«Мучения» создания избирательных участков за рубежом: Больше, чем на предыдущих выборах, но меньше, чем хотели некоторые представители диаспоры

На президентских выборах 1 ноября будет открыто 139 избирательных участков в 36 странах за рубежом. Их больше, чем на предыдущих выборах, но меньше, чем хотелось бы представителям диаспоры.

По данным ЦИК, процедура определения количества избирательных участков за рубежом началась в начале года, когда совместно с Министерством иностранных дел и Бюро по связям с диаспорой была создана рабочая группа.

Кодекс о выборах гласит, что количество избирательных участков определяется в соответствии с 3 факторами: количество избирателей в диаспоре, присутствовавших на предыдущих выборах, количество предварительных регистраций и оценка Министерства иностранных дел количества молдаван, находящихся за рубежом.

«Это довольно сложный и комплексный процесс, потому что некоторые мероприятия тесно связаны с другими органами государства, а также с некоторой информацией о расположенности стран пребывания к тому, чтобы предоставлению права на организацию в данной стране президентских выборов, потому что вся полученная нами информация была передана Министерством иностранных дел, и мы опирались на эту информацию, которая поступила из соответствующего региона», – говорит председатель ЦИК Дорин Чимил.

При определении числа участков в каждой стране была учтена и формула, предложенная представителями гражданского общества, которые взяли за основу в равной пропорции эти 3 критерия, а также учитывая сравнительный анализ по странам.

«У нас были интенсивные беседы с МИДЭИ, которые очень хотели понять, почему эти три фактора равны. Ответ заключается в том, что закон не предусматривает иного. А если бы мы настаивали на том, что такой фактор, как, например, предварительная регистрация важнее, чем, например, присутствие молдавских граждан в стране, это вызвало бы протесты со стороны некоторых электоральных конкурентов: некоторым это нравится, другим не нравится», – говорит директор ADEPT Игорь Боцан.

Протесты начались за 5 дней до завершения предварительной регистрации. Это после того, как ЦИК направил в Министерство иностранных дел документ, в котором значились 202 избирательных участка, 38 из которых в России.


«Мы видели реакцию в публичном пространстве на то, что ЦИК создаст столько участков на западе и востоке. Это была и есть совместная работа ЦИК и Министерства иностранных дел, учитывая, что многие страны проживания просили определить регион и место, где они должны дать свое согласие на открытие избирательного участка. Мы столкнулись с ситуацией, что нужно было заранее найти информацию для потенциальных участков, где они должны быть открыты. Было принято решение создать предварительный список, без окончательного эффекта, чтобы подготовить почву в стране проживания, с тем чтобы у нас был ответ для как можно большего списка стран и городов, насколько это возможно. Сначала было 202, потом 145, потом мы пришли с 139, и это близко к списку от 21 сентября», – поясняет председатель ЦИК.

Также из России поступило рекордное количество индивидуальных заявок на бумаге. Было передано более 2400 запросов в ЦИК, а журналистское расследование показало, что некоторые из них были подписаны людьми, находящимися в Молдове, а подписали они по просьбе определенных местных активистов.

«Конечно, в публичном пространстве появилось большое количество анализов, местами актуальных или правдивых. Мы запросили вмешательства государственных органов с просьбой провести анализ представленных данных, но пока не получили ответа. В ходе анализа письменных заявок мы отсортировали те заявки, которые не соответствовали определенным критериям, по фамилии, имени, мы провели анализ и результаты мы представим общественности, сейчас они обрабатываются», – уверяет Дорин Чимил.

Исполнительный директор ADEPT Игорь Боцан говорит, что это сказалось на избирательной демократии Республики Молдова, и что он ожидает, чтобы власти провели расследование до конца.

«Вопрос об этих регистрациях остается открытым, и расследование является первым шагом и призывом к властям довести его до конца: это было сделано со злым умыслом с целью привилегировать одного конкурента или нет, и это бросило тень на весь избирательный процесс», – говорит Игорь Боцан.

В целом это был рекорд предварительной регистрации в диаспоре. Более 60 тысяч молдаван мобилизовались и зарегистрировались для участия в голосовании, а этот инструмент является основным инструментом определения количества избирательных участков за рубежом.

«В начале года было 20 тысяч. Это совокупное число регистраций. Это правда, что люди начали регистрироваться более интенсивно в последние 10 дней после активной кампании. Но была еще одна роль. Додону удалось вывести из равновесия много людей, и он является катализатором голосования в диаспоре. Во-вторых, люди уяснили посыл, что единственным инструментом является предварительная регистрация. В-третьих, было бы из ряда вон выходящим, если бы мы, те, кто столько боролись, чтобы добиться того, чтобы иметь свой собственный инструмент, не использовали его. Я бы сказал, что это даже мало народа для потенциала, который у нас есть, и для количества людей, которые здесь находятся. Но это впечатляет», – говорит Думитру Викол, молдавский гражданин, обосновавшийся в Великобритании.

В конце концов, ЦИК приняла решение открыть 139 избирательных участков в 36 странах. Несмотря на то, что значимость тех трех факторов была одинаковой, председатель ЦИК говорит, что были учтены и другие показатели.

«Эти данные нестабильны, неточны и постоянно представляют опасность расчета. Мы обратились к объединениям диаспоры через БСД, они предоставили нам собственные оценки, расчеты и географию, где находятся молдавские граждане. Мы также приняли эти данные во внимание и сравнили их с данными Министерства иностранных дел, и мы увидели, что местами они совпадают, местами нет», – заявил Дорин Чимил.

Представители диаспоры говорят, что на этих выборах процесс создания избирательных участков за рубежом прошел лучше, чем в прошлом, но у избирательных органов все еще есть задолженность по части консультаций с диаспорой. «Это было сверх наших ожиданий в том смысле, что это было лучше, чем в прошлый раз, и ниже наших ожиданий, так как мы хотели больше консультаций с нами. Я бы поставил 8 из 10. Было больше граждан с предварительной регистрацией, были проведены исследования. Члены ЦИК были относительно открыты, возможно, было место для большего нашего вовлечения», – говорит Думитру Викол, один из представителей молдавской общины в Великобритании.

Представители Министерства иностранных дел считают это число важным, если мы посмотрим на то, что происходит в мире.

«Эта цифра в контексте пандемии важна, потому что она, по сути, дает право голоса полумиллиону соотечественников, потому что мы ожидаем это количество бюллетеней, которые мы используем и которые будут использоваться за рубежом», – говорит Даниел Водэ, пресс-секретарь Министерства иностранных дел и европейской интеграции.

В этой связи эксперты утверждают, что степень оценки количества молдавских граждан за рубежом должна быть ниже при определении числа избирательных участков.

«Есть некоторые тонкие моменты такие, как политические режимы в некоторых странах. Например, мы знаем, что в ЕС молдавские граждане в основном легализованы. В России были проблемы с легализацией, и мы не знаем, в какой степени они были решены, и мы знаем, что в кампаниях некоторые политики обещают, что вопрос нашей рабочей силы в Российской Федерации, которая не имеет надлежащих документов об их присутствием там, вызывает проблемы, есть необходимость в переговорах и так далее.

Наш вопрос заключается в том, находятся ли граждане Европы, Северной Америки и Российской Федерации в равных условиях, и чтобы не получилось так, что там, где у наших граждан есть проблемы, на них может быть оказано давление? У нас нет ответа на этот вопрос», – заявляет исполнительный директор ADEPT Игорь Боцан.

Предложенным решением была бы так называемая кластеризация на основе регионов, где живут молдавские граждане, которые могут пойти на выборы в наиболее удобном для всех населенном пункте.

«Мы видели, что ареал, из которого граждане хотят идти голосовать, значительно увеличился, и нигде у нас нет механизма, как нам организовать эту кластеризацию. Например, если у нас есть 100 населенных пунктов, как мы можем определить тот населенный пункт с точки зрения расходов и времени, самый привлекательный для того, чтобы граждане поехали туда и проголосовали там?» – задается вопросом Игорь Боцан.

После окончательного решения ЦИК задача открытия избирательных участков за рубежом была передана в Министерство иностранных дел.

Пресс-секретарь МИДЕИ Даниел Водэ говорит, что «на данный момент наши миссии работают с молдавскими общинами из-за рубежа над списком лиц, которые будут участвовать в создании избирательных участков, а министерство централизует данные. Специально созданная рабочая группа оценивает ситуацию по каждой отдельной точке назначения».

Самым большим вызовом для проведения выборов за рубежом является пандемия COVID-19.

«На данном этапе мы не можем оценить, какими будут решения государств, все международное сообщество следит за событиями, связанными с пандемией. В случае если мы получим уведомления о том, что они не смогут быть организованы, мы сообщим. На данном этапе они связаны с систематизацией этой информации по каждому пункту назначения, но мы прикладываем все усилия, чтобы организовать процесс в соответствии с решением ЦИК, который утвердил те 139 участков за рубежом», – говорит Даниел Водэ.

Находясь в Лондоне, Думитру Викол уверен, что и в этом году на избирательных участках наверняка будут очереди, в основном из-за ограничений.

«Я очень скептически отношусь к тому, что голосование пройдет гладко, и это повлияет и на количество избирателей, и, к сожалению, у нас нет другого выбора. У нас нет голосования по почте. Я думаю, что эффект будет чрезвычайно жестким. Мы достигли количества избирателей 2016 года, когда мы стояли, вжавшись друг в друга, теперь у нас уже не будет такой возможности, и положение ухудшится», – говорит Думитру Викол.

Одним из решений было бы электронное голосование или по почте, которое так и осталось на уровне обсуждения. Игорь Боцан говорит, что «это голосование, которое у нас есть сейчас, выводит на первый план 2 возможности: электронное голосование и по почте, – которые могли бы быть внедрены. В целом проблема сложная и заслуживает того, чтобы над ней поразмыслила и ЦИК, которая не может выйти с инициативой, пока нет политической воли депутатов и правительства».

Президентские выборы пройдут 1 ноября. В гонке зарегистрировались 8 кандидатов, а победителем будет назначен тот конкурент на выборах, который получит более 50 процентов голосов. В противном случае будет организован новый тур выборов с участием 2 кандидатов, которые получили наибольшее число голосов.

Этот репортаж подготовлен Ассоциацией ADEPT при поддержке Ассоциации «Promo-LEX» на средства Агентства США по международному развитию (USAID). Мнения, высказанные в рамках статьи, принадлежат авторам и не обязательно отражают позицию ADEPT, Ассоциации «Promo-LEX» и USAID.
 Кристиан ЖАРДАН
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *