Студентка Гаагского университета о возможностях обучения в ЕС: «Это свобода, которую в Молдове трудно достичь, даже если цены ниже»

В свои 21 год Теодора Дручек принадлежит к поколению молодых людей, формирующихся между двумя реальностями – молдавской и европейской. Студентка IV курса Гаагского университета прикладных наук (Нидерланды), она заканчивает программу европейских исследований со специализацией на странах Восточного партнерства, и ее университетский путь является примером того, как образование в Европейском Союзе способствует подготовке самостоятельных, гибких и связанных с реальностью молодых людей.
«Учеба за границей никогда не была моей мечтой или целью. Мне казалось проще оставаться дома. Идея подать заявку принадлежала моим родителям, и теперь, оглядываясь назад, я понимаю, насколько сильно этот опыт меня изменил. Он открыл мне новый взгляд на мир и Европу, на многокультурное разнообразие. Это определенный опыт, которого, на мой взгляд, в Молдове на данном этапе невозможно получить», – говорит Теодора.
Еще до приезда в Нидерланды Теодора Дручек, еще учась в лицее, участвовала в многочисленных гражданских инициативах в Республике Молдова. Она работала волонтером в «Молдова за мир», Республиканском центре для детей и молодежи «Артико», а также в рамках Инициативы молодых европейских послов, где она продолжает активно работать и по сей день во время стажировки, которую она решила пройти дома, в Кишиневе.
Раннее участие Теодоры в общественной жизни, в том числе в качестве молодого посла Европы, позволило ей взглянуть на образование с другой точки зрения, а именно, что теория должна дополняться действиями, пониманием общества и гражданской ответственностью.
Первый опыт: цифровизация
Одним из первых отличий, которые Теодора почувствовала по сравнению с молдавской системой образования, когда приехала в Гаагу, был уровень цифровизации и административная поддержка, предоставляемая студентам.

«Первой сложностью было то, что все происходило онлайн. Мне не нужно было идти в университет, например, чтобы подать оригиналы документов. Я заменила бумагу и ручку на ноутбук. Все курсы, экзамены и встречи проводятся в цифровом формате. Ничего не делается на бумаге», – объясняет Теодора.
В Гаагском университете прикладных наук студенты получают постоянную поддержку: консультации, помощь при регистрации на курсы и академические консультации. Все построено на идее, что студент это ответственный взрослый человек, а не исполнитель системы, в то время как в Республике Молдова такой подход остается проблемой, считает Теодора Дручек.
Урок интеграции
Казалось бы, незначительной, но определяющей для европейской образовательной культуры деталью является «Вводная неделя» – неделя ориентации для студентов перед началом учебного года.
«Это был один из самых полезных опытов. У нас были презентации, совместные мероприятия с коллегами и преподавателями, и университет организовал даже командные соревнования. Это была возможность познакомиться друг с другом и подружиться. Каждое мероприятие имело смысл – заставить нас почувствовать себя частью общества», – говорит Теодора, подчеркивая, что для иностранных студентов такой тип интеграции был очень важен.
Прикладное образование
«Основное отличие между университетами прикладных наук и исследовательскими университетами заключается в методах обучения. У нас все основано на практике. Мы работали с реальными организациями, для которых готовили отчеты и аналитические материалы. Это готовит к рынку труда», – объяснила девушка.
Эта ориентированная на практическое применение модель является сильной стороной нидерландской системы образования. Каждый проект имеет «реального клиента», каждый курс строится вокруг конкретной задачи – НПО, компании, европейского института. В Республике Молдова обучение остается в основном теоретическим, а партнерства между университетами и компаниями являются редкостью.
Финансирование учебы и подработки
Теодора отметила, что ее статус гражданина Европейского Союза, полученный благодаря румынскому гражданству, открыл ей доступ к широкому спектру финансовых льгот, недоступных студентам из-за пределов ЕС.
«Стоимость обучения для студентов из стран, не входящих в ЕС, в пять раз выше. В то же время, будучи гражданкой Румынии, я получала ежемесячную стипендию в размере около 800–900 евро, которая покрывала значительную часть расходов, по крайней мере, аренду жилья. Примечательно, что стипендия зависит не от успеваемости, а от количества отработанных часов. Если ты работаешь не менее 24 часов в месяц, ты имеешь право на стипендию.»
Нидерландская система поощряет подработки даже во время учебы. Например и студенты из обеспеченных семей работают официантами, кассирами или курьерами.
«В Молдове университетские программы не рассчитаны на возможность подработки, а работодатели не готовы к гибкому графику. В Нидерландах работа студента рассматривается как часть его образования, а не как крайняя необходимость», – говорит студентка, отмечая, что такая культура труда напрямую влияет на взросление молодых людей: она делает их более ответственными, дает им финансовую независимость и позволяет им стать частью реального общества.
Помимо стипендии, голландское государство предоставляет ряд дополнительных льгот: бесплатный общественный транспорт, компенсацию за аренду жилья и субсидии на медицинское страхование.
«Для студента это очень хорошие условия. По сути, если работаешь и получаешь стипендию, можно жить самостоятельно. Это свобода, которую в Молдове трудно достичь, даже если цены ниже», – объясняет Теодора, отмечая, что благодаря этим возможностям она является финансово независимой.
В голландских университетах учебные аудитории, библиотеки и кафе являются отличными местами для учебы или работы. Университеты предлагают множество удобств, таких как спортивные залы и столовые, и поддерживают студенческие мероприятия.
«Есть даже зал для подкастов, где я однажды имела возможность записать подкаст, который доступен для студентов бесплатно», – рассказывает Теодора.
Преподаватели, которые вдохновляют, а не контролируют
Один из самых сильных контрастов, отмеченных Теодорой, – это отношения между студентами и преподавателями.
«Мне было удивительно видеть, насколько открытыми и понимающими являются преподаватели, насколько они адаптируемы и в курсе последних событий, что является определяющим фактором в такой области, как европейские исследования, ведь каждый день на европейском или мировом уровне происходят важные события. Мне нравилось, когда я приходила на занятия, а на доске уже указаны вчерашние новости, все об этом говорили, и мы обсуждали их на занятии, как его часть. Так что мне очень понравилось, как много корректировок вносилось по ходу обучения в связи с более крупными изменениями. И, конечно, я ценила поддержку преподавателей. Я получила очень много поддержки», – объясняет Теодора, отмечая, что не чувствовала иерархического дистанцирования, как это было в Молдове, а только сотрудничество.
«Возможно, содержание обучения не так уж сильно отличается от молдавского или другой страны. По сути, я считаю, что в основном то, чему мы учимся, примерно одинаково. Разница заключается в преподавателях», – рассуждает студентка и аргументирует свою позицию, в том числе опираясь на опыт семестра обучения в Эстонии по программе мобильности Erasmus+.
«В Эстонии у нас был курс, который вела нынешняя министр образования Эстонии. Бывший президент Эстонии также был преподавателем на моем факультете. Профессора из Украины читали курс об Украине. В Эстонском университете был преподаватель из Нидерландов, который рассказывал об электронном голосовании и о том, как оно не сработало у них. Так что, в некотором смысле, речь идет об определенных преподавателях, которые имеют опыт, которым они могут поделиться, могут ответить на определенные вопросы, на которые, возможно, наши преподаватели не смогли бы ответить. Способ подачи информации определенно отличается», – заявила Теодора Дручек.
Волонтерство как европейская ценность
По словам Теодоры, на первом курсе волонтерство всячески поощрялось. Она даже занималась волонтерской деятельностью, за что получила университетские кредиты.
«Я подготовила субтитры с русского на английский для документального фильма, снятого голландским режиссером о беженке из Украины, поселившейся в Литве. Эта работа помогла мне лучше ощутить себя частью страны, в которой я сейчас живу. В то же время я почувствовала, что таким образом могу помочь Украине, потому что, когда я находилась в Кишиневе, я занималась волонтерством, помогая беженцам», – признается Теодора.
Волонтерство не только поощряется, но и вознаграждается. Гаагский университет в партнерстве с местным фондом предлагает денежные награды за самые оригинальные гражданские инициативы. Сама Теодора получила за свою деятельность 500 евро.

Студентка считает, что в Молдове волонтерство часто рассматривается как внеклассная деятельность «для резюме», а не как неотъемлемая часть гражданского образования, и что изменение подхода могло бы превратить волонтерство в один из столпов образования.
Развитие критического мышления
«Я считаю, что в Нидерландах гражданское образование начинается очень рано. Дети узнают о том, как функционирует государство из мультфильмов и новостей, и все объясняется им доступным языком. В Молдове молодые люди часто говорят, что политика их не интересует, но они не понимают, насколько она влияет на их повседневную жизнь», – считает Теодора и объясняет просто: «Парламент решает, что и как вы едите, какие добавки разрешены в продуктах. Когда вы не ходите на выборы, другие решают за вас».
Девушка привезла этот опыт и в Кишинев. В рамках инициативы «Молодые послы Европы» Теодора Дручек организовала симуляцию Совета Европейского Союза, чтобы помочь молодым людям понять европейские процессы изнутри. Такую деятельность Теодора проводила в Гаагском университете в рамках практического занятия.
«Я научилась, как вести переговоры, как голосовать и как достигать консенсуса. Мне это показалось довольно интересным способом обучения, и я привезла эту практику и в Молдову», – объясняет Теодора.
Свобода брать отпуск или изменить направление
Еще одной отличительной чертой системы образования в Нидерландах является гибкость.
«В Нидерландах, если вы понимаете, что учебная программа вам не подходит, вы можете до февраля оставить ее и получить деньги обратно. Многие голландцы меняют факультеты, пока не поймут, что им по душе. Это нормально. Нет никакого давления, чтобы закончить учебу любой ценой», – говорит Теодора и отмечает, что такая гибкость противоречит восточноевропейской культуре «обязательного получения диплома», поскольку в Молдове отказ от учебы часто воспринимается как провал, а не как переосмысление.
«Многие мои коллеги взяли академический отпуск. Они путешествуют, работают, находят себя. В этом нет ничего постыдного. В Нидерландах нет давления, требующего немедленного получения диплома», – говорит Теодора. Она считает, что в здоровой системе образования перерыв означает не застой, а размышления, и внедрение в Молдове концепции «академического отпуска», официально признанной и поддерживаемой волонтерскими программами, стажировками и консультированием, предоставит молодым людям возможность лучше понять свое профессиональное направление.
Образование – синоним развития
Теодора Дручек рассматривает европейскую интеграцию не только как геополитический вопрос, но и как возможность для глубокой реформы системы образования: «Молдова многое выиграла бы от вступления в ЕС: большую безопасность, мир, а также возможности для развития во всех областях – от предпринимательства до культуры и образования. Это дало бы нашей системе образования возможность реформироваться и лучше реагировать на потребности молодежи».

После завершения учебы Теодора Дручек хочет объединить два мира, которые ее сформировали: европейский и молдавский. «Я хотела бы сделать что-то, что объединит молодежь и Европейский Союз, показать им, как много они могут получить, если поймут и воспользуются существующими возможностями». Тем временем, вместе с другими молодыми послами Европы из Республики Молдова, она проводит дебаты для молодежи и знакомит их с возможностями обучения в ЕС.
Опыт Теодоры Дручек подтверждает, что академическая мобильность, прикладное образование и студенческая автономия являются столпами успешной системы образования. А там, где эти элементы отсутствуют, образование рискует стать формальным и оторванным от потребностей общества.
____
Инициатива «Послы европейской молодежи» (YEA) – это неполитическая и добровольная коммуникационная сеть, созданная Европейским союзом в 2016 году. Она объединяет и налаживает дружеские связи между молодежью из шести стран Восточного партнерства (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Республика Молдова, Украина) и государствами-членами ЕС и Соединенным Королевством. Цель сети – повысить осведомленность о сотрудничестве ЕС со странами Восточного партнерства, продемонстрировать ощутимые результаты этого сотрудничества, содействовать политическому диалогу по различным темам, способствовать повышению гражданской активности и работать вместе ради лучшего будущего.
Послы европейской молодежи – это студенты, молодые специалисты и общественные активисты в возрасте от 16 до 26 лет, которые добровольно участвуют в деятельности Инициативы во всех странах мира, в том числе онлайн. В настоящее время насчитывается более 500 активных Послов европейской молодежи, представляющих более 30 национальностей.