«Система управления в Республике Молдова нефункциональна»

Интервью с Виорелом Фурдуй, исполнительным директором Конгресса местных властей Молдовы (КМВМ)

23-viorel-furdui

— Город Бельцы хочет обладать широкой местной автономией в рамках Республики Молдова. Насколько оправдан референдум на эту тему?

— Такая инициатива не нова. Два года назад была такая же проблема, и теперь ситуация повторяется. Эта концепция расширенной автономии не ясна по содержанию, непонятно, чего хотят авторы этой инициативы. Ведь это может быть по-разному истолковано: начиная с местной инициативы – иметь больше полномочий или ресурсов, и вплоть до элементов сепаратизма. Важно знать, что такие инициативы появляются в условиях отсутствия реальных реформ в области децентрализации. У нас есть крупные города, как Кишинев, Бельцы, Унгены, Кагул, которые, в определенной степени, подвергаются дискриминации в нынешних условиях финансирования и распределения полномочий – они не получают достаточно ресурсов, и уравниваются с другими более мелкими административно-территориальными единицами. Одна из причин проведения этого референдума в том, что представители Бельц хотят, чтобы больше местных ресурсов остались в городе. По существу, есть два основных аспекта. Первый: действительно существуют проблемы, связанные с недофинансированием крупных городов и с низкими доходами, которые остаются на местном уровне. Второй связан с затягиванием реформ на центральном и местном уровне.

— Считаете ли вы необходимым внедрение административно–территориальной реформы, чтобы укрепить местное самоуправление?

— Нет. Во-первых, очень много людей не понимают, что означает административно-территориальная реформа, и этого не поняли и власти в 1998 году, когда они не занимались делом, а просто-напросто дискредитировали эту реформу. Теперь любое обсуждение реформы нужно хорошо продумать. Есть пример стран Северной Европы, которые готовят такие реформы в течение пяти лет на основании анализа и некоторых исследований. У нас не обсуждаются эти реформы с заинтересованными субъектами, не объясняется людям, что намерены сделать власти, и нет четкого видения; подход к вопросу является абсолютно некачественным, непрофессиональным и поверхностным. Из-за этого подхода мы потеряли 15 лет в том, что касается децентрализации. У нас есть Стратегия децентрализации и план действий, и нужно внедрять, в первую очередь, все, что предусмотрено в рамках этой стратегии: увеличение доходов, финансовая децентрализация, предоставление большей организационной и имущественной автономии, внедрение межмуниципального сотрудничества и т.д. Если бы эта стратегия, запланированная до 2015 года, была реализована, мы могли бы серьезно говорить об административно-территориальной реформе. Мы не реализовали никакого плана действий или стратегию, зато ни с того ни с сего говорим о другой проблеме — административно-территориальной.

— Конкретным шагом в области децентрализации, предпринятым в последние пять лет, стало изменение Закона о местных публичных финансах. Какие изменения это принесло для местных органов власти?

— Закон является лишь шагом к реформе местных финансов. Сама же реформа более сложная и предполагает три этапа. Первый этап относится к тому, что переводы больше не делаются от второго уровня примэриям, а напрямую от Министерства финансов примэриям. На первом этапе была решена проблема деполитизации бюджетных отношений, было предоставлено больше мотивации и свободы в расходовании денег, а все собранные деньги остаются в населенном пункте. Благодаря этим изменениям, около 75% примэрий были только в выигрыше, а некоторые даже стали получать больше, как например крупные города, которые получили на пять миллионов леев больше, чем это было раньше. Теперь остается только вопрос распределения денег для инвестиций. У нас есть Инвестиционный фонд, Экологический фонд, Фонд окружающей среды, Фонд регионального развития и там сосредоточены большие суммы денег. И даже, казалось бы, они должны получать фонды на основании проектов, деньги распределены по политическому признаку. Этот вопрос нужно обсудить в будущем.

Республика Молдова находится сейчас на втором этапе реформы – укрепление налоговой базы. И на этом этапе мы застряли. Здесь нужно бы обсудить налоги и сборы, которые должны быть переданы в местные органы власти, такие, как налог на доход юридических лиц, которых сейчас «0» на местном уровне. По сравнению с предыдущими годами, это шаг назад. Другой налог – это налог с физических лиц, который необходимо уплачивать по месту жительства, а не там, где человек работает, поскольку он пользуется услугами там, где он живет. Города проживания получают только 20% от этого налога. Другая проблема в том, что налог на недвижимость очень маленький, поскольку имущество не было правильно оценено. Во Франции, например, платят 1500 евро в год за недвижимость. Если есть 100 домов, есть 100 тыс. евро, и граждане могут требовать некоторые услуги, но с 20 леями, что вы можете сделать в наших селах? Третий этап реформы местных финансов относится к финансовой дисциплине, которая касается процедур на уровне центрального публичного управления, а именно контроля финансового управления и пр.

— Каким является успешный примар в Республике Молдова?

— Очень активный, ориентированный на интересы местного сообщества, волевой, в постоянном движении, в поисках решения и готовый принести себя в жертву.

— Женщины довольно активно проявляют себя в примэриях и местных советах. Почему, однако, не попадают в Парламент?

— Есть несколько причин. Во-первых, потому, что женщины не ценят себя по достоинству, не слишком уверены в себе и, что хуже, не поддерживают друг друга – если успешная женщина поднимается по карьерной лестнице, то должна подать руку следующей, чтобы помочь и той подняться. Однако, хотя большинство мужчин и говорят, что у женщин те же права, в реальности это совсем не так. Да, формально ничего не препятствует женщине участвовать, но есть, я думаю, несколько причин психологического характера и менталитета, относящиеся к роли женщины. Хочу все же отметить, что женщины во главе примэрий добиваются очень хороших результатов.

— Поддерживаются ли местные органы власти из иностранных фондов?

— Доступ местных органов к иностранным фондам весьма ограничен, что объясняется и слабыми способностями, так как иностранные фонды требуют опыта в плане привлечения инвестиций и написания проектов. В Республике Молдова находим, однако, множество населенных пунктов, которые реализуют успешные проекты с помощью этих средств. В целом, европейские фонды являются основным источником местных органов власти для привлечения инвестиций в населенные пункты.

—Благодарю.

Интервью реализовала Анна-Мария Веверица
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000