Во время пандемии десятки сотрудников кишиневской компании «попросили» написать заявление об отставке

В разгар пандемии коронавируса около 100 человек с регистрацией места жительства на левом берегу Днестра, рискуют остаться без работы после того, как кишиневская компания, в которой они работали, попросила их написать заявление о «прекращении индивидуального трудового договора по соглашению сторон». В то время как фирма-работодатель «решила не давать никаких комментариев», представители Государственной инспекции труда утверждают, что работодатель не вправе обязывать работников подавать такие заявления.

ZdG побеседовала с двумя сотрудниками, однако они говорят, что в той же ситуации оказались около 100 человек с левобережья Днестра, которые были сотрудниками акционерного общества «Introscop» в Кишиневе, завода по производству автомобильной электропроводки.

Сотрудников «просят» писать заявления об увольнении задним числом

«Когда началась чрезвычайная ситуация, нас уведомили, что мы не будем работать две недели. После этого нам объявили, что этот период продлевается. Теперь, 9-го числа, мы получили сообщение от отдела кадров о том, что мы должны написать заявления об увольнении по собственному желанию, именно те, кто с левобережья Днестра. Они отправили нам сообщение по Viber-у, со всем, с образцом заявления. Объяснение – потому что в Приднестровье карантин. Это сообщение о том, что 21-го числа они выходят на работу, и в случае, если мы не напишем заявление об отставке и не появимся на работе, они выгонят нас, потому что мы не появились на работе. Но мы не можем приехать на работу, потому что карантин, и нам не разрешают переходить так-называемую границу», – объясняет один из сотрудников «Introscop».

Первое сообщение, отправленное АО «Introscop» своим сотрудникам через приложение Viber:

Добрый день!

Уважаемые сотрудники АО «Introscop», компания возобновляет свою деятельность 13 апреля 2020 года. Из-за карантинного режима, установленного в Приднестровье, вы не сможете появляться на работе. Мы предлагаем прекратить трудовой договор по соглашению сторон, посредством заявления, датированного 1 апреля 2020 года, которое вы отправите через приложение Viber или другие доступные приложения на номер телефона 060061 ***, а работодатель выплатит премию за апрель в размере месячной заработной платы лицам с рабочим стажем в АО «Introscop» более 6 месяцев и 0,5 оклада – лицам с рабочим стажем в АО «Introscop» менее 6 месяцев, в качестве помощи в создавшейся ситуации.

Ниже вы найдете образец заявления о прекращении трудового договора. Для более подробной информации, пожалуйста, свяжитесь с Вашим вышестоящим руководителем. Спасибо за Вашу деятельность в рамках компании и понимание!

С уважением!

Администрация

АО «INTROSCOP»

«Только из молдавских сел Новая Моловата и Кочиеры около 30 человек, а всего с левобережья Днестра – около 80-90. Всех попросили написать заявления. Я понял, что есть и на правом берегу те, кого вынуждают написать заявление. Самое странное, что они отправили нам сообщение 9 апреля, но просят нас написать заявления, датируемые 1 апреля. Мы пытались с ними поговорить, но они сказали – нет: либо мы пишем заявление, либо они нас увольняют. В последнем сообщении они сказали, что они могут работать и во время карантина и что они вправе увольнять людей», говорит сотрудник, отмечая, что некоторые из его коллег заявили работодателю, что готовы найти место для проживания в Кишиневе, только бы не потерять работу, однако администрация говорит им, что больше не нуждается в них, и настаивает на написании заявлений об увольнении по собственному желанию.

«Они очень некрасиво поступили с нами, людьми, которые находятся по эту сторону Днестра»

Еще одно сообщение, полученное работниками от администрации «Introscop»

То же самое говорит и другой сотрудник. По его словам, работодатель сообщил ему, что многие люди с левобережья Днестра уже согласились написать заявления об отставке, как их просил «Introscop».

«Он сказал нам, что мы должны остаться дома на некоторое время, пока не закончится вся эта эпидемия, и потом мы выйдем на работу». Все было хорошо. На самом деле я понял, что они только начали собирать группу людей, которые выйдут на работу. Другим, нам, они отправили сообщение, что хотят начать работу 13-го числа, и поскольку лица из Приднестровья не могут явиться на работу, они должны написать заявление об отставке по обоюдному согласию. Мы, ясное дело, не согласны. Зачем писать заявление об отставке, если я, может, не согласен? Они сказали, что в противном случае «мы уволим вас по статье за неявку на работу. Были случаи, когда люди обращались и говорили, что могут переехать в Кишинев и приходить на работу, но они сказали «нет», мол, мы уже выбрали группу, с которой будем работать. Они давят на нас, чтобы мы написали это заявление, и многие его уже написали. Они говорят, что мало осталось тех, кто не написал. Мы тоже думали написать, потому что они пообещали бонусный оклад за апрель людям, которые работали у них более полугода. Одна зарплата – 4 тысячи леев. Они пообещали за апрель, но у нас нет никаких гарантий того, что они заплатят», – рассказывает сотрудник, отметив, что для большинства из тех, кто работал на заводе «Introscop», зарплата была единственным источником существования:

«Они очень некрасиво поступили с нами, людьми, которые находятся по эту сторону Днестра. Нас множество. Для большинства это был единственный источник дохода. У нас есть дети, у нас есть кредиты… »

Мы связались с целью получения точки зрения с представителями отдела кадров АО «Introscop», которые изначально сказали нам, что просьба к сотрудникам написать заявления об отставке была «мольбой», исходя из неблагоприятной экономической ситуации, в которой оказался завод, но она не имела обязательный характер. Затем собеседница сказала нам, что у нее нет полномочий для выступления от имени компании, и что мы должны поговорить с юристами общества, призывая нас перезвонить позже или на следующий день. Когда мы снова связались с ними 16 апреля представители «Introscop» сообщили нам, что «руководство решило не давать никаких комментариев».

Образец заявления, которое «Introscop» отправило своим сотрудникам с левобережья Днестра

Государственная инспекция труда: работодатель не вправе заставлять работника подавать такое заявление

В ответе на запрос ZdG Государственная инспекция труда проинформировала нас о том, что действия работодателя «Introscop» не вписываются в законные пределы, и что в контексте пандемии Covid-19 закон предусматривает иные решения, нежели те, которые применяются «Introscop».

Адриан Бобейка, заместитель начальника Управления мониторинга контроля я в сфере трудовых отношений и охраны труда и здоровья Государственной инспекции труда:

«В соответствии с положениями ст. 82/1 Трудового кодекса, индивидуальный трудовой договор может быть прекращен в любое время с письменного соглашения сторон. Таким образом, для прекращения индивидуального трудового договора в соответствии с настоящей статьей должно быть согласие обеих сторон: как работника, так и работодателя. Работодатель не вправе заставлять работника подавать такое заявление (как в приложении). Кроме того, работодатель не вправе заставлять/обязывать работника подать заявление об отставке.

Таким образом, в контексте COVID-19 и объявления чрезвычайного положения (в данном случае невозможностью перемещения работников в связи с объявлением карантина на левобережье Днестра), работодатели (чтобы сохранить квалифицированный персонал в составе организации), по нашему мнению, должны были либо объявить технический простой в соответствии с положениями ст. 80 Трудового кодекса, предусматривающими выплату работодателем компенсации, которая не может составлять менее 50% базовой заработной платы соответствующих работников, и возможность работодателя возобновить деятельность в любое время, либо простой, который, в отличие от технического простоя, может быть зарегистрирован только в отношении одного или нескольких работников и необязательно обусловлен наличием объективных экономических причин работодателя. Во время простоя, который чаще всего применяется в ситуации, созданной COVID-19 (не зависит от воли сторон), работодатель будет обязан выплатить зарплату в размере не менее 2/3 часовой основной заработной платы установленной работнику», – говорится в ответе Государственной инспекции труда.

Согласно информации на сайте АО «Introscop» (бывший завод «Electrotocipribor», производственное объединение «Волна»), общество было основано в 1959 году и было известно за рубежом как крупнейший производитель систем ультразвукового неразрушающего контроля в Западной Европе и странах СНГ.

Сегодня АО «Introscop» является одной из самых динамичных промышленных компаний в Молдове, с 2000 сотрудников. В 2008 году компания стала частной, познав в течение последних 5 лет процесс непрерывной реструктуризации и модернизации. В результате предпринятых усилий в 2010 году было начато новое направление деятельности – производство электропроводки и электрических модулей для автомобильной промышленности в сотрудничестве с немецким концерном «LEONI AG» и японским холдингом «SUMITOMO». Текущий профиль деятельности компании АО «Introscop» включает в себя следующие сферы: производство электропроводки для автомобильной промышленности; обработку металла и пластика; сдачу в аренду производственных площадей под альтернативные проекты», – также говорится на сайте компании.

Анатолие ЕШАНУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000