Трудолюбивые, европейцы, христиане: как Польша поощряет миграцию из Украины и других пост-советских стран

Материал Hromadske

Экономика Польши растет едва ли не самыми быстрыми темпами в Евросоюзе. И на рынке труда остро чувствуется дефицит кадров. С момента вступления Польши в ЕС в 2004 году работать и жить в страны Западной Европы уехали около 2,5 миллионов поляков. Возвращаться они не спешат, даже несмотря на бурный экономический рост на родине. На их место польские компании активно приглашают мигрантов. А консервативное правительство в Варшаве делает все, чтобы стимулировать приток работников из Украины и других стран бывшего СССР, близких по культуре, религии и цвету кожи.

Украинцев в этой стране порядка 1,2 млн — это последние данные, полученные в марте благодаря исследованию пользователей смартфонов. Ранее посол Украины в Польше оценивал количество украинцев там в 1 млн, а посол Польши в Украине говорил о 2 млн. Точную цифру подсчитать сложно из-за того, что украинцы часто переезжают, возвращаются домой, а затем опять отправляются на заработки. Польша одна из немногих стран ЕС, которая предоставляет возможность легкого трудоустройства на короткие сроки, до 90 дней, благодаря безвизовому режиму. В последние годы украинцы охотно едут в Польшу — а эта страна делает все, чтобы привлечь работников из Украины и других постсоветских государств.

Мебель руками мигрантов

20-летняя Алина из Миргорода Полтавской области только второй день на новой работе — она устроилась на мебельную фабрику «Браво» в польском городке Щитно, неподалеку Ольштына (север Польши). За упаковку мебели Алина получает 11 злотых в час — это примерно 77 грн ($3). Для девушки, которая зарабатывала 2900 грн в месяц ($110), работая уборщицей в санатории в родном курортном городе, это — существенная прибавка в зарплате.

Алина не скрывает — именно ради высших зарплат поехала в Польшу вместе с парнем. Первые впечатления от условий работы и проживания у нее хорошие: «Жилье предоставляется, это хостел. Мы с Максимом в комнате и еще двое, только не в одном помещении с нами, а в коридоре. Нам нравится», — улыбается Алина. Она хочет заработать в Польше на собственное жилье в Украине.

1 з 3Украинка Алина из Миргорода, работница на мебельной фабрике «Браво», Щитно, Польша, 10 мая 2019 Фото: Громадское

Хорошая, в отличие от украинской, зарплата заставила приехать сюда и ее сверстника Никиту из Краматорска. Работая по 12 часов в день, он получает эквивалент 21 тыс. гривен в месяц ($800). На фабрике «Браво» он работает уже год. Дома в последний раз был на новогодние праздники.

«Никита — один из лучших наших сотрудников», — хвалит его директор по производству Мариуш Рогач. Он доволен работниками из Украины, которых фабрика начала приглашать три года назад.

«Эта необходимость возникла из-за демографической ситуации в Польше и из-за эмиграции поляков в другие страны Западной Европы», — объясняет Рогач.

После вступления в Евросоюз в 2004 году работать за границу выехало около 2,5 млн поляков. Варминско-Мазурское воеводство, где расположена фабрика «Браво» — одно из беднейших в Польше, отсюда после открытия границ выехало немало людей. А на их место стали приезжать мигранты.

Теперь из 400 работников фабрики каждый десятый — украинец. Есть также один белорус — несмотря на близость границы, из этой страны на работу в Польшу пока приезжает немного людей.

1 з 3Украинец Никита из Краматорска, работник на мебельной фабрике «Браво», Щитно, Польша, 10 мая 2019 Фото: Громадское

Хотя большинство работников здесь — поляки, но найти новые кадры среди местных чрезвычайно сложно. Польская молодежь не хочет работать на тяжелом производстве: в мебельных цехах шумно, везде пыль, приходится поднимать тяжести.

«Браво» накануне «высокого» мебельного сезона ожидает роста заказов из Германии, Румынии, Болгарии — и срочно ищет новых сотрудников.

«Август-сентябрь-октябрь — это так называемая “мебельные жатва”, когда мы получаем очень много заказов на продукцию. И кто это должен делать? Поэтому нам срочно нужны работники из Украины», — говорит Мариуш Рогач.

Почему украинцы? Потому что они близки к полякам ментально, а еще их легче найти, признается он. «Мы сотрудничаем с тремя агентствами, которые специализируются на работниках из Украины. Они довольно быстро находят нам людей, это очень нам подходит».

Директор по производству фабрики «Браво» Мариуш Рогач в цехе, Щитно, Польша, 10 мая 2019
Директор по производству фабрики «Браво» Мариуш Рогач в цехе, Щитно, Польша, 10 мая 2019 Фото: Громадское

Без иностранцев никак

Пиар-директор одной из рекрутинговых компаний Анатолий Зимнин, украинец, уже 16 лет живет в Польше, встречает нас у дверей современного офиса в Варшаве. Фирма ищет людей для работы в Польше по ту сторону ее восточной границы — преимущественно на территории бывшего СССР. Анатолий говорит, что ежегодно прибыль компании растет вдвое. Польских работодателей, которые обращаются за ее услугами, становится все больше. Экономика Польши переживает настоящий бум — в прошлом году она выросла на 5,1%: это один из самых высоких показателей в Евросоюзе. Местных кадров не хватает, чтобы удовлетворить спрос на рынке труда. Трудовым мигрантам из-за рубежа нередко бесплатно предоставляют жилье, помощь с документами и мобильную связь.

1 з 2Пиар-директор рекрутингового агентства EWL в Варшаве Анатолий Зимнин, Польша, 12 мая 2019 Фото: Громадское

«Потребность в работниках из-за границы в Польше очень велика. Она увеличивается где-то с 2014, когда после периода спада польская экономика снова начала расти, — объясняет Марчин Колодзейчик, директор международной рекрутинговой компании. — Это совпало с политическим и экономическим кризисом в Украине. С тех пор наблюдаем устойчивый наплыв мигрантов в Польшу, большинство из них — из Украины, но также многие из других государств экс-СССР: Молдовы, Грузии».

Две трети сотрудников компании по подбору персонала — родом из Украины и Беларуси. У них есть налаженная сеть контактов на родине. Это квалифицированные профессионалы, которые работали на высоких должностях и на родине, но по разным причинам выехали в Польшу.

Как, например, Владислав Куликов, координатор отдела маркетинга. По его словам, за два года в Варшаве он еще не очень хорошо изучил польский. Несмотря на это, Владислав шутит с коллегами-поляками и во время нашего разговора время от времени вставляет польские слова.

Поехать на работу за границу его побудило отсутствие стабильности и постоянные экономические кризисы в Украине. «Трижды у меня был такой опыт: Украине что-то происходит, меняются условия материальные и качество жизни. Я подумал, что может лучше поехать, — рассказывает Владислав. — Не знал, что буду работать в офисе, думал о разной работе, начну с чего угодно. Просто не хотел оставаться в Украине, не видел себя там».

1 з 2Координатор отдела маркетинга рекрутингового агентства EWL Владислав Куликов, Варшава, Польша, 12 мая 2019 Фото: Громадское

Владислав уехал, несмотря на то, что у него была хорошая должность в киевском рекламном агентстве, а перед отъездом он получил еще одно приглашение на работу в Украине.

«Получилось так, что я у меня было хорошее предложение с высокой зарплатой, а сюда я ехал в никуда», — вспоминает он. В Польше работала его мама, поэтому выбрал ее, хотя рассматривал варианты других стран ЕС. Работу искал уже на месте — это оказалось несложно.

В Польше, по словам Владислава, он чувствует себя как дома. Главная разница с Украиной — в качестве жизни.

«Я не чувствую потребности иметь автомобиль. Живу в пригороде, но еду на работу 40 минут и все говорят, что это очень долго. Хотя в Киеве я тратил на дорогу больше и думал, что это было ок. Здесь много возможностей хорошо бесплатно провести время. Бассейн доступен в каждом микрорайоне, много событий в парках, бесплатных показов фильмов, театров, музеев».

Спрос на высококвалифицированных иностранных работников, таких, как Владислав, в Польше значительно вырос за последние четыре года, рассказывает еще одна украинская сотрудница рекрутингового агентства Мария Кузенко. Она руководит отделом легализации — помогает оформлять документы иностранным рабочим в Польше.

«Мы видим прирост граждан Украины — это и студенты, и рабочие. На различные вакансии — от производства товаров и до сферы бизнеса, офисных работников, IT, специалистов высшего класса».

1 з 2Руководитель отдела легализации рекрутингового агентства EWL Мария Кузенко, Варшава, Польша, 12 мая 2019 Фото: Громадское

В значительной степени этому поспособствовал безвизовый режим с Евросоюзом, считает Мария. «С паспортом биометрическим можно приезжать сюда и уже здесь получать разрешение на работу. Польша является одной из немногих стран ЕС, которая дает возможность оформить разрешение на основании безвизового режима. Само соглашение о безвизе не предоставляет такой возможности, но страны-члены ЕС могут внутри разрешать такие процедуры», — объясняет она.

По словам Марии, польские власти прислушиваются к потребностям работодателей, которые просят облегчить процедуру трудоустройства граждан Украины. Согласно опросу, который провела компания, более 90% украинцев приезжают в Польшу на краткосрочные работы — от 3 до 6 месяцев. После чего едут домой, но многие снова возвращаются на временную работу в Польше.

Постсоветские христиане

В Польше с 2015 года у власти находится консервативное правительство, которое ведет двойную политику в отношении мигрантов. С одной стороны, Варшава не хочет принимать выходцев из Африки и арабских стран, апеллируя к угрозам христианской идентичности и «белой расе». Во время «миграционного кризиса» в 2015-м Польша вместе с Венгрией выступили против квотного принципа распределения беженцев из этих регионов странами ЕС. В то же время иностранные работники стране крайне нужны — учитывая рост экономики и дефицит кадров. Именно поэтому представители правящей партии «Право и справедливость» поощряют миграцию из культурно близких стран, где обитают «белые христиане». Постсоветские страны идеально подходят для этой цели.

В настоящее время около 90% иностранных работников в Польше — это украинцы, и эта ситуация вряд ли изменится в ближайшее время. Рабочих ищут также в Беларуси, Молдове, Грузии. Однако если экономический бум в Польше продолжится, скоро и их может оказаться недостаточно. Поэтому, по словам директора по рекрутингу Марчина Колодзейчика, работодатели уже начинают смотреть в сторону Азии, Африки и Южной Америки и Кубы. Поэтому не исключено, что идеологические убеждения политиков будут вынуждены отступить перед экономическими потребностями.

Директор по международному рекрутинга агентства EWL Марчин Колодзейчик, Варшава, Польша, 12 мая 2019
Директор по международному рекрутинга агентства EWL Марчин Колодзейчик, Варшава, Польша, 12 мая 2019 Фото: Громадское

Пока же польские работодатели обеспокоены планами Германии открыть свой рынок для работников из-за пределов Евросоюза. Согласно опросам, более 50% украинцев, которые сейчас работают в Польше, могут соблазниться высокими зарплатами в Германии, если та упростит правила приема иностранцев на работу. Это стимулирует польские компании предлагать Украинский лучшие условия. Впрочем, поляки особо не переживают — они уверены, что украинцам так же, как и им, импонирует культурная и ментальная близость двух народов. «Для части работников Польша все равно останется привлекательной, потому что до нее легко доехать, тут просто сделать документы, язык понятен, через несколько месяцев после работы в Польше можно с коллегами идти на пиво. В Германии видимо так не получится», — заключает Колодзейчик.

При поддержке Медиасети
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000