, не только те, которые работают на скорой помощи. «Мы должны быть выше любых эмоций и поставить диагноз, чтобы оказать адекватную медицинскую помощь, остальными аспектами должна заниматься полиция. Врач не может отвечать агрессией. Знайте, что для нас в первую очередь важен пациент, и он всегда прав. Если пациент некорректно ведет себя с врачом, то этот факт должен констатировать другие люди», – отметил Ион Мидриган.

Дело не только в зарплате

Ион Мидриган проработал врачом 40 лет. Он говорит, что не может объяснить, почему уважение к врачам настолько деградировало. «Очень многие врачи разочаровываются и увольняются. Это связано не только с зарплатой, но и с отношением общества к ним. Я понимаю, что у пациента может быть нервный срыв или шок, и он может что-то сказать, а у врача должно быть терпение, слушать его, делать свою работу, и не ввязываться в конфликт. Если пациент его унижает, конечно, врач с трудом сдерживается», – объясняет Ион Мидриган.

69-harta12Заведующая Станцией скорой медицинской помощи Ботаника Еуджения Струнэ говорит, что люди невоспитанные, высокомерные и считают, что врачи скорой помощи обязаны не только предоставлять медицинскую помощь, но и делать все, что они захотят, и не слушают советы специалистов. «Я была в Румынии и видела, какое там отношение людей к врачам. В отделениях скорой помощи пациенты ведут себя спокойно и вежливо. У нас население агрессивное, поэтому и теряем медицинских работников. Теперь мы не знаем, как в Молдове работать», – продолжает врач.

Исполняющая обязанности заведующей Станцией скорой медицинской помощи сектора Центр Алена Бойко отметила, что, несмотря на нехватку врачей и небольшую заработную плату, «если люди будут вести себя цивилизованно, будут говорить спокойно и уважительно, то медицинская помощь будет более эффективной».

Пациенты всегда недовольны

Врача-педиатра скорой помощи отец ребенка оскорбил за то, потому что тот вытер руки полотенцем в ванной, прежде чем осмотреть ребенка. Впоследствии мужчина позвонил начальнику подстанции, требуя объяснений: «Какое право имел врач зайти в ванную, вымыть руки и вытереться полотенцем?». Появляются недовольства и в случае, если врач не моет руки. «Есть врачи, которые приходят со своим полотенцем, и пациенты так же возмущаются: а почему у вас ваше полотенце, откуда я знаю, сколько раз вы им вытирались?», – говорит растерянно врач.

574-varzari1Михай Варзарь, врач-педиатр, детская реанимационная команда, пенсионер
Я работаю в скорой помощи 40 лет, и я здесь самый старый из врачей. Люди моего возраста не работают, уходя на пенсию. Работа не легкая, потому что мы выходим и в мороз, и в дождь, и в зной. Случаи разные, с понимающими родителями, но и с агрессивными людьми, которые бросают в нас, чем попало. Недавно нас вызвали к очень тяжелому больному, но его родные не давали пройти, полезли к нам с дракой. Однажды, после того, как меня ударил отец одного ребенка, у меня был инфаркт. Пациенты бывают разные. Иногда и не нужно вызывать машину скорой помощи, а нужно пойти к семейному врачу, потому что, тем временем, в нас нуждаются другие пациенты – с травмами, гипертонией, бронхитом. Последний серьезный случай был с детьми, упавшими с 50-метровой высоты в каменоломне в Ватра. Слава Богу, все обошлось, остались живы.

«В воскресенье я приехала на вызов, а отец семейства был в состоянии алкогольного опьянения. Ребенка двумя днями ранее укусил клещ, но проблема была другая, высокая температура из-за вирусной инфекции. Нужно было дать жаропонижающее, а отец ребенка, однако, оттолкнул меня, и запретил что-либо делать ребенку, требуя, чтобы мы забрали его в больницу. Мы оказались в ситуации, когда население указывает врачу, что надо делать. Сегодня мы не защищены, нас не уважают и нарушают наши права», – говорит Еуджения Струнэ.

Врачи говорят, что иногда их вызывают для оказания определенной помощи, а когда приезжает команда, выясняется, что речь идет о человеке в состоянии алкогольного опьянения.

«На днях реанимационная команда была вызвана в 8:00 утра к 30-летней женщине, находящейся в состоянии алкогольного опьянения в одном из заведений Кишинева. Команда забрала женщину. Всю дорогу она обзывала врачей. Мы привезли ее в Больницу Святой Троицы, в Отделение токсикологии. После этого поступила жалоба от ее мужа, в которой говорилось, что команда врачей грубо обошлась с женщиной, плохо к ней отнеслись, чуть не изнасиловали в машине скорой помощи», – рассказывает Алена Бойко.

Месяц назад в Каушанах семейный врач Центра здоровья был обвинен пациенткой, которая забыла кошелек в кабинете, в краже 200 евро. Она обвинила врача и написала заявление в полицию, и были допрошены сотрудники учреждения. Впоследствии она отозвала жалобу, но врач утверждает, что такого стресса у него не было ни разу за 30 лет работы.

«Агрессивные действия имеют место особенно в скорой помощи, но словесные оскорбления так же приводят к стрессу, а врач, вместо того, чтобы консультировать пациента, вынужден выслушивать оскорбления. Понимаем все, но пришло время защитить и себя. Например, при одном вызове врачу поломали руку. Было возбуждено уголовное дело, но безрезультатно. Ни в скорой, ни в центрах здоровья нет ни одного человека в охране, и мы обращаемся в полицию», – говорит семейный врач Центра здоровья из Дрокии Дина Недория.

574-varzari1Эвелина Русу, врач-координатор, Оперативное отделение
Для того чтобы направить определенную команду пациенту, необходимы сведения об его возрасте, хронических болезнях, точный адрес. На эти вопросы заявитель должен ответить конкретно. На вопрос операторов с другого конца провода поступают оскорбления, более половины обращений с оскорблениями. Когда машина скорой помощи задерживается, приходится выслушивать всевозможные глупости. И если за смену оператор принимает около 150-200 вызовов, кроме других звонков, можете представить, что ему приходится выслушивать. Мы писали и жалобы, а некоторые лица были оштрафованы. Помимо физической агрессии, к которой подвержены команды скорой помощи, словесные оскорбления здесь, в Оперативном отделении, где принимаются все вызовы 903, гораздо более серьезные. У нас был случай, когда в течение 20 минут один мужчина сделал восемь вызовов и восемь раз оскорбил персонал.

Врач-невролог Татьяна Игнатова утверждает, что для молодых специалистов работа в скорой помощи очень тяжелая: «Недавно нас вызвали прохожие в сквер Кафедрального собора Рождества Христова к 30-летнему пациенту, который потерял сознание. Когда мы подъехали, он начал нас оскорблять, бить ногами в окна машины. Повезло, что рядом оказался инспектор полиции, который помог нам иммобилизовать его. Полицейский составил протокол. Было опасно, потому что человек был в состоянии наркотического опьянения и угрожал. Были и другие случаи, например, пьяный пациент ударил фельдшера ногой, вышел из машины и начал вести себя агрессивно с прохожими. В большинстве случаев людям кажется, что скорая приезжает очень поздно, даже если ждут ее две-три минуты. Вместо того, чтобы оказать первую медицинскую помощь, они стоят и смотрят».

Одна команда скорой помощи на 20 тыс. человек

Существует проблема нехватки медицинских кадров. У нас мало постоянных команд, состоящих из врача и фельдшера. «И что делать человеку, который приезжает на вызов, а мама, папа, бабушка, родственники – все недовольны?», – спрашивает Еуджения Струнэ.

В Станции скорой помощи сектора Центр работают 58 врачей, многие из которых работают по совместительству, на полставки, в то время как население сектора многочисленное и одна команда обслуживает более 20 тыс. человек. Сектор Ботаника еще больше, но там только 37 врачей, восемь из которых работают по совместительству. Многие врачи уже на пенсии, а молодые специалисты приходят и уходят, потому что зарплата начинающего врача составляет около 2000 леев. За последние семь лет в Станции скорой помощи сектора Центр умерли восемь врачей в возрасте от 38 до 54 лет.

