Борьба за парламентский мандат. Закулисье Хынчештского округа

Осталось два дня до досрочных парламентских выборов в Хынчешть. До тех пор город Хынчешть и несколько соседних населенных пунктов переполнены предвыборными рекламными щитами и листовками на столбах и деревьях. Прямо на въезде в Хынчешть изображение кандидата от ПСРМ Штефана Гацкана появляется на плакате, приклеенном на автомобиль. Несколько похожих машин припаркованы на тротуарах. На другом щите изображена кандидат от ПДС Олеся Стамате рядом с Майей Санду. Виталий Балинский от Партии «Шор» также установил в Хынчешть большие предвыборные щиты. Так же поступил Ион Мереуцэ, кандидат ДП. Даже при всем при этом, некоторые местные жители говорят, что узнают кандидатов в день выборов. Другие говорят, что разочарованы и не станут голосовать, а те, кто получил предвыборные подаяния (денежные средства и газовые баллоны), заявляют, что уже сделали свой выбор.

«Откуда же у Шора столько денег»

На дворе март, когда хозяева начинают весенние работы в огороде. Мария Стоян заранее составила список первостепенных дел на день – сгрести в кучу собравшиеся за зиму листья и гравий, чтобы потом, когда «придет время», посадить семена и цветочные луковицы. «Погода хорошая, и мы должны выйти из спячки», – говорит женщина.

От слова к слову мы доходим до темы воскресных выборов. На эту тему женщина объявляет себя избирателем с полностью выполненной домашней работой. Она говорит, что следит за новостям на независимых телеканалах, а партийные СМИ называет «околесицей».

«Я пойду на выборы и проголосую за того, кто достоин, а не за тех, кто вводит людей в заблуждение, вьет из них веревки или развлекает их…».

«Вот Шор возит нас на автобусе на концерты, в „ОрхейЛэнд”, в церкви и монастыри, да еще и кладет что-то хорошее в мешок, но люди думают: откуда же у Шора столько денег?», – задается вопросом женщина.

«Мне тоже предлагали съездить в Оргеев, но я отказалась. Я даже мэрцишор не взяла у них, мне ничего не нужно от таких кандидатов», – рассказывает женщина.

«Эй, что говорить о Шоре? Додон президент, но разве он отличается? Этот президент приезжал в соседнее село, и там женщина обнимала и благодарила его за все, что он делает… Боже упаси, сколько сделал Додон… И я думала про себя, была ли та женщина из Бужора или же приехала с Додоном из Кишинева для показухи…».

Мария Стоян уверена, что тот, за кого она проголосует, «будет что-то делать» для общества, и говорит, что в воскресенье, 15 марта, обязательно пойдет на выборы.

«Мы ломаем голову»

Меньше оптимизма выражают две жительницы села Лэпушна. Мы встретили их, когда те возвращались из церкви.

«Обещаний много, но ничего не выполняется», – говорит одна из женщин. «Прошло уже столько времени с тех пор, как они обещали пенсии в 1500 леев. Мне кажется, я умру и не дождусь такой пенсии», – разочарованно и огорченно машет она рукой.

Другая женщина не знает, пойдет ли голосовать в воскресенье. «А если и тот, за кого мы проголосуем, как в воду канет, как Шор? Все из одного теста, мне больше нечего добавить», – возмущается она.

«Вот Шор в бегах, а его партия работает и выполняет все его заказы, а он еще и появляется на видео и передает всем сообщения. Ох, это отвратительно, если бы действительно хотели его поймать, то поймали бы по этим видео и привезли сюда», – говорит женщина, имея в виду власти, которые говорят, что не знают, где Шор.

«Шор должен вернуться в страну и понести ответственность за кражу миллиарда, а не ждать от нас голосов», – вступает в разговор ее соседка. Без надежды женщины признаются, что могут и не пойти на выборы. «Мы не знаем, пойдем ли на выборы, дожить бы до того времени, далеко еще», – говорит пенсионерка. «Мы ломаем голову», – заключает другая женщина, и обе продолжают свой путь домой.

«Мы полностью доверяем Шору и надеемся на него»

В центре села двое мужчин с сумками и в красной одежде с политическими значками раздают предвыборные газеты прихожанам, выходящим из церкви. Один из них – Валерий Мунтяну – подходит и к нам. В начале он спрашивает, кто мы, после чего торжественно вручает нам по экземпляру газеты, в которой кандидат от ПСРМ Штефан Гацкан расписал свои обещания. Он также передал женщинам на 8 марта поздравительные сообщения, которые написаны на русском и румынском языках.

— Что Штефан Гацкан обещает жителям Хынчешть?

