Битва за Комиссию по лицензированию адвокатской деятельности: «Адвокатские лицензии продаются как пирожки»

Комиссия по лицензированию адвокатской деятельности, орган, который отбирает будущих защитников, стала центром конфликта после того, как новый состав Совета Союза адвокатов принял решение аннулировать результаты конкурса, в результате которого были выбраны новые члены этой комиссии. В результате принятия этого решения, постановления о приеме в адвокаты должны приниматься прежней комиссией, в состав которой также входят члены нынешнего Совета Союза адвокатов, которые тоже принимали участие в конкурсе, не получив продвижения.

Аннулирование результатов конкурса на должность члена Комиссии по лицензированию адвокатской деятельности происходит на фоне утверждений о захвате Совета Союза адвокатов группами по интересам, «целью которых является назначение приближенных лиц в руководящие органы адвокатуры». Такого же мнения и председатель Союза Эммануил Плошницэ, который подчеркивает, что в настоящее время в состав Совета также входят члены бывшей Комиссии по лицензированию, что создает риск «признания злоупотреблений в интересах определенных лиц».

Вместе с тем, в то время как кандидаты, которые годами борются за получение адвокатской лицензии, мотивируют это тем, что терпят неудачу, потому что они «не дали денег», обвиняют, что «адвокатские лицензии продаются как пирожки». Однако председатель Комиссии по лицензированию утверждает, что это «нормальная критика».

Внутренний конфликт в системе адвокатуры вспыхнул этой осенью после того, как 2 октября после истечения мандата прежнего состава были избраны новые члены Комиссии по лицензированию. После конкурса в комиссию вошли два профессора права и восемь адвокатов. Однако члены бывшей комиссии, которые также участвовали в конкурсе, не получили продвижения в новый состав. Вскоре после назначения новых членов, 13 октября, Совет Союза адвокатов (СА) принял решение, посредством которого аннулировал результаты конкурса.

«Совет СА может считаться захваченным»

Совет СА мотивировал свое решение тем, что было констатировано – процедура проведения конкурса была с пороками, утверждая, что были выявлены процессуальные нарушения и нарушения способа отбора кандидатов.

Недовольные постановлением Совета АС, некоторые из победителей, назначенных 2 октября, оспорили принятые решения, подчеркнув, что результаты конкурса были аннулированы восемью членами совета, двое из которых были кандидатами в ходе конкурса на членство в Комиссии по лицензированию, и также входят в состав старой комиссии: Адриан Тэбырцэ и Георге Влас. Также они сослались на то, что компетенция Совета СА не включает в себя аннулирование решений Специальной конкурсной комиссии по формированию Комиссии по лицензированию. В заявлении, сформулированном ввиду административного процесса в отношении Совета СА, адвокаты отметили, что «на день подачи заявления Совет СА может считаться захваченным группами по интересам, целью которых является назначение приближенных лиц в руководящие органы адвокатуры и в специализированные комиссии, а любая попытка лиц, не входящих в группы по интересам, получить доступ к определенным должностям сурово наказывается аннулированием и отзывом постановлений с грубым превышением законной компетенции».

Игорь Спыну, председатель новой Комиссии по лицензированию, считает, что действия по аннулированию результатов конкурса были спровоцированы в том числе тем, что новоизбранные члены пришли с четким видением прозрачности работы Комиссии, а аннулирование результатов выборов новых членов не является премьерой:

«В новую комиссию вошли лица, которые ранее не были частью этого органа. Они пришли к определенным видением прозрачности работы Комиссии по лицензированию. Общество воспринимает нас в негативном ключе, согласно опросам, различным дискуссиями, связанными с областью принятия в адвокатскую профессию. Это негативное восприятие, а существующие процедуры должны быть изменены, должны внедряться единые стандарты и требования, критерии прозрачности процесса и способа организации, чтобы применяемые процедуры не подрывали доверие общественности к профессии адвоката. Комиссия по лицензированию в новом составе заверила, что намерена имплементировать в приоритетном порядке стандарты качества и способ организации попадания в профессию адвоката, и если они не будут внедрены, а будет сохранено существующее положение вещей, то они останутся простыми устремлениями», – считает Спыну.

«Существует вероятность допущения злоупотреблений в интересах определенных лиц»

27 ноября члены Совета СА собрались на очередном заседании, однако председатель Совета Эммануил Плошницэ, констатировав, что оно неправомочно, объявил его закрытым. Вопреки решению председателя, которое они сочли необоснованным, присутствующие члены Совета продолжили свое заседание после назначения в качестве председателя Нины Лозан, бывшего члена Комиссии по лицензированию. В ходе заседания Совет принял решение о вмешательстве в изменения, сделанные Конгрессом СА в декабре 2019 года в Устав адвокатской профессии. Таким образом, в результате поправок, одобренных Советом, было признано законным продление мандата бывшей Комиссии по лицензированию до избрания нового состава.

Эммануил Плошницэ, председатель Союза адвокатов Республики Молдова

«Вопрос, который вызывает тревогу, заключается в том, какая цель преследовалась путем продления истекшего мандата Комиссии по лицензированию адвокатской деятельности до выборов новой Комиссии по лицензированию в январе? Ответ на этот вопрос заключается в том, что принятие решений от 27 ноября 2020 года о возобновлении работы Комиссии по лицензированию, мандат которой истек 4 марта 2020 года, выгодно для определенных целей и лиц… Обращаю внимание на то, что некоторые члены нынешнего Совета СА также являются членами бывшей Комиссии по лицензированию, поэтому существует вероятность допущения злоупотреблений в интересах определенных лиц», – отметил Эммануил Плошницэ, председатель СА, подчеркнув, что члены Совета в этом смысле присвоили себе полномочия Конгресса СА.

На том же заседании члены Совета установили, что конкурс по отбору членов Комиссии по лицензированию адвокатской деятельности состоится 9 февраля 2021 года.

«Все в сфере правосудия знают, что адвокатские лицензии продаются как пирожки»

Юрий Сорокин получил адвокатскую лицензию в ходе тяжелого судебного процесса, длившегося семь лет. После того, как его дело было рассмотрено национальными судебными инстанциями, он получил решение, не подлежащее обжалованию и подлежащее исполнению по причине отсутствия обжалования, которое впоследствии было отменено, а дело было направлено на повторное рассмотрение, дело Сорокина попало в Европейский суд по правам человека, который восстановил справедливость. Адвокат считает, что причиной является взятка, деньги являются основной причиной «битвы, которая ведется за Комиссию по лицензированию».

«Сейчас такая битва ведется за Комиссию по лицензированию, потому что, по крайней мере в год, один миллион евро “делают” путем принятия решений, на основании которых выдаются лицензии. Во-первых, это то, о чем знают судьи и прокуроры. В конце концов, я был и в Генеральной прокуратуре с другим делом, но я поднял эти вопросы. Соответственно, высокопоставленные прокуроры, отвечая на вопрос, почему не наводят порядок в адвокатуре, в Комиссии по лицензированию, “потому что там берут по 5 тысяч евро”, высмеяли меня и сказали: “Какие, Юра, какие 5 тысяч евро, как минимум 10-15, до 20 тысяч евро”. Они еще спорили со мной. Все в сфере правосудия знают, что адвокатские лицензии продаются как пирожки”. Вот в чем проблема», – заключает Сорокин.

«Союз адвокатов опасается создания практики»

На протяжении почти 11 лет Андрей Раку борется за получение адвокатской лицензии и считает, что причина, по которой он до сих пор не преуспел в этом, заключается в том, что он «не заплатил деньги». В 2010 году мужчина провалил экзамен. Таким образом, после оспаривания в судебной инстанции решения Комиссии по лицензированию, хотя прошло восемь лет до завершения дела, он так его и не выиграл.

«Союз адвокатов боится создания практики. Не того, что они выдадут лицензию по решению суда, а создания прецедента. Они не хотят, чтобы люди, которые не сдают экзамен, шли в суд и получали лицензию. То есть, они хотят владеть монополией на выдачу лицензий, и в этом случае, это удобно для них, потому что они могут продавать эти лицензии. А если бы суд вынес решение в пользу этих лиц, то этой монополии не существовало бы, и это означает, что люди не стали бы обращаться к ним с денежными средствами», – уточняет Раку.

Два года назад Андрей Раку снова участвовал в конкурсе, но история повторилась. После оспаривания решения Комиссии по лицензированию в судебной инстанции; хотя прошло более года, ни одного слушания пока что не состоялось. Мужчина считает, что происходящее с ним имеет место «прежде всего из мести, потому что я изначально не дал денег».

Что касается нынешней ситуации в Союзе адвокатов, а именно Комиссии по лицензированию, Раку утверждает, что «больше всего денег делается там, и именно поэтому ведется борьба, чтобы сохранить членство или стать членами Комиссии по лицензированию». Он сообщает, что, хотя органы прокуратуры в курсе данной ситуации, никаких мер не принимается, потому что, по его словам, «в конце концов, все прокуроры, судьи все равно идут в адвокатуру и не хотят иметь никаких проблем с принятием, и, соответственно, никто не принимает против них решений (членов Комиссии по лицензированию, прим. ред.)».

«Все, что может быть нарушено, было нарушено при избрании новой комиссии»

С другой стороны, члены Совета выдвигают обвинения в адрес председателя СА. Адриан Тэбырцэ, член Совета и старой Комиссии по лицензированию, утверждает, что, по сути, решение президента объявить заседание 27 ноября закрытым, на котором было принято решение о продлении мандата старой Комиссии по лицензированию, может быть истолковано как «узурпация власти». В то же время он отрицает, что решение об отмене результатов конкурса в ходе формирования новой Комиссии по лицензированию благоприятствует определенным лицам, ссылаясь на свой голос и Георге Власа, и уточняет, что «мы аннулировали беззаконие. Все, что может быть нарушено, было нарушено при избрании новой комиссии».

«Когда был избран новый состав Комиссии, который был отозван, были допущены некоторые вопиющие нарушения, вся процедура осуществлялась тайным голосованием, хотя у нас в законе прописано, что это открытое голосование; есть доступ у ряда лиц, которые не соответствовали элементарным законным условиям, не имели пятилетней деятельности, стажа работы. Я не хочу обвинять, но один из тех, кто прошел, был действительно протеже президента. Лица с уголовными делами, которые также были допущены в эту Комиссию… имеется много нарушений, которые были установлены Советом», – говорит Адриан Тэбырцэ.

Что касается обвинений председателя СА Эммануила Плошницэ в том, что Совет присвоил полномочия Конгресса, Тэбырцэ утверждает, что «решения Конгресса являются обязательными для адвокатов и вступают в силу с момента их принятия, соответственно, с декабря 2019 года было решение. Нет у нас ничего такого, чтобы оно вступало в силу с момента публикации».

«Эта фраза очевидно была введена господином председателем, который дал указания секретарю, занимавшему должность на тот момент. Адвокаты за это не голосовали. Мы подняли протокол Конгресса и в том числе решение, и ничего такого нет, и за это не голосовали, что с момента публикации. Мы не вмешивались, это, так сказать, чушь и притворство господина Плошницэ», – отметил член Совета.

«Что касается денег, если бы мне представили хоть какое-то доказательство…»

Георге Влас, еще один член Совета СА, а также председатель бывшей Комиссии по лицензированию, который продлил мандат, заявляет, что он не знает, на какие интересы ссылался председатель СА в своем обращении. Что касается восприятия в обществе и обвинений о том, что адвокатская лицензия в некоторых случаях получается за деньги, Влас говорит, что это «нормальная критика».

«Поверьте мне, что это восприятие было всегда, сколько существует Комиссия по лицензированию. Те, кто не допускаются в адвокатскую профессию, всегда недовольны. Это нормальная критика несовершенства деятельности Комиссии. Что касается денег, если бы мне представили хоть какое-то доказательство… Я не испытываю никаких угрызений совести за свои действия. Если кто-то предполагает, что существуют какие-то подозрения, то им нужно действовать только в установленном порядке», – отметил Георге Влас.

Отвечая на вопрос о том, считает ли он правильным оставаться одновременно в членстве Совета СА и Комиссии по лицензированию, мандат которой был продлен Советом, Георге Влас кратко сказал нам, что «это, в конечном счете, выбор каждого».

_____

Конфликт, связанный с Комиссией по лицензированию, не является беспрецедентным. Такой же сценарий имел место и в 2016 году, когда Совет отозвал состав Комиссии, избранной 22 сентября 2016 года. Адвокаты ссылаются на скрытые интересы еще с тех пор.

Даниела КАЛМЫШ
Диана ГАЦКАН 
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000