«Закрытые» травмы

Нашумевший случай произошел в марте текущего года. Отец ребенка, недовольный условиями в Детской больнице № 1 из Кишинева, избил врача-педиатра, которая упала с лестницы и получила травмы и сотрясение мозга. Инспекторат полиции сектора Буюканы возбудил уголовное дело за хулиганство, но дело было прекращено на том основании, что деяние не содержало элементов преступления. «Ребенок находился три дня в Отделении реанимации, ситуация стабилизировалась и был переведен в обычную палату. Матери не нравились условия, несмотря на то, что палата была отремонтирована, но не было горячей воды, и в палате еще кто-то лежал. Она подняла шум. Я объяснила, что ребенок получит необходимое лечение. Она решила перевестись в частную больницу. Я сказала, что сначала надо подписать заявление», – рассказывает Ирина Кобзарь. Между тем отец взял ребенка из рук матери и толкнул доктора, чтобы выйти. Ирина Кобзарь попыталась остановить его, ухватив за рукав, но он ударил ее по руке, а затем три раза кулаком по голове и убежал с ребенком. Врач потеряла сознание и упала на лестнице. Педиатр получила сотрясение мозга и несколько ушибов, и была госпитализирована. Участковый инспектор, прибыв на место, попытался убедить врача не писать жалобу, а сначала провести судебно-медицинскую экспертизу. Врач поняла из слов участкового, что Анатолий Тэнэсеску, отец ребенка, является бывшим полицейским. Она потребовала от полиции определить, если мужчина был в состоянии алкогольного опьянения, но тесты были сделаны лишь спустя восемь часов после инцидента. Следователь Вячеслав Чебан заявил, что «не знает биографию Тэнэсеску», но в настоящее время мужчина работает водителем, а прокурор Григорий Белый опроверг это: «Таких данных в материалах уголовного дела нет, для меня не имеет значения человек, а факты, он может быть и президентом страны». После трех месяцев, в течение которых врач была допрошена несколько раз и были приложены данные экспертизы, уголовное дело было прекращено из-за отсутствия правонарушения. Прокурор говорит, что есть свидетели, которые подтверждают, что факт хулиганства не имел место, поэтому врач должна возместить затраты на лечение в порядке гражданского судопроизводства. «То есть то, что были причинены телесные повреждения, не оспаривается, есть и экспертиза, а акт хулиганства не имел место», – заявил прокурор.

После операции на ноге и полугодового лечения Игорь Крецу вернулся к работе

После операции на ноге и полугодового лечения Игорь Крецу вернулся к работе

Три года назад врач Подстанции скорой помощи Ботаника Игорь Крецу был вызван к пациенту на берег озера у ворот города, и получил травму ноги, после чего перенес операцию с применением металлического имплантата. Врач говорит, что позвонил в полицию, когда команда была вызвана в два часа ночи к окровавленному человеку. «Были трое мужчин и две девушки, вероятно, в состоянии алкогольного опьянения. Один человек лежал на земле. Когда мы приехали, они начали кричать, недовольные, что приехали поздно. Они напали на фельдшера, а я попытался его прикрыть. Кто-то из них ударил меня по ноге и у меня был серьезный перелом. Приехала полиция. Мы подняли пациента в машину, а по дороге в инспекторат полиции он проснулся и начал ломать медицинские приборы. Полиция, однако, не задержала его. Я написал жалобу, и было открыто уголовное дело, но оно затянулось более года, затем было закрыто», – рассказал Игорь Крецу. Первая судебно-медицинская экспертиза, проведенная после инцидента, подтвердила наличие травмы, вторая, однако, запрашиваемая впоследствии полицией, показала, что было падение, и дело было прекращено из-за отсутствия признаков преступления. После инцидента врач полгода пролежал в больнице без возмещения морального или материального ущерба. Однако, он вернулся к работе и продолжает оказывать медицинскую помощь.

Агрессивные действия будут наказываться

Частые случаи агрессии в отношении врачей и большой отток специалистов из системы побудили профсоюзы из данной области инициировать национальную кампанию «Не нападайте на медицинских работников!», с помощью которой людей призывают не посягать на физическую и психическую неприкосновенность врачей. Также профсоюзы этой акции потребовали от Парламента дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей, которая предусматривала бы административный штраф и арест до 15 суток за посягательство на честь, достоинство, психическую и физическую целостность медицинских работников, за хулиганские действия против них или нанесение травм. В рамках кампании, начатой в апреле текущего года, были организованы десятки флэш-мобы перед медицинскими учреждениями, и в результате, 23 июня, Парламент принял в первом чтении проект закона. Вице-председатель Профсоюзной федерации «Sănătatea» Игорь Зубку отметил, что сложные проблемы в системе здравоохранения, финансированной по возможностям, а не по необходимости, отражается на сотрудниках, и в то время как от врачей общество требует очень многого, государство не обеспечивает им какую-либо безопасность и благоприятный психологический климат.

На уровне министерства не существует отдела, который занимался бы мониторингом случаев агрессии в отношении медицинских кадров, и нет ни одной стратегии повышения безопасности на рабочем месте, в условиях, когда врачей остается все меньше, а многие из них говорят о психологическом негативном давлении, вербальной и физической агрессии со стороны пациентов и их родственников, и об отсутствии санкций за оскорбления. В медицинских учреждениях нет службы безопасности или людей, которые могли бы обеспечить охрану, чтобы иметь возможность быстро вмешаться в случае возникновения инцидентов. Некоторые больницы подписали контракты с частными охранными агентствами или МВД. «В Беларуси в коридорах скорой помощи установлены камеры видеонаблюдения: так очень легко доказывать случаи агрессии. Для этого необходимо, в равной степени, согласие медицинских работников и пациентов. Видеокамеры способствовали бы повышению ответственности пациентов. Могут быть установлены и красные кнопки для сигнализации инцидента. Проблем в системе много, но мы хотим укрепить диалог между пациентами и медицинскими работниками, чтобы этот диалог проводился в позитивных психо-профессиональных условиях, чтобы было уважительное отношение, потому что врач не лечит только в гостиничных условиях, с новейшими аппаратами и лекарствами, он лечит своими знаниями, заботой, отношением, иногда даже улыбкой. Вот почему мы нуждаемся и в улыбке пациента или его родственников», – говорит Игорь Зубку.

Для повышения личной безопасности врачей скорой помощи, 20 мая 2016 года Министерство здравоохранения и Министерство внутренних дел подписали приказ о мерах по улучшению взаимодействия и совместного вмешательства в оказании медицинской помощи. Таким образом, для предотвращения случаев агрессии по отношению к командам скорой помощи, при смерти человека в присутствии или до прибытия команды, препятствования со стороны родственников в оказании помощи, ложном вызове скорой помощи, чрезвычайных ситуациях, авариях и других чрезвычайных ситуациях риска для личной безопасности, врачи будут являться на вызовы с оперативными командами Генерального инспектората полиции или Службы гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций.

Заведующая Подстанцией скорой медицинской помощи сектора Ботаника Еуджения Струнэ отметила, что каждый день происходят случаи агрессии, но врачи не заявляют в полицию, поскольку не имеют времени и сил ходить по судам. Поэтому, утверждают врачи, приказ о сотрудничестве с МВД является своевременным, поскольку смогут вызывать полицию в случае необходимости, а агрессивных людей сотрудники правоохранительных органов привлекут к ответственности.

«У нас есть врачи, которые пробыли в больницах до восьми месяцев после того, как на них напали пациенты, у них были черепно-мозговые травмы, перелом бедренной кости, ушибы, ножевые ранения. Врачи не ожидают, что во время оказания медицинской помощь могут подвергнуться нападению со стороны друзей пациентов, находящихся в состоянии опьянения. В приемном отделении на стенах можно увидеть следы от выстрелов. Наиболее подверженными риску являются врачи психиатры, потому что пациенты очень агрессивные. Однажды пациент набросился с топором на врачей скорой помощи. Раньше я шла без страха на вызовы ночью, потому что было уважение к врачам. Теперь вы идете к наркоманам и алкоголикам, которые втаптывают вас в грязь. На врачей нападали и в неосвещенных подъездах», – отметила врач-координатор Службы скорой помощи Кишинева Эуфалия Негряцэ.

Марина ЧОБАНУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Oxana

    Скажите, а какое отношение может быть к врачам, если они требуют денег за проведение операций оплаченных мед.страховым полисом? За год я лично столкнулась с двумя случаями.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000