— Он обещает помочь нам с инфраструктурой села, подключить воду, газ, сделать дороги.

— Но все это больше касается местных властей, а не Исполнительного органа.

— Да, но было бы хорошо, чтобы и у него была должность в Парламенте, и чтобы он защищал наши интересы, – отвечает мужчина и продолжает раздавать газеты.

Хотя одна женщина берет газету кандидата от ПСРМ, она признается, что поддерживает Шора и будет голосовать за его кандидата, имени которого не знает.

«Мне нравится, как выглядит Оргеев, и я думаю, Шору удастся такое и в Хынчешть. Мы ждем, чтобы он сделал и нам тротуары, парк развлечений, дешевые магазины. Мы полностью доверяем Шору и надеемся на него», – взволнованно заявляет женщина.

Ее сопровождают трое внуков и «еще двое соседских детей». Женщина также рассказывает, что ее внуки ездили в «ОрхейЛэнд». Представители Партии «Шор» предоставили им бесплатный транспорт, пищу и воду.

«Если честно, в Оргеевском парке было очень весело и интересно. Мы хотим, чтобы и наше село было таким же интересным», – добавляет один из внуков женщины.

Они отправляются домой, но потом женщина еще ненадолго задерживается, чтобы также рассказать нам о своем страхе.

«Знаете, о чем мы с моим стариком думаем? А если он (Шор) привезет в страну американцев из своего Израиля? Сейчас он обманывает нас концертами, а через год мы можем умереть с голоду», – беспокоится пенсионерка.

И словно противореча самой себе, она говорит: «Жаль, у нас нет лидера, политика, которым можно было бы гордиться».

— А проголосовав за кандидата от Партии «Шор», вы будете гордиться?

— Я так сказала, но до воскресенья «пластинка» может смениться, – говорит она, прощаясь, зовет внуков и идет домой.

«Все воры и лицемеры»

Поблизости от церкви живет Николай Бубуёк. На его заборе вывешен предвыборный плакат, на котором изображен Штефан Гацкан: «Он трудится ради страны, ради Хынчешт».

Мы застали его рубящим дрова и перевозящим их на тачке из одного конца двора в другой. Мужчине за восемьдесят, но он говорит, что у него все еще полно сил и достаточно воли для работы вокруг дома. По его словам, предвыборный плакат на забор приклеил не он, а несколько парней попросили у него разрешения это сделать. Мужчина позволил им, потому что, как он говорит, «они не съедят его забор».

«Они не дали мне ничего взамен, но я бы и не взял. Им уже нечем меня купить», – говорит мужчина, продолжая складывать дрова в тачку.

Разочарование не миновало и Николая Бубуёк. «Я каждый раз голосовал, но устал от лжецов. Все воры и лицемеры, как говорят молдаване», – утверждает мужчина.

«Не знаю, пойду ли на выборы. Я не знаю, за кого голосовать, и еще не читал их „Библию”», – добавляет он.

Газовый балон, подаренный Анастасии Бубуёк
Фото: Екатерина Александр / ZDG

Баллон раздора

В другом конце села ссорятся три соседки.

— Какой умный и образованный человек дал газовые баллоны пенсионерам?

Я тоже пенсионерка, и меня интересует этот вопрос. Или они – социалисты – раздали баллоны только тем, кто за них голосовал?

— Так не делается, если дают, то должны раздать всем пенсионерам, а не только некоторым, вмешивается другая женщина.

Я спрашиваю:

— А вы видели, как раздавали газовые баллоны?

— Да.

— За что?

— Из-за трудной жизни, но как будто у меня жизнь не трудная? – сердито спрашивает женщина, после чего уходит.

Анастасия Бубуёк живет одна. Осенью женщине исполнится 80 лет, но для нее возраст – всего лишь цифра, что видно по ее чистым и ухоженным дому и огороду. Она пригласила нас в подметенный двор, в котором все лежало на своем месте.

— Газовый баллон там, у печки.

— Что означает номер 90, который указан на баллоне?

— Не знаю, думаю, что мой 90-й. Вы думаете, только мне дали баллон? Их раздали многим пенсионерам и моим соседям тоже.

Пенсионерка утверждает, что газовый баллон ей подарили социалисты, поскольку она «голосовала за Додона и на парламентских тоже отдала свой голос социалистам».

По ее словам, они не попросили ничего взамен, даже голоса за их кандидата, но Анастасия Бубуёк все равно знает, что делать в воскресенье.

«Нет, нет, они не сказали за них голосовать, но я и сама знаю, что должна проголосовать за них», – весело рассказывает женщина.

