Хлеб мигрантов на столе голодающих

Рука мигрантов заботится о нуждающихся в селах Молдовы, в то время, как власти хвалятся достижениями с трибун Парламента. Возможно, все потому, что окна и ограждения перед Парламентом не дают плохим дорогам, бедности, немощи и старости пройти в роскошные залы с довольными депутатами. Может быть, потому, что, по мнению правительства, если этой бедности и беспорядка не видно, значит их и вовсе не существует. С другой стороны, те, кто знает, каково это – начинать все с начала в совершенно чужих местах, зачастую сами понимают жизнь оставшихся дома, которые борются с тем, что им дает, а особенно, что у них отбирает государство Республика Молдова.

Так случилось, что в один день в конце декабря мы попадаем в коммуну Бошкана, Криулянского района. Дорог, которыми власти хвастаются по телевизору, не существует почти нигде, кроме центральной зоны населенного пункта. Несколько человек все еще прокладывают себе путь к деревенскому магазину, какое-то время беседуют друг с другом, а затем расстаются печальными. До магазина также нужно добираться пользующимся проектом «Приюти старика» («Adoptă un Bătrân»), которые дважды в неделю берут отсюда по одной буханке хлеба. Раз в неделю они также получают по вертуте. Хлеб доходит до них из пожертвований тех, кто присоединился к проекту, кого инициатор проекта Татьяна Жиздан, эмигрантка в Германии, смогла затронуть.

Мир и хлеб Марии

Как правило, пользующиеся проектом получают хлеб из рук соседской молодежи, которая еще полна сил. В других случаях они сами ходят за ним, или же его приносит сельский социальный работник. На этот раз мы сопровождаем работницу.

Первый хлеб приходит в синий, старый, но ухоженный дом. 83-летняя Мария Вынту выходит на порог и делает гримасу, сосредотачиваясь, чтобы понять, что мы говорим. Она плохо слышит. Она живет одна в доме, когда-то принадлежавшем ее родителям. До прошлого года она жила вместе с сестрой, которая, как рассказывает работница, довольно много болела. Ни одна из них не вышла замуж. Мария не училась в школе, у нее нет телевизора, и она не может читать газеты. Она умеет лишь ставить свою подпись.

Марии Вынту 83 года, она получает пенсию в одну тысячу леев, хотя всю свою жизнь проработала в колхозе

Пока мы стараемся завязать разговор, собака у ворот лает, не переставая. Из животных у нее есть лишь он – этот пес возле дома.

В это время Мария рассказывает о том, как всю свою жизнь проработала на холме, в колхозе. «Сейчас я работаю только возле дома, сколько получается», – говорит она. Она ухаживает за растениями, очищает снег на протяжении зимы, готовит заму или еще какую-то еду. Она бы также ухаживала за птицами, но на это не хватает сил. Иногда она ходит в магазин за хлебом, а иногда за ним отправляется ее брат, тоже пенсионер, но помогающий ей чем может. Например, с дровами на зиму.

Пенсия Марии Вынту составляет тысячу леев. Ее с трудом хватает на все то, что ей нужно. Сейчас она сжимает хлеб дрожащими от холода руками и закрывает за нами ворота.

Оставив Россию ради Молдовы

Второй хлеб должна получить 67-летняя Антонина Санду. Мы зовем ее от ворот, и вот она выходит из дома, удивленная. Она говорит, что отдыхает, недавно приготовив еду – «приготовила несколько картошек».

Она тоже проживает в старом столетнем доме, который принадлежал родителям ее мужа. Уже 22 года Антонина вдова. Она живет вместе с сыном, старающимся иногда заработать денег на стройке.

Антонина русская. Когда-то она приехала сюда, в Бокшана, последовав за своим мужем, которого встретила, когда он проходил военную службу. Она всю жизнь проработала в колхозе, где научилась подвязывать виноградную лозу и пахать. Сейчас она больше работает в огороде около дома, где выращивает лук, картофель, чеснок. Она также ухаживает за двумя козами. В прошлом году она держала несколько птиц, однако в этом году отказалась.

Она говорит, что пенсии, чуть превышающей 800 леев, едва хватает ей на жизнь. «Но мы справляемся – где одолжим, где потерпим лишения. Что поделаешь?», – задается вопросом женщина. Особенно денег не хватает на дрова. Они срубили все деревья, которые были не очень хорошими.

Антонина рассказывает, что вечером она идет спать чуть позже 5 часов. «Зимой не так много работы, а летом – посев, прополка, чтобы не было бурьяна. На холм я больше не хожу, но работаю вокруг дома», – также говорит она.

Она закрывает ворота со словами: «Благодарю за хлеб» и по тропинке возвращается к дому.

Как 27.000 превратились в 27 леев

Федору Унтилэ 56 лет, и у него проблемы с ногами с 2 лет – одна нога короче другой на 2 см. У него инвалидность первой степени. Он говорит, что в 1977 году ему сделали операцию, после чего он почувствовал себя лучше. 8 лет он проработал на стройке, после чего ситуация усугубилась, но сейчас он боится делать другую операцию, рекомендованную врачами из-за проблем со спинным мозгом. Все деньги, накопленные за 8 лет – около 27.000 – превратились в 27 леев после девальвации. «Что делать с 27 леями? Их не хватит ни на хлеб, ни на что. Все, что я с таким трудом тогда собрал, было потеряно», – рассказывает мужчина.

Федор Унтилэ живет в доме, который принадлежал его родителям, и пытается как-то выжить на свою пенсию по инвалидности

Сейчас, хотя он чувствует себя плохо из-за ног, особенно в холодный период года, он старается справляться, с чем может. «Знаете, когда еще есть женщина, в доме все по-другому. Я купил несколько уток, а они иногда несут яйца, у меня также есть участок земли… Были и лошади, но я продал их, потому что ноги подводят меня, не могу за ними угнаться. Они были хорошим транспортным средством. Сейчас трудно, с любой болезнью трудно, но когда нет сил в обеих ногах… Я благодарен Богу, что могу еще двигаться так, как есть, поднимаю вещи, могу еще их носить. Я тоже поступаю, как старики, где кряхчу, где – нет, но иду вперед. Я стараюсь справляться. Я точно не из тех, кто будет просить милостыню», – воодушевленно говорит Федор Унтилэ.

Мужчина остался жить один в доме родителей, которые умерли. Он младший ребенок в семье. У него есть еще три брата, живущих в своих домах. Он добавляет, что сам справляется и с дровами на зиму, и с готовкой, и успевает также помогать своим соседям. «Нужда учит тебя», – заключает он. Ловко возвращаясь во двор с хлебом в руках, он зовет «блуждающих уток», чтобы дать им еды.

«Люди, проработавшие всю жизнь, теперь мучаются»

Последняя буханка хлеба предназначается 89-летней Анне Поповой. Женщина лежит на кровати, потеряла зрение, и у нее проблема с правой рукой. Она плохо слышит, но она ясна, открыта и расположена шутить. О ней заботятся невестка и внучки, а пенсия, которую она получает, как и в предыдущих случаях, слишком мала для ее нужд. Поэтому она даже отказывает себе в том, чтобы посетить врача.

«Я никуда не могу уходить из кровати. Внучки ищут меня. Пенсия? Как ее может хватать, если у меня еще есть внучки, помогающие мне, и я должна хотя бы чем-то их благодарить – книгами, тетрадями, тем, что им нужно. Чтобы пойти к врачу, нужно, чтобы у тебя были тысячи леев», – перечисляет женщина..

Она, как и все пользующиеся проектом, тяжело трудилась на холме. Проучилась она всего три класса в румынской школе, а один – в советское время. «А затем – тяпка, лопата, топор, и на работу. И вот так люди, проработавшие всю жизнь, теперь мучаются», – заявляет Анна Попова.

Хлеб остается в руках внучки, а Анна Попова закрывает глаза, напевая песню о смерти, которая начинается со слов: «Хватит жить…».

В общей сложности, в коммуне Бокшана хлеб раздается 20 получателям в рамках проекта «Приюти старика». Примэрия ведет учет потраченных сумм и получения хлебобулочных продуктов. Проект сотрудничает с примэрией вот уже два года. За это время два получателя умерло. Их имена были заменены на других нуждающихся.

Согласно НБС в начале 2018 года в Республике Молдова проживало 629,6 тысяч человек в возрасте 60 лет и старше, что составляет 17,7% от общей численности стабильного населения. Каждому третьему человеку 60-64 лет, а 13,2% человек старше 80 лет. Около 60% от общего числа пожилых людей – женщины, а 56,6% живут в сельской местности. В городской местности преобладают пожилые люди до 69 лет, а в сельской местности зарегистрировано больше пожилых из возрастных групп от 70 лет и старше.

В соответствии со статистическими данными, более 70% пенсионеров по возрасту получают пенсию, которая даже не покрывает ежемесячного прожиточного минимума.

Более трети населения Молдовы эмигрировало за последние 10 лет.

Благотворительность молдаван диаспоры для тех, кто живет дома

В начале декабря шестеро детей с синдромом Дауна и 15 социально-уязвимых семей из Холеркань, Дубоссарского р-на, получили подарки от нескольких молдаван из Ирландии, которые решили сделать хороший жест в преддверии зимних праздников. Кроме того, социально-уязвимые семьи села Джамэна, р-на Анений Ной, получают подарки от нескольких мам из Республики Молдова и Румынии, проживающих в Италии. Молдаване из Англии также присоединились к членам диаспоры, которые решают помогать тем, кто живет дома.

«Со мной связался кто-то из населенного пункта, сказав мне, что собирает подарки для 6 детей с синдромом Дауна. Тогда я была в школе и также рассказала об этом бывшим одноклассникам (из Ирландии, прим. ред.). Одноклассники сказали, что тоже поучаствуют и принесут подарки. В конце концов мы собрали несколько подарков, так как вовлеклась и семья, и другие друзья со школы и с университета. Так мы решили устроить праздник нескольким людям, живущим дома», – говорит Мариана Вердеш, проживающая в Ирландии.

***

В то же время, мамы из Румынии и Молдовы, проживающие в Италии, собрали коробки с подарками для детей из социально-уязвимых семей в селе Джамэна, р-на Анений Ной.

«Прошлым летом, разговаривая с Викторией Морозовой, которая является председателем организаций «Moldova Project» и «Volunteering Moldova», я узнала, что многие дети из нуждающихся семей, с которыми работают ее организации, в записках в ответ на вопрос «Какие подарки вам бы хотелось получить?» – написали «Кулич из Италии». Они услышали об этом от других детей или увидели их у тех детей, родители которых проживают в Италии, и, как и любому ребенку, они показались им очень хорошими. Я очень огорчилась, узнав, что есть дети, которые вместо игрушек мечтают о еде. К сожалению, в июле, когда я была на складе фабрики кондитерских продуктов «Bauli» в Вероне, там не было ни одной коломбы (итальянский кулич в форме голубя). И тогда я решила оставить все на зимние праздники. Я решила также попросить участия друзей, брата и сестры, мам из Молдовы и Румынии, которые находились неподалеку, чтобы мы смогли принести радость многим детям. Одна я не смогла бы сделать много. Идею поддержало 18 человек, из которых 4 мамы из Румынии, сразу же согласившиеся помочь. Я была приятно удивлена, потому что, если честно, не ожидала, что согласятся и мамы из Румынии, ведь получателями были дети из Молдовы. Вместе мы собрали деньги на 80 пандоро и панеттоне (традиционный итальянский Рождественский кулич), которые на праздники попадут в село Джамэна, район Анений Ной», – уточняет Анна Ковриг.

***

И английская диаспора присоединилась к благотворительной волне, начатой молдаванами из-за границы, посредством кампании «Shoebox Moldova».
«Мы, проживающие в Бирмингеме и в его окрестностях, отправили коробки для детей-сирот и из сел, посредством кампании «Shoebox Moldova». В каждую коробку мы положили кое-что для ребенка, а на коробке написали возраст и пол», – говорит Мариана Плэмэдялэ.

В рамках кампании «Shoebox Moldova» было собрано более 500 коробок. Кроме Великобритании, в этой кампании участвовали волонтеры с Кипра, из Бельгии, Люксембурга, Испании, Италии, Франции, России. Таким образом десятки коробок с подарками были отправлены и еще будут отправлены нуждающимся людям Молдовы.

Алёна ЧУРКЭ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000