Добровольцы 1992-го о войне: Мы сражались не для того, чтобы, спустя 28 лет, Чокой и Додон плевали нам в душу

2 марта исполнилось 28 лет с тех пор, как Молдова услышала первые выстрелы на Днестре. Страна потеряла самых храбрых в кровавой войне. Даже спустя 28 лет, рана в душе участников войны и в истории народа остается открытой, поскольку Российская Федерация все еще держит свою армию на левобережье Днестра. Тогда Национальная армия только зарождалась, так что в войне участвовали не только полицейские, но и волонтеры, которые вызвались добровольно и вступили в борьбу против приднестровских сепаратистов. Сегодня добровольцы с войны считают, что власти относятся к ним несправедливо, поскольку те обвиняют их в агрессии и урезали им социальные выплаты.

Большинство добровольцев, которые вызвались защищать целостность Республики Молдова, были из Каушенского района. Штефан Трочин был мэром села Урсоая, когда разразился вооруженный конфликт. Он мобилизовал мужчин села, и они отправились воевать. Сегодня мужчина признается, что жалеет о том, что многих наградили незаслуженно, а настоящих героев не признали.

«Это было больше, чем просто приказ в селе, чтобы мужчины поднялись защищать родной край, и многие из нас собрались тогда. Мы составили списки и отправились на войну, оставив дома родителей, жен и детей. Долг по отношению к стране звал и направлял нас против врага», – говорит доброволец. Он также отмечает, что, спустя столько лет, добровольцам не выдали даже справки об участии в войне.

«Было трудно, и мы переживали моменты, которые сейчас можно увидеть лишь в военных фильмах, но с нами это происходило на самом деле. Нас собралось 253 мужчины, семеро из которых остались на поле боя, 32 бойца были тяжело ранены, а 70 уже умерли, так и не дождавшись справедливости. Мне больно оттого, что эти 70 мужчин, которых больше нет с нами, так и не получили удостоверение ветерана… Хоть бы нам его дали», – добавляет Штефан Трочин.

И все-таки, больше всего его возмущает поведение политического класса и президента Додона.

«Додон с Красносельским ездят возлагать цветы к памятнику казакам, а нам еще и говорят извиниться перед ними. Это возмутительно, это национальный позор. Я ни разу не видел, чтобы он приезжал в Каушаны. Он оказывает почет только Приднестровью, и это его истинное лицо. Позор! Нет большего унижения!».

Николай Черненко, доброволец на войне 92 г.

Среди добровольцев, отправившихся на войну, был и Николай Черненко из села Зэрнешть Кагульского района. Он руководил батальоном из 26 человек – 26 «парней-драконов», как мужчина их называет. По его словам, эту войну развязала и хорошо подготовила Российская Федерация. В ней участвовала российская армия и спецназ, которые застали врасплох совершенно не готовое к подобной войне левобережье Днестра.

«Я объездил все Приднестровье и не видел, чтобы в полях росло оружие, а на деревьях – гранаты и современная броня, ведь у нас есть только помесь тележки и облезлой курицы. Это русские были вооружены до зубов, чтобы потом какой-то Чокой говорил мне, что случившееся в 1992 году было гражданской войной, а Россия всего лишь остановила кровопролитие. Ему должно быть стыдно так плевать в душу всем ветеранам. И это дипломат?», – негодует Николай Черненко.

Трость, о которую он опирается, когда ходит, и четыре спицы из нержавеющей стали – это горькое напоминание о тех днях, когда он и его товарищи сражались за территориальную целостность. Он говорит, что даже сейчас, хромая, он бы вызвался защищать Родину, лишь бы не слышать «вздор от некоторых людей».

«Многие парни говорят, что в 89-е годы мы все начали как львы, а закончили как теленок на льду. Мне не нужны медали, ведь я не Гривей (собака — Ред.), чтобы вешать на себя медаль и хвастаться перед людьми. Но зажимать документы и не выдавать мне удостоверение ветерана? Позор!».

Ветеран не может простить Игоря Додона за то, что «после такого кровопролития тот служит Российской Федерации».

«Президент и его приближенные давно смыли свою совесть в унитаз», – заявляет Николай Черненко, утверждая, что не боится сказанного, так же как не побоялся пойти на войну.

Еще он посвятил правительству стихотворение:

У чиновников есть все:/ И машины и дворцы./ Путешествуют по морю,/ А мы им досаждаем./ У других есть самолеты,/ А у третьих – миллионы./ Все запрятано прекрасно/ Только там, в заморских банках./ Спросишь, ой, а может быть и они могут потеть,/ Озираясь все вокруг, только где никто не видит,/ Пряча взятки прямо в…/ Если нет места в карманах.

Николай Салкоч, преподаватель, участник войны на Днестре

Чтоб потели? Разве могут?/ Есть еще иммунитет./ Ведь у нас коррупция / Сопутствует презумпции./ Все на свете есть у них./ Не хватает одного/ Грамма совести и капельки достоинства.

Преподаватель Николай Салкоч из Кишинева сражался на поле боя в Кочиерь сразу после окончания учебного года. Он рассказывает, что было много моментов, когда он думал, что не вернется с войны живым.

У 14-ой армии было подходящее для войны снаряжение, а мы были почти с пустыми руками. Когда выезжали танки, сквозь вой, взрывы и рев я думал лишь об одном – что больше не вернусь домой живым и не увижу жену и детей», – с горечью вспоминает мужчина.

Сергей Каракай, председатель Союза добровольцев Республики Молдова

«Я отправился воевать, потому что с детства меня воспитывали в духе любви к стране и народу. А сейчас наши чиновники и президент обвиняют нас в агрессии. Нет большего оскорбления для защитников Родины», – заявляет Николай Салкоч.

Председатель Союза добровольцев Сергей Каракай разделяет недовольство волонтеров и считает, что именно власти должны попросить у ветеранов прощения и сотрудничать с ними во благо общества.

«Нам не нужны почести и медали. Мы хотим, чтобы о наши усилия и борьбу не вытирали ноги. Не думаю, что есть большая награда, чем здоровое демократическое общество, которое борется за хорошую жизнь народа. Эта война между властью и народом более чем бесполезна, когда они должны жить в гармонии», – отмечает он.

В то же время Сергей Каракай утверждает, что народ, а особенно наше поколение, должны знать, за что сражались их предки. Именно поэтому он намерен провести ряд мероприятий при участии добровольцев, через которые хочет воспитать в молодом поколении дух любви к стране и к народу.

«Мы – участники войны – должны рассказывать молодым людям о настоящих чувствах патриотизма и чести. Зная о своем прошлом и о том, чего нам стоила эта свобода, сегодняшние дети смогут построить будущее», – заключает Сергей Каракай.

Первое мероприятие, посвященное памяти погибших на войне героев, состоялось 27 февраля в Каушанах. На него собрались десятки военных добровольцев. Мероприятие стало уроком патриотического воспитания для учеников районных лицеев.

По данным Министерства обороны, в вооруженном конфликте на Днестре в 1991-1992 гг. приняли участие более 30 тысяч человек. 300 военных и гражданских лиц погибли, а еще 3500 человек были ранены. Сейчас, спустя много лет протестов, ветераны войны получают ежемесячное пособие в размере всего 300 леев.

Марина ГОРБАТОВСКИ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

1 comentariu

  1. Vik

    Это никакие не герои, а говнюки-каратели убивающие мирное население за свою лимбу, придурки-имбецилы, не знающие даже своей истории.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin -

vozol 6000