Кто должен восстановить Молдову? Европа или американцы?

С тех пор, как начались кризисы, все чаще слышу о том, насколько важны деньги, насколько деньги решают судьбы людей и даже государств. Были бы деньги, остальное можно купить. Есть деньги – покупаешь все, что хочешь в супермаркете, включая виноград из Аргентины, кофе из Кении, творог из Нидерландов, духи из Франции и автомобиль из Японии. Если есть деньги, покупаешь билет в город, дом и место своей мечты.

А откуда взять деньги? На любой работе, если хорошо платят. Если плохо платят, уезжаем из Молдовы. Есть паспорт, даже два, один молдавский, позволяющий свободно путешествовать по Европе, другой румынский – с разрешением на работу. Люди уезжают туда, где лучше жить, где есть дороги, где есть инфраструктура, где есть возможности и шансы. И деньги.

А кто остается в Молдове? Кто хочет. Кто может. Кто думает, что может жить, довольствуясь малым, и кто готов много бороться. Кто думает, что можно выжить с тем, что есть в огороде, кто думает, что можно учиться здесь и чему-то научиться, кто думает, что можно построить здесь дом, создать семью и иметь возможность поддерживать ее, начать бизнес и выжить. Остаются те, кто считает, что Молдова – это место, где можно построить будущее. Остается все меньше людей, потому что есть только одно будущее и много возможностей. Остается все меньше людей, потому что у них появилась большая свобода выбора.

Свободы, которые у нас есть сегодня, достались нам очень тяжело, и кто-то изо всех сил боролся за них. 10 лет назад мы даже не мечтали путешествовать без виз в любое европейское государство. 15 лет назад мы стояли в бесконечных очередях у ворот немногих посольств в Молдове, чтобы получить визу на несколько дней. 20 лет назад у нас было государство, контролируемое коммунистами, контролируемое Москвой, и мы могли покинуть эту клетку только спрятанные в прицепах или привязанные под поездами.

Мы больше не хотим возвращаться, мы больше не хотим быть ограниченными в возможностях передвижения, мы больше не хотим стоять в очередях за визами, нет, мы больше не хотим, чтобы Воронин был у власти. Мы больше не хотим, чтобы заработная плата выплачивалась в бутылках с вином, а пенсии – в галошах. Но и как сейчас мы больше не хотим жить, мы обнищали из-за кризисов и войны, мы не чувствуем себя в безопасности, мы недостаточно зарабатываем, реформы идут тяжело, правосудие на грани, услуги – плохие.

Где бы мы ни находились, в диаспоре или в Молдове, в небольших селах или крупных городах, в душе своей мы очень хотим, чтобы Молдова процветала, стала государством, о котором можно было бы хорошо говорить, где люди чувствовали бы себя в безопасности, где зарплаты были бы достойными, где бы права людей соблюдались, а услуги были бы в интересах людей. Мы хотим, чтобы Молдова стала местом, где мы хотели бы остаться или вернуться.

Но кто должен построить эту процветающую Молдову? С тех пор, как Россия начала в Украине оккупационную войну, мы часто задавались вопросом, что мы будем делать, если боевые действия, достигнут и Молдову: будем сражаться, или уедем? И ответ был в большинстве случаев: уедем. Мы не хотим умирать, поэтому не хотим сражаться. Мы не хотим терять нашу единственную жизнь на войне, мы не хотим калечить себя, мы хотим быть счастливыми сегодня.

Мы не можем никого заставить воевать. Нет, может наступить время, когда мы будем вынуждены вступить в бой, но мы найдем так много оправданий, объяснений, ссылок на законы и кодексы, что никто не имеет права заставлять нас сражаться. Но, в мирное время, в этом относительном мире, кто должен строить и восстановить Молдову? Никто не может заставить нас остаться. Нет национального или глобального закона, который заставил бы нас строить. Пусть это делает правительство. И Майя Санду. И европейцы. И американцы. Если они этого не сделают, если русские вернутся со своей войной, пусть правительство будет виноватым. И американцы. И европейцы.

Каким бы хорошим не было бы правительство и государственные органы, никто не будет строить что-то идеальное для граждан без участия самих граждан, но также и без тщательного мониторинга процессов. Несмотря на все кризисы, сейчас уникальный период в Молдове – когда европейские, а также американские институты оказывают помощь для начала великой реконструкции. Мы должны ценить эту поддержку и быстрее начать строительство европейской Молдовы, с теми стандартами, которых мы хотели бы иметь.

Никто не построит что-то подходящее для нас, без нашего участия. Никто не построит то, что подходит именно нам. Нет идеальных домов, потому что тогда, когда вы заканчиваете крышу, вы понимаете, что получилось не то, что вы хотели. Но тогда же вы начинаете понимать, как сложно в этой жизни все дается, насколько ценной является ваша работа, и как сильно вы хотите, чтобы другие уважали ее. Но никто не будет уважать вашу работу, если вы ее не делаете.

Алина РАДУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *