Principală  —  Политика  —  В поисках правды   —   Видео/ Пропаганда Кремля стучится в…

Видео Пропаганда Кремля стучится в двери Центральной Азии: роль Шора в Кыргызстане

Коллаж ZdG

Пока внимание всего мира сосредоточено на войне в Украине, Центральная Азия становится одним из самых благоприятных регионов для распространения кремлевской пропаганды. В этом  мутном медиапространстве все чаще появляется неожиданное имя – Илан Шор, беглый олигарх из Молдовы, осужденный за «кражу миллиарда» и скрывшийся сначала в Израиле, а затем в России. Он все активнее вовлекается в сомнительные медийные проекты не только у нас в стране, но и в других странах СНГ.

Недавно портал Meduza сообщил о запуске в Кыргызстане нового телеканала Nomad, который связан с пропагандистским каналом Russia Today (RT), финансируемым Кремлем, а также с организацией, которую контролирует беглый Илан Шор. По данным Radio Azattyk, набор сотрудников для нового канала координировали редакторы, которые ранее работали в кыргызском филиале российского агентства «Спутник». Продюсером нового канала является Анна Абакумова, гражданка России, ранее работавшая в медиахолдинге RT. А журналисты Nomad проходят обучение в центре «Евразия»… Да, в том самом центре, который организовывал в России поездки/лагеря для молдавских детей, где они подверглись прокремлевским нарративам.

Однако все это невозможно без координации с силами внутри страны. Так, в августе 2025 года президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал противоречивый закон, обязывающий все СМИ проходить официальную регистрацию и ограничивающий в них долю иностранного капитала максимум до 35%. Критики предупреждают, что эти правила могут использоваться для ограничения публичных обсуждений и подавления критических голосов.

Тем временем началось активное устранение независимых журналистов и медиа различными методами. Один из примеров – Temirov Live, YouTube-канал, созданный журналистом-расследователем Болотом Темировым. Он изучал коррупцию чиновников в высших кругах, но заплатил за это дорогую цену: его депортировали, а многие его коллеги были арестованы.

В свою очередь, Kloop, один из крупнейших расследовательских центров Центральной Азии, сталкивается с уголовными делами, запретами, угрозами и попытками дискредитации. Журналисты находятся под наблюдением, их преследуют, а сайт стал объектом многочисленных судебных исков и был признан «экстремистским». Эта модель подозрительно напоминает российскую, где независимые СМИ обвиняют в «экстремизме», «очернении государства» или признают «иноагентами».

Radio Azattyk – кыргызскый филиал Радио Free Europe / Радио «Свобода» – тоже стало объектом судебных исков, блокировки банковских счетов и ограничений под предлогом распространения «фейковых новостей» и «дестабилизирующей пропаганды».

Все эти давления не случайны – они позволяют альтернативной пропаганде распространяться без препятствий.

Как бы удивительно это ни звучало, важную роль в истории пропаганды в Центральной Азии играет беглец, ответственный за крупнейшее банковское мошенничество в истории Молдовы – Илан Шор. Но зачем Москве нужен Шор?

Во-первых, у него есть значительные финансовые средства, которые трудно отследить. Кроме того, созданная Шором схема – медийная и цифровая машина с телеканалами, сайтами и тысячами фейковых аккаунтов – давно работает в Молдове. Сейчас эта же модель применяется в Армении, где поддерживаются политические проекты и медиаструктуры, дружественные нарративам Москвы. Более того, Шор уже доказал свою лояльность Кремлю: его партии и кампании, финансируемые из российских источников, стабильно продвигали антизападную и пророссийскую риторику.

Сегодня Илан Шор стал активным элементом в сетях цифрового влияния, совпадающих с интересами Кремля. Сообщество WatchDog проанализировало Facebook-страницы, контролируемые Шором, и обнаружило как минимум 146 активных анонимных страниц и сотни других в режиме ожидания. WatchDog считает их частью сети из более чем 2167 страниц, автоматически созданных Кремлем с целью влияния на политические процессы в Молдове и других европейских странах.

«Эти числа – лишь верхушка айсберга», – заявил WatchDog.

Кроме того, анализ DFRLab показал, что рекламная кампания, финансируемая Шором в Meta (Facebook и Instagram), распространяла сообщения против ЕС и пророссийские нарративы, направленные на подрыв европейской интеграции Молдовы.

В этом контексте отчет Institute for Strategic Studies подчеркнул, что сеть Шора сотрудничает с российскими подрывными структурами, используя оплату через российские системы – «Промсвязьбанк» (включая карты «МИР»), транснациональные каналы финансирования или паломничества священнослужителей в Россию.

Но сеть Шора не ограничивается одним лишь Facebook. В расследовании BBC было выявлено более 90 аккаунтов в TikTok, связанных с прокремлевскими кампаниями. В свою очередь, журналисты ZdG внедрились в сети, организованные бывшей Партией «Шор», и показали, как граждан привлекают для участия в протестах, финансируемых Россией.

Еще одним общим элементом для всех трех стран – Молдовы, Армении и Кыргызстана – является организация «Евразия», которую обвиняют в участии в кампаниях по манипуляции выборами и в геополитической прокремлевской пропаганде. Ранее ZdG расследовала, как десятки детей из Молдовы через организацию «Евразия» оказались на каникулах в лагере «перевоспитания» украинских детей.

О связях организации «Евразия» с Арменией также сообщило RFE/RL: армянский блогер, близкий к Шору (Мика Бадалян), участвовал в мероприятии организации «Евразия» и в создании проевразийской сети. А недавно Intelligence Online написал, что НПО «Евразия», финансируемая Шором, расширяет свою сеть и в Армении.

Кроме того, существуют и другие доказательства связей кыргызских официальных лиц с Москвой и Иланом Шором. По данным The Insider, один из кыргызских центральных банков (Capital Bank of Central Asia) был обвинен в участии в схемах обхода санкций, связанных со структурами, которые финансирует Илан Шор. Здесь речь идет не только о пропаганде, но и о перекрестной финансово-информационной сети.

Так, сегодня Кыргызстан представляет собой зеркало того, как Кремль экспортирует свою модель информационного контроля, тихо распространяющуюся через транснациональные сети, сочетая политические интересы, теневые средства, местное пособничество и гибкий медиааппарат.

Читайте также: