Осужденные прокуроры

Половина прокуроров, которые были осуждены в последние три с половиной года, в отношении которых есть окончательные приговоры, были оправданы судом. Из шести государственных обвинителей трое были осуждены, однако двоим из них было назначено символическое наказание, и только один был приговорен к лишению свободы. На сегодняшний день, в соответствии с ответом, полученным ZdG из Антикоррупционной прокуратуры, на рассмотрении в судах находятся еще семь уголовных дел, по которым проходят государственные обвинители, но по которым пока не приняты окончательные решения.

Начиная с 2013 года, в шести уголовных делах, рассмотрение которых в судебных инстанциях было завершено, среди прокуроров-фигурантов только один представитель столицы, остальные пятеро – прокуроры из районов страны.

ВСП констатировала провокационные действия со стороны НАЦ

19 апреля 2016 года окончательным решением Высшей судебной палаты (ВСП), вынесенным в полном объеме 2 июня, были отменены обвинительные приговоры Суда Флорешт от 14 мая 2015 года и решение Апелляционной палаты (АП) мун. Бельцы от 21 октября 2015, в результате чего была оправдана экс-прокурор Прокуратуры г. Флорешт, Адриана Попеску, обвиненная в пассивной коррупции. А именно, в мае 2013 года Попеску была задержана с поличным в своем служебном кабинете после получения 8 тысячи леев от Вероники Руснак, в то время бывшей стажером адвоката. Деньги были испрошены государственным обвинителем, поскольку в ее ведении находилось уголовное дело в отношении супруга Вероники, в рамках которого она обнаружила, что стажер адвоката не отвечает условиям допуска к участию в уголовном процессе в качестве защитника своего мужа. За то, чтобы не обращаться в Союз адвокатов в связи с этим нарушением, Попеску попросила денег. И первая инстанция, и АП мун. Бельцы приняли решения в пользу осуждения Адрианы Попеску на 7 лет лишения свободы, ВСП решила ее оправдать.

Состав судей, в лице Петра Урсаке, Петра Морару, Геннадия Николаева, Владимира Тимофти и Константина Алергуш, отметили, что «не констатировали наличие преступного деяния». Магистраты пришли к выводу, что прокурор был спровоцирован на совершение преступления доносителем и офицерами Национального антикоррупционного центра (НАЦ). «Расширенная Коллегия по уголовным делам отмечает, что в данной фабуле собраны… три условия для признания подстрекательства и провокации преступления», что и обжаловала Адриана Попеску во время рассмотрения этого дела. «Орган уголовного преследования превысил порог пассивного исследования преступной деятельности, предоставив денежные средства. Из материалов дела не следует, что обвинением были представлены доказательства, демонстрирующие, что преступление было бы совершено в отсутствие вовлеченности сотрудников НАЦ», – говорится в решении ВСП. Один из пяти судей состава, Геннадий Николаев, однако, выразил особое мнение, утверждая, что «предполагаемая провокация и подстрекательство подсудимой к совершению преступления пассивной коррупции не подтверждаются».

Адриана Попеску была отстранена от должности в июне 2013 года. В мае 2015 года, когда она была взята под стражу прямо из зала суда, Генеральная прокуратура (ГП) выпустила пресс-релиз по данному вопросу. Недавнее оправдание и освобождение Адрианы Попеску из тюрьмы не нашло освещения ни в одном пресс-релизе ни одного государственного учреждения.

Другой прокурор оправдан, мотив тот же: Провокация со стороны НАЦ

В августе 2013 года, после того, как по делу высказалась ВСП, стало окончательным оправдание Михаила Канцыра, прокурора из Прокуратуры Оргеева. Он был задержан с поличным в апреле 2012 года по обвинению в вымогательстве 300 евро у некоего Игоря Рэдукана с целью вынесения постановления о невозбуждении уголовного преследования по факту присвоения Родикой Блажиновой материальных ценностей другого лица. 18 декабря 2012 года Суд сектора Ботаника, мун. Кишинев, приговорил Канцыра к 7 годам лишения свободы. Мартовским решением Коллегии по уголовным делам АП Кишинева в 2013 году была принята апелляция, поданная Петром Бобу, адвокатом Канцыра, и он был оправдан на том основании, что «в деянии подсудимого отсутствуют элементы преступления».

В то же время, так же, как и в случае Адрианы Попеску, состав ВСП, включавщий в себя судей Константина Гурски, Андрея Харгела, Константина Алергуш, Иона Вылкова и Валентину Клевады, отметил, что судьи АП Кишинева правильно интерпретировали тот факт, что преступление было спровоцировано. «Орган уголовного преследования, облегчая и ободряя действия Игоря Рэдукана…, начал расследование дела не пассивным образом надзора и расследования предполагаемой преступной деятельности, а активно поддержал Игоря Рэдукана как «участника дачи взятки» под прикрытием, побудив его и подсудимого совершить предполагаемое преступление пассивной коррупции. В ходе рассмотрения дела не были представлены другие данные, которые бы демонстрировали, что без вовлечения сотрудников НАЦ преступление было бы совершено», – говорится в решении ВСП. Судьи пришли к выводу, что прокуроры и сотрудники НАЦ не представили доказательств, демонстрирующих то, что прокурор вымогал взятку и написал на листе запрошенную сумму, а 300 евро, найденные в багажнике автомобиля прокурора, подтверждают эту гипотезу.

После своего оправдания, Михаил Канцыр вернулся в органы прокуратуры и работал до марта 2014 года в Прокуратуре Кэлэрашь, после чего он был отправлен в отставку. Впоследствии, он потребовал у Министерства юстиции возмещения ущерба по этому делу и за оскорбление чести и достоинства на сумму 570 тысяч леев. Однако, суд удовлетворил требования частично, предоставив ему 25 тысяч леев. В прошлом году Канцыр через суд получил 71 тысячу леев, в виде единоразовой компенсации за увольнение из органов прокуратуры.

Прощенная: «Впервые совершила действия по извлечению выгоды из влияния»

Третьим прокурором, оправданным за последние три с половиной года, является Марина Новый, которая работала в Прокуратуре сектора Чокана, мун. Кишинев. Выпускница Национального института юстиции, Новый, была задержана в марте 2012 года на месте преступления, при получении 300 евро от Василия Гацкана, которому она пообещала освобождение от уголовного преследования по двум делам, в которых он фигурировал, находившимся в ведении другого прокурора. Новый и Гацкан обсуждали дела, по которым он проходил, еще с декабря 2011 года, когда в отношении него началось уголовное преследование за кражу. В декабре 2012 года Суд сектора Рышкановка в первой инстанции оправдал подсудимую за совершение преступления пассивной коррупции и приговорил к штрафу в размере 3 тысяч леев по обвинению в извлечении выгоды из влияния.

Прокуроры обжаловали приговор, попросив для Новый 7,6 лет лишения свободы, однако Коллегия по уголовным делам АП Кишинева отклонила апелляцию, заявив, что «при рассмотрении дела было очевидным отсутствие в действиях подсудимой признаков вмененного преступления, предусмотренного ст. 324 (пассивная коррупция)». Что касается извлечения выгоды из влияния, судьи отметили: «учитывая тот факт, что подсудимая была спровоцирована на совершение противоправных действий и осознала их социальную опасность, искренне раскаялась и положительно характеризуется по месту работы, впервые совершила действия по извлечению выгоды из влияния, обязавшись более их не повторять, суд счел, что эти переживания о совершенном и явились достижением цели уголовной ответственности». В октябре 2013 года судьи Петр Урсаке, Геннадий Николаев и Владимир Тимофти отклонили апелляцию прокурора, как поданную с нарушением сроков, таким образом, Марина Новый практически избежала наказания.

В марте 2012 года, после того, как ее поймали с поличным, Марина Новый покинула органы прокуратуры.

Единственный прокурор, который сидит в тюрьме в Глодянах

В феврале 2016 года ВСП оставила в силе решение АП мун. Бельцы от 30 сентября 2015 года об осуждении на семь лет лишения свободы в отношении Руслана Канилы, прокурора Прокуратуры Глодян. Он был обвинен в том, что, «находясь в должности прокурора Прокуратуры Глодянского района и выступая в качестве государственного обвинителя в рамках рассмотрения уголовного дела в суде Глодян в отношении Дмитрия Грепачевского, с целью незаконного обогащения, организовал и осуществил в сговоре с Надеждой Пасат и Андреем Васылосом получение от Дмитрия Грепачевского денег в сумме 50.000 евро за внесение своего вклада и реализацию с помощью судей Суда Глодян и других публичных лиц освобождения из-под ареста и вынесения оправдательного приговора по уголовному делу в отношении Грепачевского». 24 мая 2012 года Канила был пойман с поличным при получении 5 тысяч евро «в качестве гарантии» представления всей суммы. В октябре 2013 года Суд г. Фалешты оправдал прокурора, правда, впоследствии, АП мун. Бельцы и ВСП осудили его, посчитав его виновным в совершении преступления.

Таким образом, на сегодняшний день, Руслан Канила, в июне 2012 года подавший заявление об отставке из органов прокуратуры, является единственным прокурором, пойманным на взятке, который находится в тюрьме.

Символические приговоры: Штраф и условное осуждение

Другие два прокурора, осужденные за последние три с половиной года, выбрали себе, скорее, символические наказания. Так, в октябре 2014 года, решением ВСП вступил в законную силу приговор по делу о мошенничестве прокурора Игоря Рэчилэ из Прокуратуры Басарабяски. В мае 2010 года он претендовал на получение 5 тысяч леев от Алексея Дулгиер за прекращение уголовного преследования в отношении него, и впоследствии получил 3 тысячи леев, будучи задержан. Интересно, что, хотя его дело не сильно отличается, по своей сути, от дел других коллег, прокурора привлекли к уголовной ответственности за мошенничество, а не за пассивную коррупцию, по статье Уголовного кодекса, которая предусматривает более суровое наказание. Таким образом, в мае 2013 года, решением Суда Чимишлии Рэчилэ был приговорен за совершение деяния к штрафу в размере 10 тысяч леев, с лишением права работать в органах прокуратуры сроком на 1 год. В том числе судьи ВСП оставили в силе этот приговор. На период, когда он находился под уголовным преследованием, Игорь Рэчилэ был временно отстранен от должности прокурора. Сегодня, однако, по закону, он может вернуться на свою должность.

Третьим прокурором, осужденным в большей степени символически, является Октавиан Жалбэ, прокурор Прокуратуры сектора Рышкановка, взятый с поличным в феврале 2012 года после получения 1500 леев и 400 евро от Григория Дьяченко. Прокурор просил деньги, чтобы Дьяченко смог избежать уголовного преследования, что и случилось после получения денег, согласно приговору Суда Дрокии, вынесенному в марте 2013 года, ставшему окончательным. Жалбэ был приговорен к трем годам лишения свободы условно, с испытательным сроком в течение одного года, без права занимать должности в органах прокуратуры на протяжении трех лет.

7 прокуроров в ожидании окончательных приговоров

«В настоящее время в судебных инстанциях находятся на рассмотрении уголовные дела в отношении семи прокуроров. Из них три уголовных дела по обвинению в пассивной коррупции находятся на рассмотрении первой инстанции в судах Дубоссар, Комрата и Стрэшен, одно уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения в настоящее время рассматривается в Суде сектора Чокана, мун. Кишинев. В апелляционном производстве, в АП мун. Бельцы находятся еще два уголовных дела, одно – по факту пассивной коррупции, и другое – по факту извлечения выгоды из влияния. На рассмотрении в ВСП в кассационном производстве находится уголовное дело о пассивной коррупции», – отмечает Виорел Морарь, глава Антикоррупционной прокуратуры, в ответе, направленном в адрес редакции. В будущих выпусках ZdG вернется с подробностями о делах, которые находятся на рассмотрении в судебных

Виктор МОШНЯГ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *