Кража миллиарда в повестке дня. Узнаем ли, где деньги и кто воры?

Кража миллиарда в повестке дня нового парламента. В понедельник, 10 июня, большинством голосов, депутаты проголосовали за создание парламентской следственной комиссии по расследованию банковского мошенничества, а во вторник Высший совет безопасности потребовал от Национального банка и Генеральной прокуратуры обнародовать отчет Kroll-2. «Комиссия должна иметь „доступ” к отчету Kroll-2, в котором указаны виновные в краже миллиарда», – заявил председатель комиссии, депутат Александр Слусарь. После трех месяцев расследования, комиссия выступит с докладом в парламенте.

Есть ли шансы узнать, кто украл и где сейчас украденный миллиард?

Григоре Кобзак, бывший депутат

Думаю, узнаем. Говорю это, исходя из личного опыта, который у меня был в прошлом парламенте, будучи председателем следственной комиссии, которая занималась делом о незаконном экспорте анаболиков. Мы тогда работали в условиях, когда государственные учреждения имели совершенно враждебный подход к этой комиссии. И, все же, упорством, мы смогли получить документы в этих учреждениях, и мы смогли раскрыть эту преступную схему и обнародовать ее. У меня есть предложение для комиссии: регламент парламента должен быть пересмотрен и предусмотрены санкции для лиц, которые отказываются давать для расследования информацию, представляющую общественный интерес. Доступ к информации будет более надежным. Я считаю, что эта комиссия, которая будет заниматься кражей миллиарда, в целом, в совсем других условиях, сможет ответить на вопросы о том, кто украл, сколько украл, схемы, по которым он украл, где находятся деньги, почему государственные правоохранительные органы не действовали вовремя и о многих других вещах.

Галина Бостан, ЦАПК

По-моему, у нас есть шанс узнать больше вещей, доказательства из первоисточника, а не то, что было написано до сих пор в прессе, но трехмесячный срок кажется мне очень ограниченным для того объема документов, которого необходимо обработать. Для этого нужно работать ежедневно, иногда и ночью, не посещать заседания парламента. Я понимаю, что люди хотят как можно скорее узнать, что это было, как это было, кто виновен в краже миллиарда, но спешка, как мы знаем, ни к чему хорошему не приводит. Если будут две-три предпосылки, с большим-большим трудом через 3 месяца у нас может быть отчет, но для этого нужно, в первую очередь, работать быстро. Второе: нужен беспрепятственный доступ к информации. И третье: все члены комиссии должны быть едиными в том, что они делают. В остальном я не вижу других причин, которые бы воспрепятствовали расследованию.

Вероника Абрамчук, политический эксперт

Я так не думаю. В нынешней управленческой команде есть люди, которые также были вовлечены в кражу миллиарда. Очень много говорили о деле семьи Гречанной, и не только. В чем проблема? Инициатива с созданием этой комиссии, понятно, исходит от ACUM, а не от ПСРМ. Социалисты приняли это, но сделали это скорее формально, чтобы не сердить ACUM. Если бы эта комиссия управлялась только ACUM, мы могли бы ожидать некоторых результатов, а так… Тот факт, что они будут иметь доступ к Kroll-2, мало что значит. Зависит от того, что осталось от Kroll-2. И второе: три месяца слишком много для нынешней ситуации в РМ. Какая сила есть у команды ПСРМ- ACUM? Министерства, полиция, армия, СИБ, в чьих руках находятся? Хозяином ситуации является ДПМ. Мы не знаем, что будет завтра, а через три месяца и подавно. ПСРМ – ACUM создает комиссии, а ДПМ через три месяца, 6 сентября, запланировала выборы.

Профир Танасчук, инженер

Это будет не просто. Сопротивление бывшей власти было большим и останется большим. О публикации отчета Kroll-2 говорили не раз. Нашли тысячу и одну причину, чтобы его не опубликовать. После 7 июня у нас создалась новая ситуация, новое парламентское большинство, новое правительство, другой Совет безопасности, и я надеюсь, что комиссия дойдет до конца в расследовании этой кражи. Речь идет о больших деньгах, которые не могли выйти из Молдовы, не оставляя следов. Нацбанк, НЦБК, СИБ и другие государственные учреждения, помимо которых не могла пройти эта кража, должны высказаться. И, конечно же, отчет Kroll-2, который является огромным источником, связанным с этим делом, и который должен быть обнародован. Иначе, для чего все это было сделано?

В результате мошенничества, три молдавских банка: АО «Banca de Economii» (BEM), АО «Banca Socială» (BS) и АО «Unibank» (UB), – оказались банкротами в конце 2014 года, после того, как из них было вывезено около миллиарда долларов.

В ноябре 2014 года общая сумма финансовых облигаций трех банков составляла 25,7 миллиардов леев, из которых 6,8 миллиардов – депозиты физических лиц, 5,6 миллиардов леев – облигации перед юридическими лицами, и перед другими банками – 13,3 миллиардов леев.

Для того, чтобы разобраться молдавское правительство обратилась за помощью к компании «Kroll» – американская организация, учрежденная в 1972 году, которая занимается корпоративными расследованиями и оценкой рисков.

Тем временем, правительство Республики Молдова переложило возмещение украденного миллиарда на плечи граждан.

Петру ГРОЗАВУ
Ольга БУЛАТ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *