Principală  —  Важное   —   «Русский дом» в Кишиневе на…

«Русский дом» в Кишиневе на грани закрытия: мнения «за» и «против» среди русскоязычных деятелей культуры

Коллаж ZdG

27 ноября текущего года Парламент Республики Молдова утвердил во втором чтении денонсацию Соглашения с Российской Федерацией о функционировании культурных центров. Это решение приведет к закрытию Российского центра науки и культуры в Кишиневе, известного как «Русский дом». Власти объясняют этот шаг рисками, связанными с информационной безопасностью, и использованием центра на протяжении многих лет как инструмента геополитического влияния Москвы, а не просто как культурного пространства. Решение вызвало бурные реакции в русскоязычном сообществе, где мнения разделились: одни видят в закрытии культурную утрату, а другие считают центр инструментом пропаганды.

Соглашение, которому 27 лет, отменено на фоне рисков, связанных с информационной безопасностью

27 ноября Парламент поддержал во втором чтении денонсацию Соглашения между правительством Республики Молдова и правительством Российской Федерации о создании и функционировании культурных центров. Проект, подготовленный Министерством культуры, объясняет, что в нынешнем геополитическом контексте соглашение может служить инструментом для продвижения искаженных нарративов и представляет риск для информационной безопасности.

Министр культуры Кристиан Жардан заявил, что решение не направлено против русской культуры:

«Денонсация соглашения не является актом против культуры или русского языка, которые продолжают уважаться в Республике Молдова, а направлена против политизации и маскировки под предлогом продвижения ценностей, геополитических интересов, оправдания агрессивной войны, дезинформации, террора и других вещей, которые противоречат идее культуры, искусства и красоты».

Из 97 парламентариев, присутствовавших на заседании, 60 депутатов проголосовали за денонсацию документа: 54 от Партии «Действие и солидарность» и 6 от «Демократия дома». Против высказались парламентские фракции «Нашей партии», блока «Альтернатива», Партии социалистов Республики Молдова, Партии коммунистов Республики Молдова, а также независимый депутат Василий Тарлев.

Как русскоязычные воспринимают решение о закрытии Русского центра

Решение вызвало сильные реакции в русскоязычном сообществе: мнения варьируются от недовольства до твердой поддержки ликвидации учреждения.

Актер и режиссер Дмитрий Коев из театра им. Чехова критикует решение. «Я против закрытия Культурного центра. Когда начинается борьба с культурой… для меня это полная деградация», – сказал Коев.

Однако директор театра им. Чехова Тудор Гладий думает иначе. Он заявил, что театр не сотрудничал с Русским центром в последние годы и не получал от него поддержки.

«Наличие или отсутствие центра не влияет на художественную, экономическую или финансовую деятельность театра им. Чехова, который финансируется из бюджета Молдовы примерно на 15 миллионов леев в год… С момента провозглашения независимости Молдовы Россия не помогала театру им. Чехова финансово или материально», – подчеркнул директор русскоязычного театра.

Доцент Алексей Баерле категорически заявил: «Это центр шпионажа и влияния российской нацистской пропаганды, против интересов Молдовы, европейской интеграции и естественного объединения с Румынией… Россотрудничество ФСБ следовало бы выдворить из страны с позором еще в 2022 году».

Русскоязычная Надежда Полищук смотрит на закрытие как на нарушение прав национальных меньшинств. «Для нас, русскоязычных как национального меньшинства, центр был важной формой поддержки: через него мы могли знакомиться и поддерживать дружеские связи с близкими „русскими душами”, отношения, похожие на семейные. Центр играл значительную роль в образовании молодежи, давал возможность поступать в университеты России. Ведь не секрет, что образовательные программы многих российских вузов считаются одними из лучших в мире. Что касается политики, единственной „политической миссией” центра было знакомить другие народы с русской культурой, чтобы продвигать дружбу и взаимоуважение. Я считаю, что закрытие центра – это не только потеря. Это еще и форма ограничения свобод русскоязычных национальных меньшинств, гарантированных Конституцией Молдовы», – отметила она.

Писатель и журналист Иван Святченко, автор проекта NonFiction, назвал решение Парламента «правильным и давно ожидаемым». «Подавляющее большинство мероприятий центра вызывали либо смех, либо отвращение. Например, вечер памяти вульгарного пропагандиста и военного преступника Тиграна Кеосаяна, или песни депутата Константина Старыша под гитару, или „уроки основ журналистики” от Елены Пахомовой… То, что сегодня происходит с русской культурой в России, – это катастрофа, которая продлится десятилетиями. Россия сеет вокруг себя ненависть и смерть. Но Республика Молдова хочет жить… И русскоязычные граждане Молдовы найдут свои собственные культурные центры – к счастью, интернет в Молдове не закрыт», – подчеркнул Святченко.

Как Русский центр использовался в качестве инструмента пропаганды

Решение кишиневских властей о закрытии Российского центра науки и культуры подчеркивает явление, на которое постоянно указывают эксперты по информационной безопасности: превращение учреждения в инструмент политического и идеологического влияния Кремля. По словам Штефана Бежана, эксперта из сообщества WatchDog, «решение о закрытии Российского центра науки и культуры носит символический характер, но также передает четкий дипломатический сигнал. А именно: власти Молдовы считают Россию главным врагом и рассматривают закрытие центра как необходимый шаг по укреплению информационной и культурной безопасности».

Бежан заявил, что «в эпоху Владимира Путина центр превратился в пропагандистский инструмент Кремля и больше не является пространством культурного диалога. „Русский дом” организовывал обмены опытом, выставки, детские лагеря, конкурсы эссе и т. д., и темы мероприятий часто отражали исторические нарративы, удобные Кремлю (например, памятные даты войны, советское наследие, „военный героизм”), прославляя советское/российское военное прошлое и представляя Россию как освободительницу или гаранта „традиционных ценностей”… „Русский дом” является также командным центром различных агентов влияния, занимается дезинформацией и распространением пропагандистских нарративов Кремля».

Реакция России

Процесс денонсации соглашения о функционировании Русского центра начался после пролета двух российских дронов над территорией Молдовы. Они рухнули и взорвались на юге страны. Правительство Мунтяну одобрило денонсацию соглашения 5 ноября – это было одно из его первых решений. Россия отреагировала быстро и критически. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что Москва «сожалеет» о закрытии центра, и обвинил Кишинев в том, что тот «отрицает все, что связано с Россией». Посольство РФ в Кишиневе назвало решение «шагом к эскалации» и подчеркнуло, что технически процесс закрытия может занять еще полгода. Мария Захарова, представительница МИД России, опровергла обвинения Кишинева и заявила, что центр «сохраняет русское культурное наследие» и помогает молодым молдаванам поступать в российские вузы. Она охарактеризовала меру как «антироссийскую инициативу» и обвинила молдавские власти в том, что они «разрывают традиционные связи с Россией» и интегрируются в «лагерь русофобов».

Соглашение, регулирующее деятельность молдавско-российских культурных центров, было подписано в 1998 году и вступило в силу в июле 2001 года. На его основе Россия открыла в 2009 году в Кишиневе Российский культурный центр – нынешний «Русский дом».

Российский центр науки и культуры не закроется сразу. Парламент проголосовал за денонсацию соглашения уже во втором чтении. Далее предстоит промульгация и публикация в Официальном мониторе, а затем – шаги для фактического закрытия учреждения.