Зеленский, списки и «мажоритарка»: как будут выбирать следующий парламент

Материал Hromadske

Распустит ли Владимир Зеленский парламент — один из первых вопросов, который задают новоизбранному президенту. Если да, следующий парламент будет избран по действующему закону о выборах — это закрытые партийные списки и «мажоритарка».

Но если нет, президент и депутаты должны будут решить, по каким правилам пройдут плановые выборы Верховной Рады в октябре.

У «ЗеКоманды» есть несколько планов на парламентские выборы. Какие они, и поддержат ли его народные депутаты — в материале Громадского.

Первый вопрос

Избранный президент Владимир Зеленский сразу после инаугурации должен решить первый политический вопрос: что делать с парламентом? Очередные выборы Верховной Рады запланированы на 27 октября текущего года. К тому времени Зеленский вынужден будет работать с составом парламента, в котором у него нет не то что большинства голосов, но и своей депутатской фракции или группы, по крайней мере пока.

В таких условиях у президента два пути — попытаться убедить большинство поддерживать его инициативы или же распустить парламент и запустить механизм его досрочных выборов.

Зеленский уже сообщил, что хочет, чтобы у него была возможность воспользоваться правом распустить парламент. В «ЗеКоманде» подсчитали, что сделать это он может до 27 мая. Ведь по Конституции распускать парламент можно не позднее чем за полгода до прекращения его полномочий.

В то же время согласно Конституции, парламент избирается на пять лет. Действующий состав Верховной Рады начал работать 27 ноября 2014-го, поэтому полугодовой мораторий на ее роспуске начинается именно 27 мая.

Зеленский настаивает, что его инаугурация должна состояться 19 мая, в том числе и из-за этого. В таком случае у президента останется восемь дней для того, чтобы подписать указ о роспуске парламента.

Советник Зеленского Дмитрий Разумков уже сообщил, что основанием для такого решения может быть отсутствие коалиции в парламенте.

Избранный президент Украины Владимир Зеленский (в центре) выходит из здания Верховной Рады после встречи с лидерами парламентских фракций, Киев, 4 мая 2019 года Фото: EPA-EFE/STEPAN FRANKO

Формальное большинство в Верховной Раде составляют фракции БПП и «Народного фронта» — последние две фракции из пяти, которые в 2014-м сформировали коалицию национального единства. По состоянию на апрель 2016 года, когда парламент утвердил правительство Владимира Гройсмана, БПП и «Народный фронт» насчитывали на две партии 227 депутатов из 450 депутатских мест (минимальное большинство).

С тех пор каждая из фракций уменьшалась — сейчас в них в сумме 215 народных избранников. Это не мешает парламенту принимать законы благодаря ситуативному голосованию части внефракционных депутатов, а также группы «Воля народа», которая формально не входит в коалицию.

Сейчас судьба парламента в руках исключительно самих депутатов. Ведь по Конституции именно Верховная Рада утверждает дату инаугурации. Вице-спикер Ирина Геращенко анонсировала, что этот вопрос рассмотрят в Раде 14 мая. Поэтому, если народные избранники согласятся назначить инаугурацию на 19 мая, они тем самым дадут избранному президенту сигнал, что готовы к роспуску. Если же вместо этого нового президента на должность возведут 28 мая — это будет четкий сигнал Зеленскому, что решение вопроса досрочных выборов парламент ему не доверяет и распускаться досрочно не собирается.

Пока большинство депутатских фракций не обсуждали, какой будет их позиция относительно даты инаугурации и ни делали официальных заявлений по этому поводу. Кроме фракции партии «Самопомощь» — ее Андрей Садовой в эфире Громадского сообщил, что фракция поддерживает назначение инаугурации Зеленского на 19 мая.

В частных разговорах депутаты утверждают, что голосов «за» 19 мая в зале не будет.

На такой случай Павел Вовк, глава Окружного административного суда г. Киев, уже публично предложил «ЗеКоманде» воспользоваться лазейкой в законодательстве и настаивать, что полугодовой запрет на роспуск Рады заканчивается не 27 мая, а 14 июня. Он акцентирует внимание на утверждении Конституции, полномочия парламента заканчиваются в первый день работы парламента следующего созыва. С помощью нехитрых подсчетов Волк вывел в качестве этой даты 14 декабря и отсчитал от нее полгода.

Народные депутаты во время заседания Верховной Рады Украины и рассмотрения вопрос введения военного положения, Киев, 26 ноября 2018 года. В центре — депутат от БПП Ольга Червакова Фото: Мусиенко Владислав/POOL/УНИАН

Судьба кодекса

Если Зеленский по тем или иным причинам не распустит парламент, встанет другой вопрос: по каким правилам выбирать следующий состав Верховной Рады.

По информации Громадского спикер Андрей Парубий до конца этой сессии намерен рассмотреть во втором чтении проект нового избирательного кодекса. Документ предусматривает введение пропорциональной избирательной системы с открытыми региональными списками.

Она предусматривает, что избиратель голосует за политическую партию и за конкретного кандидата в ее региональном списке.

«Поскольку кандидата в списке партии должны поддержать избиратели своими голосами, партии не смогут продавать гарантированные места в списке токсичным кандидатам и гарантировать их прохождение в Верховную Раду», — описывает преимущества такой системы Андрей Андрушкив из общественного движения «Честно», одного из лоббистов нового избирательного кодекса. Он убежден: если в парламенте будут исключительно депутаты от политических партий — это сделает его работу более стабильной и прогнозируемой.

Зато мажоритарные округа от которых сейчас избирается половина состава Верховной Рады новый избирательный кодекс предлагает ликвидировать.

Неудивительно, что подавляющее большинство мажоритарщиков в нынешнем составе парламента против принятия нового кодекса. Только в президентской фракции половина из 135 депутатов, входящих в ее состав, прошли в Верховную Раду именно в мажоритарных округах.

Есть противники и среди депутатов, которые прошли в Раду по партийным спискам, но на следующих выборах планировали баллотироваться по мажоритарке. В октябре 2018-го под давлением общественности и международных партнеров Верховная Рада приняла кодекс в первом чтении с помощью минимально необходимыми для этого 226 голосами. С тех пор проект кодекса лежит в парламентском комитете по вопросам правовой политики.

Глава Верховной Рады Андрей Парубий (справа) и глава фракции «Блок Петра Порошенко» Артур Герасимов во время заседания Рады, Киев, 7 декабря 2018 года Фото: Мусиенко Владислав/POOL/УНИАН

Ко второму чтению депутаты зарегистрировали более 4500 поправок к тексту кодекса, поэтому комитет должен рассмотреть их и предложить депутатам окончательную версию документа. По словам Леонида Емца, народного депутата от «Народного фронта», который входит в состав комитета, сейчас его члены почти не работают.

«Комитет не собирается. На прошлое заседание из членов комитета пришел только я», — говорит Емец. Несмотря на это, шансы на то, что парламент примет документ, он оценивает оптимистично.

«Это не какая-то абстрактная идея, это вполне возможно». И добавляет: если избирательный кодекс поддержит Владимир Зеленский, в сессионном зале станет больше сторонников документа. «Если Зеленский четко скажет, что парламент должен выполнять обещанное — голоса найдутся», — убежден Емец.

В своей предвыборной программе Зеленский декларировал: «выборы в парламент и местные советы должны проходить по открытым спискам».

Впрочем после победы на выборах «ЗеКоманда» изменила риторику. Юрист штаба Зеленского Андрей Богдан, с которым избранный президент приходил на встречу с руководством Верховной Рады, в интервью изданию «Украинская правда» и «Новое время» отметил, что не верит в реалистичность внедрения в Украине системы открытых партийных списков.

«Это классно для какой Швейцарии или Франции, но в нашем обществе это невозможно». По его мнению, целесообразнее вернуться к простой пропорциональной избирательной системе, по которой украинцы выбирали парламент в 2006 и 2007 годах.

Это так называемая система «закрытых избирательных списков». Она также предусматривает ликвидацию мажоритарных округов и формирование парламента на базе политических партий.

Впрочем, если по открытым спискам персональный состав фракции выбирают граждане на голосовании, то по закрытому партийный список утверждает партийный съезд.

Но на практике на выборах 2006-го и 2007-го годов списки формировали партийные лидеры, которые банально продавали часть мест в списках бизнесменам, которые хотели получить депутатскую неприкосновенность.

Громадское обратилось к Богдану и идеологу «ЗеКоманды» Руслану Стефанчуку с просьбой прояснить свои взгляды на то, по какой избирательной системе должна, по их мнению, избираться Верховная Рада. На момент публикации этого материала они не ответили.

Народные депутаты от «Оппозиционного блока» Михаил Добкин, Евгений Мураев и Вадим Новинский во время заседания Верховной Рады Украины, Киев, 26 ноября 2018 года Фото: Мусиенко Владислав/POOL/УНИАН

Компромиссы

Между тем взгляды Андрея Богдана уже нашли отклик в парламенте. 7 апреля внефракционный нардеп Борислав Береза написал в Facebook, что в парламенте появились силы, которые пытаются «продавить» принятие нового закона о выборах и сообщил три главных изменения, которые эти силы предлагают:

  • ликвидация мажоритарки;
  • проходной барьер в Раду уменьшается с 5 до 3%;
  • разрешаются блоки партий

О поддержке подобных идей Громадскому сообщили представители разных фракций. Например, Алексей Рябчин, народный депутат от «Батькивщины». Он утверждает, что эта фракция будет голосовать за новый избирательный кодекс, но сомневается в том, что документ таки примут.

«Можно вернуться к пропорциональной системе, и эту систему можно сделать открытой или с элементами открытости, чтобы можно было двигаться в направлении открытых партийных списков», — сказал Рябчин Громадскому.

Остальные фракции пока не высказывают четкой позиции относительно того, стоит ли возвращать закрытые партийные списки и предлагают дождаться появления в парламенте конкретного законопроекта. Однозначно против — практически все мажоритарщики.

«Для того, чтобы принять изменения, нужно что-то предложить мажоритарщикам, ведь они должны поддержать отмену системы, по которой они были избраны и планировали переизбраться. Пока что никаких таких предложений никто не делал», — говорит Валерий Писаренко, член депутатской группы «Возрождение», который прошел в Верховную Раду по мажоритарному округу 168 (Харьковская область).

Другой депутат, который планирует баллотироваться по мажоритарному округу в неформальной беседе с Громадским описал ситуацию еще проще:

«Я уже начал работать в округе, готовиться к выборам. Потратил на это деньги. Например, один миллион долларов. Вот пусть человек, который хочет, чтобы я проголосовал за такой закон для начала вернет мне этот миллион, потому что если отменят мажоритарку я эти деньги фактически потеряю».

Параллельно с идеей вернуться к пропорциональной системе с закрытыми списками среди депутатов циркулирует еще одна — снизить процентный барьер, который должна преодолеть политическая партия для того, чтобы попасть в парламент.

Такой шаг выгоден всем парламентским партиям, у которых сейчас рейтинг в 3-5% — «Самопомощь», РПЛ и, конечно, «Народному фронту». У него вторая по количеству парламентская фракция, но рейтинг ее пока 1%.

Андрей Садовой, мэр Львова и глава партии «Самопомощь» в разговоре с Громадским не исключил, что фракция этой партии может поддержать идею со снижением проходного барьера.

«Уменьшение барьера, судьба императивного мандата, возможность участия в выборах блоков партий и собственно вопрос списков, они должны быть — закрытые или открытые — это вопросы, которые нужно решать в комплексе», — говорит мажоритарщик Писаренко.

Народные депутаты от «Самопомощи» Оксана Сыроед и Егор Соболев и «фронтовики» Андрей Тетерев и Юрий Береза во время заседания Рады, Киев, 22 декабря 2017 года Фото: Мусиенко Владислав/POOL/УНИАН

Карты на столе

Возвращение пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками по сути выгодно всем политическим партиям, у которых есть шансы попасть в парламент и прежде Владимиру Зеленскому. Его партия «Слуга народа» в апреле лидировала в парламентских рейтингах — по данным опросаКиевского международного института социологии, за нее готовы проголосовать 25% граждан, определившихся со своим выбором.

Кроме «Слуги народа», при сохранении 5% барьера в парламент проходит еще «Оппозиционная платформа — “За жизнь”» Виктора Медведчука и Юрия Бойко (7,5%), Блок Петра Порошенко «Солидарность» (6,6%) и «Батькивщина» Юлии Тимошенко (5,8%).

Зеленский заинтересован в такой системе больше других, ведь на практике его партии не существует, в таких условиях проще сформировать список вручную, чем отбирать кандидатов, известных на местах для выборов по открытым спискам.

Пропорциональная система с закрытыми списками выгодна не только руководителям партий, но и их основным спонсорам — олигархам. Поскольку позволяет им «нафаршировать» списки разных партий своими протеже в обмен на доступ к эфирам ключевых телеканалов и финансовую помощь.

Традиционно три крупнейшие украинские финансово-промышленные группы, владеющие самыми рейтинговыми телеканалами, представлены почти во всех ключевых фракциях парламента.

Владелец корпорации СКМ и телеканала «Украина» Ринат Ахметов влияет на РПЛ, часть «Народного Фронта», ориентирующейся на экс-премьера Арсения Яценюка, половину «Оппозиционного блока» во главе с кандидатом в президенты Александра Вилкула.

Игорь Коломойский, совладелец телеканала «1+1» с условной группы «Приват», влияет на депутатскую группу «Возрождение» Виталия Хомутынника, а также на нескольких депутатов-мажоритарщиков, которые, как и Коломойский, являются членами партии «УКРОП».

Кроме того, Коломойский не скрывает хороших отношений с главой МВД Арсеном Аваковым — он влияет на голосование минимум 10 депутатов от «Народного Фронта», а также влияет на РПЛ.

Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин с условной группы RosUkrEnergo, которые владеют телеканалом «Интер» контролируют еще одну часть «Оппозиционного блока» во главе с Юрием Бойко, а также провели в парламент своих людей по квоте БПП.

Народные депутаты во время заседания Рады, Киев, 12 июля 2018 года. Справа — лидер РПЛ Олег Ляшко Фото: Мусиенко Владислав/POOL/УНИАН

Зато на стороне сторонников открытых списков выступает спикер Андрей Парубий — один из авторов этого документа, общественные организации и международные партнеры, которые неоднократно высказывались в поддержку нового избирательного кодекса.

Сторонниками пропорциональной системы с открытыми списками позиционируют себя БПП и «Народный фронт», а также «Батькивщина», РПЛ, «Самопомощь» и даже часть «Оппозиционного блока», и еще 26 внефракционных депутатов. Все они проголосовали за новую редакцию избирательного кодекса в первом чтении.

Леонид Емец из «НФ» убежден, что фракции коалиции проголосуют за открытые списки, поскольку это один из пунктов коалиционного соглашения.

Зато у БПП шансы принятия кодекса оценивают осторожно.

«Теоретически это возможно. Практически мы не знаем, о каком законе идет речь. Там 4 тысячи поправок. Он еще не рассмотрен комитетом. Я сейчас за “кота в мешке” голосовать не готов», — говорит заместитель главы фракции БПП Алексей Гончаренко.

Против изменения избирательной системы — мажоритарщики. Они заинтересованы в том, чтобы все оставалось, как есть. Чтобы добиться этого, им надо дождаться официального начала парламентской кампании и не дать коллегам к тому времени изменить закон о выборах.

Впрочем, если выбирать между пропорциональной системой с открытыми или закрытыми списками — мажоритарщики скорее будут готовы склониться в пользу первой — в таком случае они могут рассчитывать пройти в следующий парламент за счет рейтинга в пределах своего бывшего округа.

Возможность изменить избирательное законодательство у депутатов будет до 12 июля этого года. «Изменения можно вносить в начале [избирательного] процесса», — говорит бывший лидер партии «Украина, вперед!», А сейчас научный консультант Центра Разумкова по правовым вопросам Виктор Мусияка. Он сомневается, что действующий парламент изменит правила проведения парламентских выборов осенью:

«Я не думаю, что будут внесены какие-то изменения. Не думаю, что они [депутаты] успеют сделать это в июне и в начале июля».

Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, народные депутаты Сергей Власенко и Антон Геращенко («Народный фронт») во время заседания Рады, в Киеве, 26 ноября 2018 года Фото: Мусиенко Владислав/POOL/УНИАН

Согласно закону, избирательный процесс начинается за 90 дней до даты проведения выборов. Любые изменения, которые будут проголосованы позже этого срока, будут влиять только на последующие волеизъявления.

Поэтому Владимиру Зеленскому нужно определиться, к какому лагерю примкнуть — сторонников нового избирательного кодекса, пропорциональной системе с закрытыми списками или оставить смешанную.

В первом случае Зеленский получит одобрение со стороны международного сообщества и общественности, а также спикера Андрея Парубия. Однако, получит сопротивление мажоритарщиков.

Во втором — поддержку почти всех партий и олигархов, а также частичную поддержку со стороны общественного сектора, который принципиально выступает против мажоритарки.

Однако ему не нужно будет рассчитывать на поддержку мирового сообщества и тех же мажоритарщиков.

В третьем — не получит ничего и вынуждено научиться контролировать мажоритарщиков, как это делали все его предшественники, за исключением Виктора Ющенко.

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000