Признания трансгендерного человека из Молдовы: «Я считала себя девочкой и не знала, что люди считают меня мальчиком…»

Т. родилась мальчиком, но внутри она всегда чувствовала себя девочкой. Это вызвало в ее жизни много проблем – разногласия в детском саду и в школе, унижения, насилие, депрессию, дискриминацию и острое чувство отстраненности.

Согласно докладу GENDERDOC-M (GDM) – организации, которая защищает и продвигает права ЛГБТ, – за 2020 год, положение трансгендерных людей в Республике Молдова все еще сложное. Поэтому проблемы, с которыми сталкивалась Т. несколько лет назад, все еще есть, и не только в ее случае.

Трансгендерный человек – это зонтичное понятие, включающее всех людей, чья гендерная идентичность или гендерное выражение не совпадает с идентичностью, которую обычно ассоциируют с зарегистрированным при рождении полом.

Итак, Т. из Молдовы считает себя женщиной, и сейчас она на стадии физического перехода. По ее словам, это дало ей повод жить. И все же, прежде чем дойти до этого момента, она прошла извилистый путь.

Детство

Т. осознала свою принадлежность в юном возрасте – тогда ей было около четырех лет. Мама всегда покупала ей много игрушек унисекс, а некоторые из них были скорее для мальчиков. Но она никогда не навязывала ей мысль, что она может играть только с машинками и роботами.

На самом деле машинки и роботы ей тоже нравились, но больше всего она любила кукол. Она дружила только с девочками и выглядела как девочка. «Я была хрупкой, нежной и худенькой», – говорит Т. сегодня.

В детстве мальчики во дворе всегда защищали ее. Но они не играли с Т. так, как с другими. Они говорили, что боятся поранить ее и сделать ей больно.

С другой стороны, Т. тоже не особо интересовалась жесткими играми, в которых малыши толкались или дрались. Поэтому она играла с девочками. У всех были куклы и коляски, и Т. могла с ними играть. Так или иначе она думала, что ей повезло, ведь никто никогда не приходил к ее матери и не говорил, что ее ребенок играет в куклы и не дерется с мальчишками.

Свою первую и последнюю куклу она получила в подарок от двоюродной сестры матери, когда поехала в деревню. Ей было около четырех лет, и Нэтэлица (имя подаренной куклы) стала самой красивой игрушкой, которая когда-либо у нее была. «Еще у нее было много одежды, в которую я могла ее переодевать, как модель», – признается Т. Но это продлилось недолго, поскольку в скором времени, там же, в деревне, сестра мамы увидела, как Т. играет с Нэтэлицей, и возмущенно сказала, что мальчики не играют в куклы. В тот момент она не поняла, почему та так отреагировала.

«Я считала себя девочкой и не знала, что люди считают меня мальчиком», – говорит Т.

Тетя потребовала, чтобы она отдала игрушку. Мама возмутилась. «Она сказала ей оставить меня в покое, ведь я ребенок». На следующий день она не нашла куклу, а через какое-то время она увидела ее у соседки, с которой играла, когда приезжала в деревню.

Фото-символ

Следующий толчок произошел в детском саду, когда воспитательница не разрешала Т. ходить в туалет для девочек и заставляла ее заходить в мальчиковый.

«Но мне было неудобно ходить к мальчикам, и я терпела, сколько могла. Мама не понимала, почему всегда приводила меня домой мокрой, а воспитательницы, наверное, никогда не рассказывали ей о причине».

Однако самым болезненным стал подростковый период, когда на лице начали появляться волосы, голос становился ниже, а спина – шире. Т. была в ужасе от этих физических изменений. Тогда же начались проблемы с мальчиками. Пока она была маленькой, ее никто не трогал, но все изменилось с 13 лет. «Я уже была пугалом и меня били, куда бы я не шла».

Из-за ее женственности мальчики считали ее геем, и над ней много издевались. Но все это было ничем по сравнению с душевной болью, которая становилась все сильнее с каждым физическим изменением.

«Разумеется, я не знала о существовании трансгендеров и не знала, кто они, но я была уверена, что я не мальчик и никогда им не была. Позже я узнала о медицинских возможностях по смене пола, и я ни минуты не сомневалась, как только узнала об этом», – отмечает Т.

В Республике Молдова центр GDM – это единственная организация, которая оказывает информационную поддержку трансгендерным людям и не только.

В его докладе о положении ЛГБТ+ за прошлый год говорится, что, хотя в Республике Молдова есть закон об обеспечении равенства и Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, у последнего нет средств для наказания дискриминации. Законопроект, который мог бы изменить полномочия совета, уже много лет находится в разработке, но так и не попал в Парламент.

Маленький толковый словарь

  • Травля – постоянное и намеренное поведение, когда агрессор ранит, преследует и унижает жертву разными способами: словесно, эмоционально, в отношениях и физически.
  • Каминг-аут – открытое и добровольное признание человеком своей гомосексуальности, бисексуальности или трансгендерности как перед собой, так и перед другими.
  • Гомофобия – ряд негативных установок и чувств по отношению к гомосексуальности.
  • Трансфобия – неприязнь к трансгендерности и к трансгендерным людям.
  • Бифобия – ряд отрицательных установок по отношению к бисексуальности и к бисексуальным людям.

Каминг-аут и реакция родственников

Сначала только мама знала об ее идентичности. Для Т. она самый важный человек, и только ее согласие играет для нее роль. Она сказала себе:

«Если мама не примет меня, то у меня больше нет причин жить на Земле».

Первым делом она рассказала ей об этом по телефону и была приятно удивлена ее реакции, доброжелательности и моральной поддержке, а также материалу, который та позднее предоставила ей для ее перехода.

«Мама сказала, что всегда об этом знала, и что я не зря родилась восьмого марта».

Позднее она поговорила с сестрой, а от нее, без согласия Т., об этой новости узнали остальные. Однако она не прячется от родственников. «Они знают, кто я, и хорошо, что они это знают».

Ей также пришлось поговорить с тетей (которая забрала ее куклу), когда та позвонила, чтобы спросить ее, поскольку до нее дошел слух от отца Т. Пришлось объяснять ситуацию как ей, так и другим родственникам, которые были в замешательстве из-за этого вопроса и считали ее травести́, а это совсем другое и никак не связано с трансгендерными людьми.

В ответ тетя сказала, что желает ей добра, но для нее она всегда останется мальчиком, и что у нее язык не повернется называть ее новым женским именем. Она закончила разговор нормальным тоном, но с тех пор решила больше не общаться с ней.

Сейчас ее поддерживает только мама. И она говорит, что ей этого достаточно.

«Столько любви, сколько дарит мне она, все родственники вместе взятые не могут дать. Для них я просто больной человек».

Руководитель группы поддержки для трансгендеров и несоответствующих полу людей при информационном центре GENDERDOC-M (GDM) Максим Куклев подчеркивает, что поддержка близких жизненно важна для трансгендерных людей, особенно когда они решаются на переход.

«У многих людей, у которых недостаточно поддержки, нет смелости для того, чтобы пройти через это, и поэтому их здоровье и психическое состояние продолжают ухудшаться.

Это в сочетании с сильным чувством одиночества и изоляции может даже привести к самоубийству», – говорит Куклев.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), новая международная классификация заболеваний МКБ-11 дала новое определение состояниям, связанным с гендерной идентичностью. Такие категории диагностики как «транссексуализм» и «расстройство половой идентификации у детей» МКБ-11 были заменены на «гендерное несоответствие в подростковом и зрелом возрасте» и «гендерное несоответствие у детей».

Таким образом гендерное несоответствие было полностью исключено из главы «Психические и поведенческие расстройства» и внесено в новую главу «Условия, связанные с сексуальным здоровьем».

Трансгендерный переход

В конце 2019 года у Т. была глубокая депрессия. Если бы она не узнала о трансгендерном переходе, то неизвестно, смогла ли бы она выдержать до сих пор.

Первые данные она нашла благодаря сестрам Вачовски – трансгендерным режиссерам, сценаристам и продюсерам из США. Она увидела имя Лана Вачовски в названии сериала, который та недавно спродюсировала, и начала искать подробности о ней. Так она узнала, что та сменила пол.

Т. еще не знала о гормонах и думала, что все делается хирургическим путем, и это ее расстраивало, так как операции стоят дорого. Поискав подробности в интернете, она столкнулась с термином «трансгендер». Затем она прочитала о гормональных препаратах.

Позднее она решила спросить о переходе сообщество ЛГБТ+ в стране, в которой она жила. Они направили ее к семейному врачу. На следующий день она была в кабинете у врача, которому она рассказала о своей проблеме.

Иллюстрация: Диана Петриашвили

Так процедура смены пола началась в ноябре 2019 года, когда она была в Дании. Однако из-за карантина в марте 2020 года ей пришлось перенести ее на лето, и тогда она вновь получила доступ к особым препаратам. С тех пор положение стабильно, а это, по словам Т., дает ей надежду на жизнь.

Сначала было трудно, когда все внутри начинало меняться, и она чувствовала себя иначе. Она стала более эмоциональной. Она каждый день плакала без особых причин, хотя до этого не плакала с 14 лет.

«Спектр эмоций так расширился, и раньше я не знала, что бывают такие состояния. Если мне было весело, то я веселилась как ребенок и радовалась каждой мелочи. Если я плакала, то ощущала всю боль в мире. Возможно это кажется преувеличением, но это близко к правде. Другими словами, я больше не могла контролировать эмоции.

До начала перехода я была как черная туча. Все время печальной и задумчивой. Сейчас у меня появилась надежда, что в скором времени я буду выглядеть так, как хотела, и это заставляет меня все время быть с улыбкой на лице», – признается она.

В Дании все финансируется ее медицинским полисом. Даже операция смены пола.

Ранее упомянутый доклад GDM показывает, что в Республике Молдова также есть возможность воспользоваться бесплатными медицинскими услугами в процессе перехода от одного биологического пола к другому, но на деле не всегда просто получить такую помощь. Так, здесь можно провести операцию изменения голоса, орхиэктомию, мастэктомию. Но медицинский полис покрывает лишь орхиэктомию (хирургическую операцию удаления одного или обоих яичек).

По данным GDM, в настоящее время основная проблема – это поиск врача-эндокринолога без предрассудков, который бы согласился помочь трансгендерному человеку пройти через эту сложную процедуру. Для этого у GENDERDOC-M есть база данных с контактами дружелюбных врачей из разных сфер.

Каково быть трансгендерным человеком в Молдове

Т. уехала из Республики Молдова в 2003 году и много лет прожила вдали отсюда, хотя у нее оставались связи с местными людьми. Она прожила в нескольких странах Европы и сделала вывод, что наши люди достаточно консервативны.

Подруги из Молдовы больше не общаются с Т., а единственные два друга-парня, с которыми у нее были хорошие отношения, даже боятся отвечать на ее письменные сообщения. Поэтому она больше им не пишет.

«Люди боятся дружить. Они стесняются. Я их понимаю. В посткоммунистической стране, где ни у кого не было права говорить, после независимости все еще нет права на мнение. Молдаване боятся слово сказать в поддержку человека ЛГБТ+, потому что в таком случае другие посчитают их либо геями, либо не знаю кем. Их причислят к нам, и этого молдаване боятся», – отмечает она.

Т. утверждает, что по этой причине не может найти работу на родине. Она боится выходить из дома, особенно сейчас, когда вернулась из-за карантинных мер.

Она очень редко выходит на прогулку, потому что уже выглядит андрогенно, и если она надевает мужскую одежду, то привлекает больше внимания, чем если бы носила юбку.

«Я предпочитаю прятаться дома, пока выгляжу как черт. Когда я иногда выхожу в магазин или подышать свежим воздухом, я прикрываюсь маской, очками и батником, чтобы никто меня не увидел. Я всегда напугана и крадусь».

В Молдове менять пол по документам все еще трудно, а иногда унизительно. Поэтому, согласно GDM, до сих пор только девять трансгендерных людей смогли довести эту процедуру до конца.

В тоже время в прошлом году центр GDM зарегистрировал несколько случаев дискриминации по отношению к его бенефициарам, начиная с трансфобских материалов в некоторых СМИ и заканчивая отказом в перевозке службой такси или насилием, в том числе в семье.

В 2020 году по миру 350 трансгендеров были убиты, 22% из них – в собственном доме.

Что следует изменить, чтобы общество Республики Молдова стало более толерантным?

Т. утверждает, что испытывает дискомфорт, когда надевает мужскую одежду. «Но с другой стороны, меня могут убить, если я надену юбку, и меня раскроют».

По ее мнению, в первую очередь люди должны понять, что трансгендерные люди такими рождаются. Но пока они не знают правды, у них складывается ошибочное мнение.

«Исследования показывают, что мозг трансгендеров отличается от их пола. Другими словами, у меня мозг девушки и мужской пол. Единственный выход – адаптировать свое тело, чтобы оно визуально совпадало с женским образом, который я воспринимаю с рождения. То есть я должна выглядеть так, как ощущаю себя», – заключает она.

По ее наблюдениям, до сих пор в постсоветских странах все делалось наоборот, а СМИ вместе с приглашенными врачами на телепередачах «напрямую издевались над приглашенными трансгендерами».

«Поэтому началась волна ненависти и убийств транс-девушек. Я лично знаю транс-женщину из Украины, которая дала интервью журналу, а все ее интервью отредактировали и перевернули вверх дном, и так оно стало призывом к дискриминации и ненависти. Еще я знаю другие случаи в России и Казахстане, когда девушку-трансгендера хотели побить прямо в прямом эфире, на телевидении», – объясняет Т.

Поэтому, по ее словам, в Республике Молдова следует упростить процессы, необходимые для перехода, и дать доступ к эффективным препаратам, которые аптеки сейчас не ввозят.

«Из-за этих проблем переход длится долго, и поэтому происходит много самоубийств, потому что результата не достигают быстро.

Помимо этого, в Молдове действует устаревший закон, который обязывает нас ходить к психиатру и быть под наблюдением больницы в течение нескольких недель, чтобы получить диагноз, который был отменен еще в 2018 году и больше не считается психиатрическим. Трансгендерные люди не больные на голову, какими нас считают люди», – заключает Т.

В Республике Молдова судьба каждого трансгендерного человека все еще зависит от Комиссии по определению расстройства гендерной идентичности при ПМСУ «Клиническая психиатрическая больница». Заключение этой комиссии дает или не дает человеку право начать процедуру перехода и смены пола в документах, удостоверяющих личность.

«Когда человек начал переход, с ним происходят физические изменения, и тогда возникает определенный барьер, если он еще не успел сменить документы, удостоверяющие личность.

Вследствие этого, становится труднее найти официальную и хорошо оплачиваемую работу, а большая часть трансгендеров работает неофициально с маленькими доходами и без договоров. Конечно такая работа не гарантирует трудоустройства и стабильного дохода, а это ограничивает доступ к медицинским услугам, лекарствам, психологической помощи и переходу», – говорит Максим Куклев.

Ежегодно 31 марта отмечается Международный день видимости трансгендерных людей, цель которого – привлечь внимание общества к их успехам в борьбе с трансфобией по всему миру, а также рассказать о транс-сообществе.

Кроме того, каждый год 17 мая отмечается Международный день борьбы с гомофобией, трансфобией и бифобией. Это дата, когда ВОЗ исключила гомосексуальность из списка заболеваний 17 мая 1990 года.

Цель этого события – привлечь внимание политиков, лидеров мнений, общественности и СМИ к насилию и дискриминации, с которыми сталкиваются меньшинства ЛГБТ+ по миру.

Алёна ЧУРКЭ 

Иллюстрации: Диана ПЕТРИАШВИЛИ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Дмитрий

    Ну и ?! Реклама лгбт ? Других проблем нет, эта самая главная?
    Или идея проплаченная?
    А размножаться как будете? За счёт других или почкованием?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000