«Для меня это настоящая свобода». Три истории о наркотиках, тюрьмах и реабилитации

  • «У меня мурашки по телу, когда я думаю об этом. Я всю жизнь выходил и возвращался в тюрьму, а теперь я вышел окончательно. И я вышел оттуда другим человеком».
  • «На реабилитации мне всё давалось тяжело: учить правила, ставить цели, так долго оставаться трезвым… Потому что раньше я всегда что-то употреблял – наркотики, алкоголь, иначе жизнь казалась мне серой».
  • «Самый важный урок, который я усвоил, это то, что свобода – это чисто внутреннее состояние. И что не нужно бояться просить о помощи. Все люди сталкиваются с трудностями разной природы, и ты не всегда можешь справиться в одиночку. Это абсолютно естественно и хорошо – иметь рядом кого-то, кто может тебя поддержать».

Они начали жизнь с нуля. В течение двух лет 27 заключенных, которые боролись с наркотической зависимостью, прошли реабилитационную программу в терапевтическом сообществе «Катарсис», чтобы впоследствии смочь реинтегрироваться в общество, вернувшись в свои семьи и обретя место работы. Юрий, Александр и Дан – трое бывших резидента сообщества, рассказывают, что реабилитация была трудным процессом, но помимо этого, она помогла им изменить свои приоритеты, поверить в себя и преодолеть барьеры, которые ранее казались непреодолимыми.

Первый раз Юрий пошел послушать о деятельности терапевтического сообщества «Катарсис», сохраняя серьезную дозу скептицизма, Александр пришел туда, потому что знал, что у них есть кофе, а Дан – однажды проходил через весь процесс, но он твердо сказал себе, что заслуживает еще один шанс. Однако с того момента жизнь повела их по дорогам, на которые они даже не надеялись.

Терапевтическое сообщество «Катарсис» для лиц, заключенных в тюрьмы Республики Молдова, появилось в июле 2018 года в Пенитенциаре № 9 – Прункул, как инструмент по уменьшению рецидива и по реинтеграции соответствующих лиц в общество.

– Программа сообщества строгая и включает в себя групповые встречи, индивидуальное консультирование, трудотерапию, деятельность по самопознанию и деятельность по саморазвитию.

Деятельность сообщества ведется сотрудниками пенитенциаров, вместе с другими сотрудниками и волонтерами из ОО «Позитивная инициатива».

«Хватит! Так больше не может продолжаться».

35-летний Юрий Савченко находился в пенитенциарном учреждении, когда в один из дней услышал о своем друге, что он больше не пьет, не курит, и в целом положил конец всем порокам, которые у него были. Он знал этого человека в течение многих лет, он знал, что тот был ярым потребителем наркотиков и одних из самых тяжелых, поэтому он был чрезвычайно удивлен. Сначала он ему не поверил. Затем ему рассказали больше об Ассоциации «Позитивная инициатива», и он заинтересовался ею.

«Когда я оказался там в первый раз, это было что-то из ряда вон выходящим для меня, как взрыв эмоций и ощущений. Я увидел себя частью команды, семьи. Я давно не чувствовал такого единения и такого комфорта. Это то, чего мне не хватало в течение многих лет», – вспоминает Юрий.

Он начал ходить в эту группу, а потом он узнал, что открывается сообщество, где он может пройти реабилитацию.

«Я смотрел на это скептически. Мой друг Саша пошел туда, но я держался на дистанции, хотя я тоже приходил и разговаривал с людьми, спрашивал их, как у них дела. Со временем я начал думать все больше и больше о том, что происходило в сообществе. Это была мысль, которая не оставляла меня в покое. Я хотел изменить свою жизнь в течение многих лет. Все эти 16 лет я думал: “Юра, хватит, так не может продолжаться. У тебя должна быть другая жизнь. Ты не родился, чтобы оставаться в тюрьме всю свою жизнь”. Поэтому я решил, что хочу пройти реабилитацию», – добавляет Юрий.

Ему оставалось полгода до освобождения, и он думал, что, если ему что-то не понравится, он может в любое время уйти.

Мало-помалу, скептицизм утих, и Юрий начал чувствовать себя в рамках сообщества как в семье. Как когда идешь в гости в место, где тебя ждут, и можешь почувствовать комфорт этого жилья. Он был доволен, что пошел. И доволен, что смог успешно пройти реабилитационную программу.

Юрий трижды оказывался в тюрьме из-за краж. Первый раз, когда он туда попал, ему было 17 лет. После освобождения он пробыл на свободе всего на три месяца, поскольку ему было достаточно трудно найти место работы и интегрироваться в общество. Когда потенциальные работодатели узнавали, что он был в тюрьме, они отвечали, что им такие сотрудники им не нужны. Так он оказался в тюрьме во второй раз, а после этого он провел на свободе лишь месяц. Та же схема: без документов, без работы, без возможности снять комнату. Он был освобожден в январе, и из тюрьмы он оказался прямо на улице, охваченный голодом и холодом.

Отношения с родственниками оставались непростыми, поэтому возможность пойти к ним была исключена изначально. Мать Юрий видел в последний раз перед тем, как попасть в тюрьму в первый раз. Она предупредила его, что, если он окажется за решеткой, она не придет к нему. И так и сделала. Когда он попал в тюрьму во второй раз, то узнал, что его мать умерла. Отец уехал из Молдовы еще в 1998 году, и о его смерти Юрий узнал, когда попал в пенитенциар в последний раз.

Теперь Юрий снова вышел на свободу и благодаря терапии и помощи, предоставленной специалистами, он утверждает, что ему удалось изменить свой образ жизни. «Я вышел оттуда новым человеком, изменившимся. Для меня сейчас очень важны правила и принципы. Когда я сейчас встречаю кого-то из моих старых знакомых, они спрашивают меня, не вхожу ли я в какую-либо секту (смеется, прим.ред.). И я говорю им: «Пусть будет секта, назовите это как хотите, но теперь я другой». Я уже не тот тиран и агрессор, которым был в тюрьме. Даже когда освобождался, я не был самым хорошим человеком. У меня мурашки по телу, когда я думаю о моей реабилитации и как я восстановился, чтобы говорить об этом другим. Я всю жизнь выходил и попадал в тюрьму, а теперь я вышел окончательно», – улыбается мужчина.

Сегодня Юрий оформил свои документы, устроился на работу, у него есть супруга, и вскоре будет ребенок. Он говорит, что он все еще многому учится на ходу, но он наслаждается поворотом, который предприняла его жизнь.

«Я снимаю квартиру. И у меня другая жизнь. Я работаю в молодой фирме, но она растет, и мне нравится то, что я делаю. Я работаю со стеклом, и это нечто абсолютно новое, раньше я работал только с деревом. Я работал и все еще много работаю над собой. Было трудно, но кто обещал, что будет легко?», – добавляет он.

Будущие проекты Юрия сводятся к трем аспектам: построить дом, вырасти в той сфере, в которой он начал работать, и как следует воспитывать сына.

«Я никогда так долго не был трезвым»

37-летний Александр Биак попал в тюрьму за кражи и наркотики, когда ему было 18 лет. Путь к терапевтическому сообществу начался со слухов, возникших среди заключенных о деятельности группы, которую ведет Ассоциация «Позитивная инициатива».

«Мне было не так интересно прийти и узнать, что там говорят, сколько… у меня тогда не было кофе, и я знал, что они приносят. Так что я пошел за этим», – смеется Александр. Но пока он сидел и слушал, о чем говорилось, у него проснулся интерес. «Я видел парней, которые приходили и рассказывали, как они живут в настоящем, какая у них нормальная и красивая жизнь, и я остался под впечатлением», – добавляет он.

Он согласился пройти курс реабилитации, потому что, как и Юрий, он устал от тюрьмы и хотел изменить свою жизнь. Он особенно думал о времени, которое он потерял, пока отсутствовал в жизни своих детей. Иначе говоря, трудности были связаны не столько с первоначальным решением, сколько с последовавшим за ним процессом.

«Все давалось с трудом, потому что образ жизни, который я вел до сообщества, был на 100% другим. Было трудно следовать правилам, трудно ставить некоторые цели, было трудно говорить красиво, без нецензурных слов, было трудно столько времени оставаться трезвым. По моему опыту, я никогда не так долго не был трезвым, я всегда употреблял наркотики или алкоголь. Я должен был употреблять что-то, потому что иначе жизнь казалась серой. Мне было трудно бороться с агрессией, которая сформировалась с тех пор, как я был в тюрьме, мне было трудно кому-то помочь, потому что я всегда ждал, что кто-то поможет мне. Мне все давалось тяжело», – признается Александр.

Для него все закончилось внезапно и неожиданно. В один из дней ему сказали, что он может идти домой, так как он условно-досрочно освобожден. «Я был лидером терапевтического сообщества, и тогда с одной стороны я почувствовал радость освобождения, а с другой стороны, мне было грустно и тоскливо, потому что члены сообщества стали моими близкими друзьями. Тем не менее, я держался крепко, у меня уже были цели, и я хотел выйти на работу», – отмечает мужчина.

Впоследствии Александр стал сотрудником терапевтического сообщества «Катарсис» и подчеркивает это как парадокс – он провел 15 лет в тюрьме, всегда желая сбежать и, в конце концов, туда же устроился работать. С другой стороны, он любит работать в этом пространстве, потому что окружающая среда ему знакома, соответственно – он чувствует себя непринужденно.

В настоящее время Александр работает в «Позитивной инициативе», является социальным работником и консультантом «От равного равному». Пандемия изменила части схемы работы, вместо этого теперь у него есть больше времени, чтобы подумать о стратегиях и более эффективных способах работы. Он рассказывает, что очень хочет учиться – получить степень бакалавра, а затем поступить в университет, а также в ближайшем будущем получить водительские права.

«Я также установил некоторые временные сроки для этого. Еще одна большая моя мечта – иметь свой собственный дом и построить лучшие отношения с моей старшей дочерью. Отношения с ней сложнее, так как меня не было рядом много лет. Конечно, трудно начать все сначала, я не был самым хорошим человеком… Но я пытаюсь. У меня есть еще три девочки, в воспитании которых я мало-помалу вовлекаюсь, я учусь обустраивать свою жизнь», – заключает он.

«Я понял, что ты не должен зависеть от чьего-то мнения и чужих стандартов»

36-летний Дан оказался за решеткой в 2016 году из-за наркотической зависимости. Он был осужден за торговлю наркотиками, но отмечает, что занимался этим в первую очередь, чтобы обеспечить себе суточную дозу.

Он знал о терапевтическом сообществе и о том, что там происходит, однако поначалу у него были сомнения по поводу присоединения к нему. «Влияние криминальной субкультуры, которая, вероятно, существует во всех пенитенциарных учреждениях, было для меня препятствием. Это не считалось чем-то хорошим и могло быть даже опасным в какой-то момент. Но после смерти отца, некоторые обстоятельства изменились, и я понял, что я хочу присоединиться к сообществу, независимо от последствий. Так я сделал этот шаг», – говорит Дан.

Он так же считает, что процесс реабилитации был сложным. Для него проблему представляла в особенности рутина, однообразие и ежедневный график, которые должны были строго соблюдаться. Помимо этого, однако, он говорит, что то, что произошло там, сделало его хорошим, и он никогда не представлял, сколько возможностей откроется перед ним после.

«Я знал, что еще раз пройду программу, что, может быть, я лучше научусь, как преодолеть наркотическую зависимость, и что я буду бороться с деградацией и после заключения, потому что пребывание в тюрьме – это неизбежная деградация личности. Я хотел восстановить свой потенциал и все интеллектуальные процессы, которые как-то будто прекратились, но тот факт, что я изменю свое отношение к жизни, к людям, изменю свое восприятие, образ мышления, найду свое призвание, буду работать в пенитенциаре, у меня будет зарплата, и для этого мой срок будет сокращен, – превзошел все мои ожидания, это было тем, о чем я даже не мог мечтать»,– отмечает Дан.

Затем он добавляет, что терапия помогла ему обнаружить источник некоторых уязвимостей и проблем, которые привели к зависимости и употреблению наркотиков. В результате он смог примириться с самим собой, стал более открытым и естественным. «В очень многих случаях наркотики являются убежищем, и я понял, почему эти вещи происходили со мной. Я получил консультацию, у меня был доступ к психосоциальной помощи и вместе мы работали с соответствующими проблемами, и в результате я смог полностью изменить направление, в котором движется моя жизнь», – дополняет Дан, который сумел, иначе говоря, создать прецедент. Он начал предоставлять услуги переводчика и управления контентом еще когда он был за решеткой, таким образом, получив перспективу трудоустройства после освобождения.

В то же время, Дан смог открыть для себя свое призвание – писательство и, в особенности, тот факт, что он может трансформировать свой жизненный опыт во что-то полезное для других людей. «Есть много других людей, которые сталкиваются с подобными проблемами – употреблением наркотиков, заключением, преступным образом жизни, и я понимаю суть многих факторов, которые к этому приводят. Соответственно, я думаю, что могу превратить свой опыт во что-то полезное для других. У меня есть, что сказать людям, я могу им помочь, и у меня есть навыки по самовыражению, по передаче им правильного послания, что я и намерен сделать», – подчеркивает мужчина.

Дан хочет написать книгу о том, через что он прошел, о заключении, наркотиках и уроках, которые он усвоил по пути «с небольшими страданиями, небольшой болью и небольшими трудностями». Таким образом, он хочет помочь другим людям избежать проблем, через которые ему пришлось пройти.

«На сегодняшний день самый важный урок, который я усвоил, это то, что свобода – это чисто внутреннее состояние, что она не зависит от внешних факторов, от тюремных заборов. Свобода – это то, что исходит от мышления человека и его души. Это абсолютно нормально быть тем, кем являешься, думать так, как хочешь, это очень важно быть естественным, до тех пор, как ты никому не вредишь и уважаешь границы других людей. Ты не должен зависеть от чьего-то мнения и от чужих стандартов. Для меня это – настоящая свобода. Я хотел бы также добавить, что очень важно иметь возможность обратиться за помощью. Все люди сталкиваются с трудностями разного характера, и ты не всегда можешь справиться в одиночку, важно не позволить высокомерию помешать просьбе о помощи. Это абсолютно естественно, и это хорошо, когда в окружении есть люди, которые могут поддержать тебя, люди, которые могут тебя направить, которые делятся с тобой своим опытом», – считает он.

Дан также уточняет, что ему было не очень трудно реинтегрироваться в общество, так как он приложил много усилий, чтобы не свыкнуться с жизнью в пенитенциарном учреждении, с некоторыми тамошними принципами или ценностями, с мышлением, соответствующим этой среде. «Я приложил много усилий, чтобы оставаться цельным как личность в этой среде, и я очень горжусь этим – практически ни один важный аспект моей личности не был затронут. Так что мой переход назад был относительно простым», – делится он.

Сейчас Дан собирается получить степень магистра в области письменного и устного перевода английского языка, он хочет написать свою книгу в ближайшие два года, развивать свою карьеру и посвятить себя изменению положения вещей в обществе к лучшему.

Молдова нуждается в большем количестве реабилитационных программ

Руководительница Отдела мероприятий для лиц, находящихся в конфликте с законом О.О. «Позитивная инициатива» и психолог Инна Вуткарева заявляет, что программа реабилитации, предоставляемая сообществом «Катарсис», помогает заключенным минимизировать риски, связанные с преступностью, и в то же время, что Молдова нуждается в большем количестве реабилитационных программ для лиц, борющихся с зависимостями, как внутри пенитенциарных учреждений, так и за их пределами.

«Проблема потребителей наркотиков глубоко связана с криминальным образом жизни. Они пересекаются, вы не можете быть наркоманом и быть ответственным гражданином, хорошим родителем, и так далее. Вы должны решить проблему употребления наркотиков, чтобы иметь возможность нормально жить в обществе. Программа реабилитации потребителей предоставляет им возможность преодолеть свою зависимость и свести к минимуму риски преступности. У нас есть нужда в как можно большем количестве реабилитационных программ как для зависимых лиц, находящихся на свободе, так и для тех, кто находится в пенитенциарных учреждениях», – утверждает Вуткарева.

В этом же контексте представительница «Позитивной инициативы» добавляет, что Молдове необходимо больше инвестировать в здоровое видение в отношении зависимости и в информирование общества о том, как она работает.

«Дискриминация и высокомерие по отношению к потребителям заканчиваются, когда вы лично сталкиваетесь с проблемой такого рода и должны с ней справляться. Необходимо больше профилактических программ для молодежи и подростков. Ну и, конечно, отношение к тем, кто распространяет и пропагандирует употребление наркотиков, должно быть очень суровым», – заключает Инна Вуткарёва.

На сегодняшний день услугами терапевтического сообщества «Катарсис» воспользовались 27 заключенных, а 8 из них были освобождены и у них не было рецидива.

 Алёна ЧУРКЭ 
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000