Договоры с государством об ИТ-услугах, которыми пользовались фирмы, принадлежащие чиновникам

Несколько компаний, связанных с чиновниками из Министерства финансов и Центра информационных технологий в финансах, за последние годы заключили с государством некоторые договоры на оказание ИТ-услуг. Некоторые договоры подписали сами учреждения, в которых работают эти чиновники, в результате прямых переговоров представителей государства с экономическими агентами.

ООО Rețele Terestre (RTS Solutions) было основано в 2007 году. В мае 2013 года директором был назначен Виктор Чокля, а спустя четыре года, в сентябре 2017 года, владелицей компании по документам стала Вирджиния Николаева, невестка Виталия Кочебана, главы Центра информационных технологий в финансах (ЦИТФ).

Аффилированные фирмы и невестка главы ЦИТФ

Публичная информация на сайте Агентства по государственным закупкам (АГЗ) показывает, что за последние четыре года компания заключила несколько договоров на оказание ИТ-услуг на сумму примерно 2,5 миллиона леев с разными государственными учреждениями: Налоговой службой, Национальным банком Молдовы, Службой государственного состояния, Национальной кассой социального страхования, Национальной комиссией по финансовому рынку или Генеральной прокуратурой. Согласно ответу ЦИТФ, 5 июня 2020 года компания, которую основала невестка главы ЦИТФ, заключила договор на «услуги прототипирования» на 234 тысячи леев с самим ЦИТФ. Договор был зарегистрирован в качестве «закупки небольшой стоимости».

В марте 2018 года ООО Rețele Terestre вместе с администратором Виктором Чокля приняло участие в основании компании RTS One с деятельностью в той же сфере. После основания фирма выиграла первые договоры с государством. В 2018-2020 гг., согласно сайту АГЗ, RTS One подписала восемь договоров с разными госучреждениями на общую сумму в 1,8 миллиона леев. Один из них на сумму 177 миллионов леев связан с оборудованием учреждения антивирусом, относится к 2020 году и был подписан с ЦИТФ.

«Такие методы, которые противоречат закону, не практикуются на предприятии»‎

В ответе для ZdG Виктор Чокля, администратор компании, утверждает, что Вирджиния Николаева находится в отпуске по уходу за ребенком с 2018 года и «и не участвует в процессе управления компанией и принятия в ней решений. Кроме того, она не получала выплаты из дивидендов, которые получила компания, что подтверждено в прилагаемом финансовом отчете»‎, — отметил Чокля, который также предъявил нам копии финансовых отчетов.

Он исключает любое влияние со стороны главы ЦИТФ Виталия Кочебана в процессе выигрыша тендеров. «Работая в области информационной безопасности и предоставляя услуги для критической инфраструктуры, мы следим за своей репутацией. В связи с этим мы сообщаем вам, что такие методы, которые противоречат закону, не практикуются на предприятии»‎, — говорится в ответе, подписанном Виктором Чокля. «Во время всех тендеров, в которых мы участвовали, мы соблюдали законы страны и предлагали свой опыт, качество услуг и продукции, а также оптимальную цену»‎, — отмечается в том же ответе.

Глава ЦИТФ: «Я не играю никакой роли в этой компании»

Виталий Кочебан, глава ЦИТФ, также отрицает любое влияние на две аффилированные компании в процессе присуждения двух тендеров учреждением, которым он руководит. «Эта компания, как и другие компании, участвовала в тендере, который был открыт по конкурсу на электронной платформе закупок. Государственное учреждение ЦИТФ располагает автономной и независимой группой закупок, которая отвечает за беспристрастность закупочного процесса. Эти закупки квалифицируются по критерию закупок небольшой стоимости. Группа закупок выполнила свои обязанности в соответствии с действующим законодательством и представила руководству свое окончательное решение. На основании решения и отчета о присуждении вышеупомянутому оператору договора закупки, государственное учреждение подписало договор»‎, — заключил Кочебан, который также ответил на вопросы ZdG письменно.

Виталий Кочебан

Глава ЦИТФ отметил, что не знает о договорах двух аффилированных компаний с другими госучреждениями и не следит за ними. «Я не играю никакой роли в этой компании или в других закупках, которые осуществляют другие государственные органы власти… Отбор осуществляла и решение о подписании данных договоров принимала группа закупок, а у директора нет никакой реальной возможности влиять на это решение»‎, — утверждает Кочебан. Редакции ZdG не удалось пообщаться с Вирджинией Николаевой, прямой или косвенной основательницей этих двух компаний. Однако ее муж подтвердил, что она «домохозяйка» и сейчас не участвует в управлении компаниями.

Вирджиния Николаева

Договоры, которые заключила компания, основанная мужем государственного секретаря МФ

Вячеслав Кунев

ООО Deeplace было основано в 2004 году, и его основателем числится Вячеслав Кунев, муж Габриелы Куневой, государственного секретаря в Министерстве финансов (МФ). Она занимала должность государственного секретаря в тот период, когда министром финансов был нынешний премьер-министр Ион Кику, с февраля по август 2019 года. Она ушла после отставки Правительства Филипа, но вернулась в январе 2020 года, через некоторое время после того, как Ион Кику стал премьер-министром. При ее назначении на должность Кику объявил, что Габриела Кунева будет заниматься «в том числе государственными закупками».

24 февраля 2020 года, спустя полтора месяца после ее возвращения на должность, компания, основанная ее мужем, ООО Deeplace, подписала два договора с ЦИТФ, подчиняющимся МФ, на общую сумму 1,87 миллиона леев на сервисные услуги для АИС «Электронная декларация для юридических лиц» и АИС «Создание и оборот электронных документов между ГНС и юридическими лицами».

16 августа 2019 года, всего за пять дней до того, как ее сместило с должности Правительство Санду, фирма семьи Куневых подписала еще два договора с ЦИТФ на те же услуги, вот только их совокупная стоимость была вдвое меньше — 842 тысячи леев. Договоры 2019 года были подписаны в результате запроса ценовых предложений, а договоры 2020 года, по которым было выплачено вдвое больше денег, — в результате непубличных переговоров, при отсутствии публичного тендера. 20 октября 2020 года, также в результате непубличных переговоров, фирма Deeplace подписала с ЦИТФ другой договор на 463,7 тысячи леев. На этот раз он касался услуг по развитию АИС «Создание и оборот электронных документов между ГНС и юридическими лицами».

3,2 миллиона леев в 2019-2020 годы

Габриела Кунева

В период, когда Габриела Кунева занимала должность государственного секретаря МФ, всего фирма ее семьи подписала с ЦИТФ пять договоров на общую сумму 3,2 миллиона леев. Ранее, в 2014-2020 гг., по сведениям с сайта АГЗ, компания подписала договоры с другими госучреждениями на общую сумму 1,4 миллиона леев. Большинство договоров были подписаны с НБМ.

ООО Slavans-Grafica, другая компания семьи Куневых, тоже подписывала договоры с государством. Большинство из них относятся к периоду, когда Габриела Кунева не занимала государственных должностей. Официальные данные, а также информация из ответов ЦИТФ, МФ и ГНЗ для ZdG показывают, что Slavans-Grafica, в которой у мужа Габриелы Куневой есть 50%-ная доля, подписала договоры с государством на сумму почти в 700 тысяч леев. Большинство из них были заключены с МФ, но сотрудничество фирмы семьи Куневых с госучреждением началось еще до того, как Габриела Кунева стала работать в государственном учреждении.

«Это было до того, как моя жена пришла в государственные структуры, в период, когда она работает на государство, и я думаю, что так же будет и после того, как она уйдет»

Габриела Кунева выразила недовольство, когда мы подняли эту тему. Она отметила, что у нее нет сведений о договорах с госучреждениями, в том числе с ЦИТФ, которые подписала фирма ее семьи. «Я могу вам сказать, что специально этим не интересуюсь, потому что хорошо знаю, как вы будете этим манипулировать»‎, — заявил государственный секретарь. Она призвала нас поговорить с представителями рабочей группы и проверить документы, связанные с этим тендером. «Я не отвечаю за работу ЦИТФ, ведь это учреждение мне не подчиняется. Я никак с ним не связана. Насколько мне известно, фирма уже давно работает с информационными системами, так что… проверьте договоры и за другие годы. Поговорите с представителями компании».

Вячеслав Кунев, муж чиновницы и владелец компаний, которые заключили договоры с государством, сообщил ZdG, что его жена не играет и не играла никакой роли в договорах, которые выиграли фирмы под его управлением. «Я заключал договоры с ЦИТФ или с НС с 2008 года. Мы устанавливали системы электронного декларирования или что-то подобное. Эти тендеры были в 2008-2010 годах, когда моя жена и близко не работала в МФ. И потом, тендеры на обслуживание этих систем проводятся каждый год, в соответствии с законом. Это было до того, как моя жена пришла в государственные структуры, это происходит в период, когда она работает на государство, и я думаю, что так же будет и после того, как она уйдет. В этот период не было новых договоров, а суммы денег были похожими каждый год»‎, — утверждает Кунев.

«Тендеры проводятся в строгом соответствии с законом»

Бизнесмен отмечает, что ООО Deeplace впервые появилось в договорах с ЦИТФ в 2019 году, когда его жена была государственным секретарем, а раньше эти услуги предоставляла другая семейная компания — Slavans-Grafica. «Договоры стали заключать с другой фирмой после реорганизации бизнеса. Но люди те же». Что касается того, что в 2019 и 2020 годах суммы денег в договорах отличаются, муж секретаря отмечает, что это связано с тем, что каждый год у госучреждений разные требования и запросы. «Я бы понял, если бы кто-то заявил, что, с тех пор, как моя жена пришла в министерство, суммы договоров моих фирм увеличились в несколько раз, но они все те же. Однако чем больше будет внедряться оцифровка государства, тем сильнее суммы этих договоров будут увеличиваться. К тому же, есть инфляция»‎, — утверждает Вячеслав Кунев.

«Никто не может повлиять на этот процесс. Тендеры проводятся в строгом соответствии с законом»‎, — говорит глава ЦИТФ Виталий Кочебан по поводу договоров, которые подписала компания семьи государственного секретаря МФ с учреждением под его руководством. «Договор оказания услуг заключается после того, как группа закупок оценит предложения и выполнение условий, проанализирует риски и выберет победителя, а также вынесет окончательное решение. На его основании подписывается договор. Согласно досье, вышеупомянутые работы связаны со специализированными информационными системами, единственными в своем роде в Республике Молдова, которые непосредственно спроектировала и осуществила упомянутая компания много лет назад»‎, — отметил Виталий Кочебан в ответ на вопрос от ZdG.

Эксперт: «Закупки небольшой стоимости наименее прозрачны»

По закону №131 о государственных закупках, госучреждения могут подписывать договоры с экономическими агентами в результате непубличных переговоров в особых случаях: когда есть максимальная срочность, когда только один экономический агент может предоставить необходимые товары, работы и услуги, и нет альтернативы, или когда договор государственных закупок касается дополнительных поставок, осуществляемых изначальным поставщиком, предназначенных либо для того, чтобы частично заменить товары или установки, используемые в настоящее время, либо для того, чтобы расширить существующие товары или установки.

В то же время, из постановления Правительства от 2016 года мы узнаем, что в некоторых предусмотренных в законе случаях власти могут подписывать договоры с любым экономическим агентом, не проводя тендеры для «закупок небольшой стоимости». Их стоимость без налога на добавленную стоимость не должна превышать 80 тысяч леев за товары и услуги и 100 тысяч леев за работы. Но все же, согласно Закону о государственных закупках, договорами небольшой стоимости считаются контракты, которые не превышают 200 тысяч леев за товары и услуги и 250 тысяч леев за работы.

«Область применения Закона о государственных закупках для договоров поставки товаров и оказания услуг — это 250 000 леев (без НДС), но в Положении о государственных закупках небольшой стоимости четко указан лимит для договоров небольшой стоимости в 80 000 леев в случаев товаров и услуг и 100 000 леев (без НДС) в случае работ. Следовательно возникает законодательный пробел, поскольку в положение не вносились поправки. Закупки небольшой стоимости наименее прозрачны из всех процедур, поскольку такой договор присваивается экономическому оператору напрямую, и информация о договоре не публикуется в электронной закупочной системе»‎, — утверждает эксперт по государственным закупкам Вадим Цуркан.

  Виктор МОШНЯГ 
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000