«Не дать мне газовый баллон? Я одна и не заслужила?».

Позже мы попытались узнать, кто и почему раздавал предвыборные подарки пенсионерам, но не получили ответа. Мэр коммуны Лэпушна Ион Киоса, избранный по спискам ЛДПМ, заявил, что не знает благодетелей, но «ясно, что это правда, раз сельчане об этом говорят».

Элеонора Матвей, с. Бужор, Хынчештский р-н
Фото: Екатерина Александр / ZDG

Предвыборные щиты, двухмесячный прием – 500 леев

На расстоянии 18 км от Лэпушны располагается село Бужор. В центре села мы видим красные плакаты на заборах школы, магазина и дома культуры. Ион (как он представился) – молодой человек около 30 лет. Купив что-то съестное, он проявляет интерес к нашему присутствию в селе.

«Опять какой-то концерт? Вы от кого?», – спрашивает он иронически.

Мы объясняем ему, что мы журналистки и хотим только узнать, как Бужорские избиратели готовятся ко дню выборов, но Ион, кажется, не особо верит нашим словам. Он не очень интересуется политикой и прямо говорит, что не пойдет голосовать.

«Я даже не знаю политических партий и не слежу за новостями, это не моя сфера», – оправдывается он. «Для политики есть специальные люди, даже у нас в селе есть, и вы можете их найти по плакатам во дворе», – подсказывает мужчина.

Последовав совету Иона, по асфальтированной дороге мы доходим до хозяйства Элеоноры Матвей. Ее облаченный в красное дом изображает кандидата от Партии «Шор» Виталия Балинского: «Ваш шанс изменить село Бужор». У женщины нет детей, и она признается, что никогда не чувствовала себя более одинокой перед лицом судьбы, чем сейчас, когда умер ее муж. Именно поэтому она согласилась принять у себя дома двух девушек «из партии, которая занимается агитацией». По ее словам, девушки попали к ней домой через местного лидера.

«Они пришли, посмотрели дом, он им понравился, и они сказали, что заплатят мне 500 леев, чтобы остановиться у меня. Контракт заключили на два месяца, могу показать», – искренне рассказывает женщина.

С веранды пенсионерка несет два напечатанных листа, бережно завернутых в газету.

Контракт, подписанный 1 января, включает все юридические стороны. Есть исполнитель (арендодатель) в лице Элеоноры Мавей и заказчик (арендатор) в лице Партии «Шор». Стоимость аренды стороны оценивают в 500 (пятьсот) леев.

Хотя женщина говорит, что контракт заключили на два месяца, в разделе «срок действия контракта» указан один год.

Затем следуют обязанности и ответственность сторон. Таким образом стороны согласились, что все недоразумения, возникающие в связи с этим договором, должны быть разрешены мирным путем, а если разрешить спор мирным путем не удастся, то стороны обратятся в уполномоченные суды.

Контракт подписали Элеонора Матвей и Марина Таубер, а ниже поставлена печать Партии «Шор».

Элеонора Матвей говорит нам, что не только у нее есть предвыборные плакаты и контракт, заключенный с Партией «Шор». «Если пойдете на другую сторону села, то на окраине увидете еще красные дома. Перейдите мост и увидите».

По кое-как заделанной и полной ям дороге мы пересекаем обветшалый деревянный мост и выходим на окраину села. Возле колодца, во дворе дома звучит народная музыка и слышны торопливые разговоры. Оттуда выходят две одетые в красное женщины с газетами в руках. Они явно обеспокоены нашим присутствием и начинают задавать вопросы:

— И чего вы ищете у нас в селе?

— Мы приехали увидеть, как люди готовятся к выборам.

— Зачем, скажите? Мы готовимся вот как – разговариваем, слушаем музыку, рубим дрова, делаем, что хотим. Вам что-то мешает? Есть еще вопросы?

Мы пытаемся узнать, принадлежат ли они к партии, и они колко отвечают:

«Мы до-бро-воль-цы! Нам ничего не платят. Мы делаем эту работу даром, потому что желаем этого, потому что все нас обманывали», – возмущается одна из женщин.

«Не приходите и не дурачьте нас. Не пытайтесь показать нам справедливость», – вмешивается вторая женщина.

Между тем, появляется хозяин дома, откуда они вышли. Мужчина не более доброжелателен и прямо говорит нам:

«Разве не видно по цвету, откуда у меня предвыборный плакат? Вы действительно не понимаете?

— Вы сторонник Партии «Шор»?

— Все, без комментариев.

«Идите отсюда, у меня в руках топор»

По-соседству мужчина среднего возраста искусно орудует топором. Он измельчает ветки, а внучки переносят груды хвороста во двор.

И в его огороде висит изображение Виталия Балинского. Мужчина утверждает, что не знает, как предвыборный плакат оказался у него в огороде. Он увидел его, когда вернулся с работы. По его словам, наверное, его принесла жена. «Я спросил, откуда он взялся, но она говорит, что не знает, что он появился из ниоткуда».

— Вы пойдете голосовать?

— Давайте, топайте отсюда, а то сейчас что-то сделаю (он поднимает топор). Я сидел в тюрьме. Идите, быстро идите отсюда, я не шучу, – гневно отвечает он.

«Хынчешть превратится в Оргеев»

Возле сельского колодца, за мостом, виднеются другие предвыборные плакаты – тоже красные, тоже с Виталием Балинским. Ворота из планок, забор, который вот-вот упадет, а у ворот – скирда соломы. Из двора выходит мужчина, который тоже представляется Ионом. Он говорит, что будет использовать предвыборный плакат, который вывешен у входа в его дом, для сена, когда пройдут выборы.

— Почему после выборов?

— Так захотел. Знаете, как сказал великий человек: Потому! Так и я говорю: потому!

В надежде, что Хынчешть превратится в Оргеев, Ион решительно настроен голосовать за Виталия Балинского. Похоже, его не беспокоит, что Шор фигурирует в деле о банковской краже. Он считает, что есть много людей, которые способствовали краже миллиарда.

«Все пользуются. До выборов денег нет, на выборах деньги появляются, а потом опять исчезают. Такова жизнь в Молдове». Он заходит во двор, закрывает ворота и говорит, что больше не хочет с нами общаться.

За кадром другие местные жители сказали, что представители Партии «Шор» заплатили по 500 леев тем, кто установил в своих дворах предвыборные постеры.

На выходе из села другие бужорцы сказали нам, что проводятся концерты и поездки для тех, кто раздает предвыборные листовки и побуждает людей голосовать за кандидата от Партии «Шор».

Мы попытались получить ответ от представителей Партии «Шор». Хотя мы несколько раз пробовали связаться с пресс-секретарем партии, она не ответила на звонки.

Хынчештский округ №38 включает 38 коммун и 24 села. Новые парламентские выборы по ОИО №38 состоятся 15 марта 2020 года. Такое решение приняла Центральная избирательная комиссия (ЦИК) после того, как Александр Ботнарь решил отказаться от должности парламентария в пользу поста мэра.

В предвыборной гонке зарегистрировались семеро конкурентов:

Ион Мереуцэ – кандидат от ДПМ.

Штефан Гацкан – Политическая партия «Партия социалистов Республики Молдова»

Олеся Стамате – Политическая партия «Партия „Действие и солидарность”»

Виталий Балинский – Политическая партия «Шор» (13 марта ВСП исключила Балинского из предвыборной гонки)

Дорин Киртоакэ – Избирательный блок «Объединение»

Григорий Кобзак – Независимый кандидат

Заметка: В соответствии с 38 статьей Кодекса о выборах, конкурентам на выборах запрещается предлагать избирателем деньги, подарки, раздавать материальные блага бесплатно, в том числе из гуманитарной помощи или из других благотворительных акций.

Заметка: Вторник: 11 марта. Апелляционная палата решила, что Виталий Балинский, кандидат от Партии «Шор» на новых парламентских выборах в Хынчешть, останется в предвыборной гонке. Магистраты отклонили ходатайство ЦИК, в котором та потребовала исключить его из списка кандидатов на должность депутата Парламента Республики Молдова. Причина обращения ЦИК-а в Апелляционную палату в том, что кандидат подкупал избирателей.

В среду, 11 марта мы связались с Мариной Таубер. Когда она услышала, что звонят из ZdG, то сказала нам отправить вопросы в письменной форме. Как она и попросила, мы отправили ей в письменной форме следующие вопросы:

  1. Вы подписали контракт с Элеонорой Матвей из села Бужор, Хынчештского района, по которому она обязуется принять дома двух девушек-представительниц Партии «Шор»? На этом контракте стоит печать партии, ваши имя и подпись. Что Вы можете сказать о законности этого документа?
  2. Несколько сельчан заявили, что людям, во дворе которых находится рекламный плакат кандидата от Партии «Шор», заплатили по 500 леев. Это правда? Это противоречит положениям Кодекса о выборах. Как Вы это объясните?

Хотя Марина Таубер отметила, что ответит через час, мы не получили ответа ни через два часа, ни до того, как газета вышла в печать.

Марина ГОРБАТОВСКИ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000