Сколько врачей, страдающих хроническими заболеваниями, или старше 60 лет работают на передовой в борьбе с COVID 19?

В соответствии с Трудовым кодексом, каждому сотруднику должны быть обеспечены условия, которые не подвергают опасности его жизнь и здоровье. Однако в этот период многие медработники в Молдове чувствуют себя между молотом и наковальней.

Закон обязывает их лечить любого пациента, чья жизнь в опасности, но нехватка защитных средств против инфекций делает их беспомощными перед коронавирусом нового типа. Одни эмоционально сдаются и даже хотят уволиться, а их заявления каждый день появляются в сообщениях, которыми они делятся сами или через журналистов.

Поэтому Ziarul de Gardă решила узнать, какие меры приняло государство для этих врачей на передовой в борьбе с вирусом, в частности для тех, кто достиг 60 лет, а также для страдающих разными заболеваниями самых уязвимых для вируса.

На передовой в борьбе с коронавирусом нового типа трудится 3571 медработник, а 754 из них страдают хроническими заболеваниями

В ответ на вопрос от Ziarul de Gardă представители Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты заявили, что в больничных медучреждениях, которые участвуют в оказании помощи пациентам с COVID-19, работает 3571 медработник, а из них 754 человека заявили, что страдают хроническими заболеваниями. В то же время большинство из них (494 человека) достигли 60 лет.

«Прямое участие врачей в оказании медицинской помощи пациентам с COVID ограничили по положениям приказа МЗТСЗ №385/2020, при оценке руководителями ПМСУ альтернативных возможностей работы, в том числе удаленно. Такая работа стала возможной для 103 человек с хроническими заболеваниями»‎, – утверждают представители МЗТСЗ.

По данным медико-санитарных учреждений, в начале года в службе первой помощи работали 1591 семейный врач и 3932 семейные медсестры. Средний возраст семейных врачей превышает 50 лет, как отмечает МЗТСЗ.

«По нормативно-правовым актам Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты акцент делается на обеспечении доступа населения к медицинским услугам, исходя из новых условий работы.

Были установлены четкие правила для разных категорий населения, разных типов услуг, чтобы обеспечить доступ к медицинским услугам в безопасных условиях, в случаях, когда медицинскую помощь невозможно отложить или оказать на расстоянии.

Кроме того, акцент был сделан на наблюдении/консультациях по телефону, через страницы в социальных сетях, за исключением случаев, когда медицинскую помощь невозможно отложить или оказать на расстоянии, а также на возможности и важности постоянного поддерживающего лечения в случае хронических заболеваний».

Представители министерства также заявили, что лица старше 60 лет или те, кто страдает хроническими заболеваниями, активно участвуют в удаленной работе, например в консультации пациентов с COVID по телефону.

«В службе неотложной догоспитальной медицинской помощи на передовой трудятся более 800 медработников. Около 10% из них старше 60 лет и продолжают работать в командах неотложной помощи. 90 человек в отпуске по закону и работают удаленно»‎, – отметило МЗТСЗ.

Глава Управления соцобеспечения и здравоохранения при Кишиневской примэрии Татьяна Бучарская уточнила, что все врачи в Кишиневе, которые достигли 60 лет или страдают хроническими заболеваниями, могут «в любой момент» взять отпуск.

«Чтобы было ясно, мы не отправляли лица старше 60 лет в отпуск категорически. Что касается этих людей, мы проявляем понимание и даем отпуск, даже если сейчас есть острая необходимость во врачах. Конечно же сейчас есть и врачи старше 60 лет, которые работают по собственному желанию. Тем не менее, мы убедились, чтобы у всех врачей в Кишиневских больницах в распоряжении были все защитные средства»‎, – объяснила Бучарская сотрудникам Ziarul de Gardă.

Что говорят директора больниц?

В Республиканской клинической больнице врачи, которые относятся к категории с повышенным риском заражения коронавирусом нового типа, не участвуют в ежедневной работе, как уверяет директор учреждения Андрей Ункуца.

«Ни один врач, который страдает хроническими заболеваниями или старше 60 лет, не обязан работать в отделении, где лечат пациентов, которым диагностировали коронавирус нового типа (…) И все-таки не всех врачей тестируют на COVID-19. Тестируют только тех, у кого наблюдаются симптомы, кто подозревает наличие вируса или просит об этом. Ежедневно в нашей больнице тест проходят 10–15 врачей. У нас нет цели тестировать всех»‎, – отметил Андрей Ункуца в ответ на вопрос о том, регулярно ли врачи, которые работают на передовой, проходят тест на COVID-19.

Сергей Василицэ, директор Инфекционной клинической больницы, заявил, что работники, которые подвержены повышенному риску заражения, не работают или работают удаленно.

«Медработники из этой категории могут работать из дома, и у них был выбор, работать ли на передовой. В то же время наша больница располагает необходимыми лекарственными препаратами и оборудованием. Так врачам, которые решили работать удаленно в этот период, разрешили это и оказали необходимую помощь. Они могут консультировать пациентов по телефону»‎, – объяснил Василицэ.

На вопрос о том, оплачивается ли отпуск врача в этот период, Василицэ ответил, что, «если отпуск врача запланирован заранее, то он оплачивается, а если тот решает взять отпуск сейчас, поскольку боится заразиться коронавирусом нового типа, то это отпуск за свой счет».

В соответствии с Трудовым кодексом, по семейным обстоятельствам или по другим уважительным причинам, на основании письменного заявления, с согласия работодателя, сотруднику может быть предоставлен неоплачиваемый отпуск продолжительностью в 120 календарных дней, и с этой целью издается приказ (распоряжение, решение, постановление).

И директор Оргеевской районной больницы Андрей Стратулат заявляет, что всем врачам, достигшим 60 лет, а также страдающим хроническими заболеваниями, предложили взять медицинский отпуск. Однако по его словам, лишь несколько человек решили взять отпуск, а «остальные все еще работают».

Что с законной точки зрения происходит с врачами, которые не желают работать в этот период

Когда Ziarul de Gardă связались с адвокатом Олесей Дорончану из Института по правам человека Молдовы, та отметила, что, в соответствии с Трудовым кодексом и национальным, а также международным законодательством, каждый сотрудник в первую очередь имеет право на безопасный труд, и никто не должен работать, когда это угрожает его жизни и здоровью. Если работодатель не обеспечивает условия труда, то врач в любой момент может расторгнуть трудовой договор.

«Любой трудовой договор можно расторгнуть либо по желанию работодателя, либо по инициативе сотрудника. Одно из обязательств медработника добросовестно выполнять свои служебные обязанности, то есть оказывать медицинскую помощь. Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются медработники, это задача, когда им приходится работать, то есть оказывать медицинскую помощь, в условиях повышенного риска.

Согласно Трудовому кодексу и национальному, а также международному законодательству, у сотрудника есть право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и здоровья во время труда. Никого нельзя заставить, и никто не должен выполнять работу, которая подвергает опасности жизнь и здоровье. Если работодатель не обеспечивает сотруднику безопасные условия труда (на данный момент в случае врачей это защитные средства), то врач может отказаться оказывать услуги, пока ему не обеспечат надлежащие условия труда. Отказ оказывать медицинскую помощь не означает, что сотрудник имеет право не являться на работу, поскольку в таком случае работодатель может уволить сотрудника в соответствии с Трудовым кодексом»‎, – объяснила адвокат.

В то же время, по словам адвоката, медработники должны быть в курсе решений Комиссии по чрезвычайным ситуациям, поскольку «по некоторым решениям, были приняты отступления от трудового законодательства (например, не допускаются заявления на ежегодный отпуск, сотрудников в отпуске могут вызывать на работу, сверхурочная работа не оплачивается в двойном размере и т. д.)».

Адвокат добавила, что одна из основных проблем, с которыми сталкиваются врачи в этот период, это обязанность отработать в учреждении еще две недели с подачи заявления об увольнении, в соответствии с Трудовым кодексом.

«Другой вариант для сотрудника, который больше не хочет работать, это подать заявление об увольнении по собственному желанию. Заявление подается администрации медучреждения, после чего, в соответствии с Трудовым кодексом, человек обязан отработать еще две недели. В это время у работодателя есть возможность найти другого человека на вакантное место, а сотрудник может забрать заявление об увольнении.

Если врач не хочет расторгать трудовой договор (увольняться по собственному желанию), но желает продолжить работать только в безопасных для жизни и здоровья условиях, он должен в письменном виде объяснить работодателю, почему отказываться выполнять работу, и какие условия ему должны обеспечить для продолжения работы. Если администрация медучреждения все же не принимает никаких мер, чтобы обеспечить условия работы, я не исключаю, что работодатель может уволить сотрудника, поскольку тот не хочет работать или не является на работу»‎, – отметила Дорончану.

В этом контексте, по словам адвоката, после вынесения решения об увольнении (приказа), если сотрудник считает, что его уволили незаконно, у него есть право обратиться в суд, чтобы доказать, что увольнение было необоснованным и незаконным, и потребовать компенсации за материальный или моральный ущерб.

«В кризисном центре, созданном Институтом по правам человека Молдовы (IDOM), мы часто получаем анонимные сообщения, в которых врачи рассказывают, что не хотят ни увольняться, ни чтобы их уволили, а лишь работать в безопасных условиях, которые не будут подвергать риску их жизнь и здоровье. Все врачи также говорят нам, что зачастую, чтобы заставить их прийти на работу, работодатели говорят врачам, что уволят их, что те больше не получат премий и пособий, которые выплачиваются ежемесячно, что на них возбудят уголовные дела и т. д. Часто врачи жалуются на унижения, угрозы, работу в условиях стресса, нескончаемые смены и многие другие ситуации»‎, – заключила адвокат Олеся Дорончану из Института по правам человека Молдовы.

По Распоряжению Комиссии по чрезвычайным ситуациям №15 от 8 апреля, лицам старше 63 лет запрещается находиться вне дома и в общественных местах без острой необходимости, за исключением:

  • поездок в служебных целях;
  • походов с целью закупить продукты;
  • походов для получения медицинской помощи, которую нельзя отложить;
  • походов по другим уважительным причинам, которые нельзя отложить;

По последним данным МЗТСЗ, 747 случаев заражения коронавирусом нового типа из общего количества приходятся на медработников.

В медицинской системе количество человек, заразившихся новым вирусом, распределено следующим образом:

  • 273 медсестры
  • 223 сотрудника вспомогательного персонала
  • 200 врачей
  • 47 фельдшеров
  • 13 фармацевтов
  • один парамедик

До сих пор на территории Республики Молдова было зарегистрировано пять смертей от коронавируса нового типа среди медработников.

Екатерина Литвинская была родом из Крикова и стала первым врачом, скончавшимся от коронавируса нового типа. 79-летняя женщина работала в Национальном центре догоспитальной скорой медицинской помощи. Второй жертвой среди врачей стала 65-летняя Людмила Караён, врач Сорокской подстанции скорой помощи. Валерий Припа – третий врач, который лишился жизни из-за коронавируса нового типа. Ему было 59 лет, и он работал в частной клинике. Лидия Лунгу, медсестра из Фэлештской районной больницы, ушла из жизни в возрасте 68 лет. Иван Шиман, глава хирургического отделения Оргеевской районной больницы, тоже скончался в возрасте 68 лет.

Ранее МЗТСЗ отмечало, что многие заразившиеся врачи работали в районных больницах и в службе скорой помощи в Сороках, Штефан-Водэ и Глодянах.

Диана СЕВЕРИН
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000