Российское вмешательство в европейские выборы

Республика Молдова была и остается одним из наиболее уязвимых европейских государств перед вмешательством Кремля. Данный факт признают власти Европейского союза. Тактики пропаганды, опробованные здесь, нередко впоследствии используются и в других европейских странах.
«Молдова и Украина – это лишь испытательный полигон. Дальше – вся Европа. Цель ясна: повлиять на выборы, выдвинуть на первый план пророссийских политиков и подорвать демократию», – считает депутат Европарламента Зигфрид Мурешан.
В этой статье мы проанализируем методы, используемые Кремлем для вмешательства в избирательные процессы стран ЕС, и объясним, какие меры приняли европейские государства и институты для борьбы с этим явлением.
Румыния – попытка государственного переворота
Самым недавним и показательным примером стали президентские выборы в Румынии, состоявшиеся в 2024 году, когда Конституционный суд аннулировал результаты голосования после того, как румынские спецслужбы сообщили о массовом внешнем вмешательстве, которое поставило под угрозу «нормальное протекание» избирательного процесса. Это решение, ставшее беспрецедентным для современной демократии ЕС, сопровождалось протестами, жалобами и политическими пересмотрами вплоть до повторного голосования в мае 2025 года.
Тем временем бывший кандидат на пост главы румынского государства Кэлин Джорджеску был предан суду по крайней мере по шести пунктам обвинения, включая попытку государственного переворота, распространение ложной информации и подстрекательство к насилию против публичных лиц, чиновников и должностных лиц. Также в суд было направлено дело группы из 22 человек, среди которых и Хорациу Потра, лидер наемнической группировки.
Генеральный прокурор Румынии Алекс Флоренца объяснил, что Румыния стала прямой мишенью России в контексте выборов 2024 года через «гибридные агрессии», проявлявшиеся в кибератаках, мерах по дестабилизации общественного порядка, дезинформации и попытках повлиять на избирателей. По его словам, накануне выборов наблюдалась «инфляция» сообщений в онлайн-среде, созданных с использованием искусственного интеллекта, что породило общее напряжение в румынском обществе.
«Мы должны понимать, что онлайн-экосистема, используемая Российской Федерацией, задействует фабрики троллей, фейковые аккаунты, имитирующие официальные аккаунты, и сети ботов. Существует также сеть привлеченных инфлюенсеров, которые распространяют пророссийские нарративы», – заявил Флоренца.
Генеральный прокурор Румынии утверждает, что план, который должен был вывести Кэлина Джорджеску на президентские выборы 2024 года, был разработан задолго до них, и в деле документированы достоверные связи с Россией.
Согласно данным Генеральной прокуратуры, разговор между Кэлином Джорджеску и Хорациу Потра, состоявшийся в декабре 2024 года, показывает, что частью плана было также участие наемника «вместе с лицами из его окружения, имеющими военную подготовку или специальные оперативные навыки военного характера, в проведении 8 декабря 2024 года в муниципии Бухарест в контексте протестных акций насильственных субверсивных действий с целью придать мирным протестам характер насильственных демонстраций».
Франция – Macron Leak
В мае 2017 года, за два дня до решающего тура президентских выборов во Франции, в интернет была выложена обширная коллекция электронных писем и документов, связанных с кампанией Эммануэля Макрона. Содержимое сразу же было распространено за счет автоматических аккаунтов и некоторых каналов дезинформации. Технические расследования и последующие анализы выявили технические связи с группами, известными под названиями APT28 или Fancy Bear, ассоциированными с российскими военными спецслужбами. Операция сочетала hacking (взлом базы данных и конфиденциальной информации) с хорошо скоординированным распространением – модель, которая впоследствии была воспроизведена и в других странах.
В апреле 2025 года Франция впервые официально возложила на российские военные спецслужбы ответственность за кибератаки против французских интересов, включая саботаж телеканала TV5Monde в 2015 году и взлом электронной почты команды Эммануэля Макрона во время кампании 2017 года.
Для усиления борьбы с «фейковыми новостями» Франция в 2018 году приняла закон «против информационной манипуляции». Другой важной инициативой стала медийная и информационная грамотность: власти обязались удвоить бюджет на эти цели.
Германия – атака на Бундестаг
В начале этого года, когда Германия готовилась к выборам в Бундестаг, пророссийские акторы задействовали арсенал дезинформационных тактик, чтобы манипулировать общественным мнением и склонить весы демократии.
Пресса и эксперты по разоблачению фейков писали, что российская дезинформационная кампания пыталась подорвать основные немецкие партии и посеять беспокойство относительно экономики страны перед выборами 23 февраля.
Были выявлены сотни манипулятивных публикаций на немецком языке на платформе социальных сетей X (бывший Twitter), перенятые фейковыми аккаунтами, набрав десятки тысяч просмотров.
Этот подход следует уже хорошо известным и задокументированным схемам прокремлевской кампании Doppelgänger, которая основана на клонировании веб-доменов и распространении через ботов – с целью распространять дезинформацию и использовать доверие общественности к достоверным СМИ.
Ранее Служба внутренней разведки Германии обвинила Россию в причастности к серии кибератак на государственные информационные системы Германии, включая инцидент 2015 года. Тогда хакеры получили доступ к внутренним конфиденциальным данным коммуникаций (таким как конфиденциальные электронные письма парламентариев), их расписаниям, деталям встреч и другим чувствительным сведениям. Официальные лица заявили, что целью было нарушить проведение законодательных выборов 2017 года.
Федеральное ведомство по защите Конституции отслеживает российскую пропаганду и информирует общественность о вмешательстве в выборы, а федеральное правительство инвестировало в программы медиа-грамотности в школах и кампании по повышению осведомленности населения.
Балтийские страны и Скандинавия – кампании по долгосрочному влиянию
Эстония, Латвия, Литва и Швеция на протяжении многих лет сообщали о проводимых кампаниях дезинформации и тролльских фермах, направленных на поляризацию общества или подрыв доверия к институтам. Хотя эффект не всегда выражается в «немедленных победах» для какой-либо партии, информационная агрессия действует как длительный процесс, снижающий гражданско-демократическую устойчивость. Эти страны инвестировали в программы медиаобразования и аналитические центры как эффективные инструменты борьбы с пропагандой.
Чехия – накануне выборов
В начале октября, через неделю после выборов в Республике Молдова, в Чехии должны состояться парламентские выборы. В разгар избирательной кампании страна сталкивается с «беспрецедентным ростом» дезинформации, которая может «повлиять на результаты» голосования 3 и 4 октября.
«Voxpot», организация журналистских расследований, специализирующаяся на анализе данных, в своем исследовании показала, что 16 чешских веб-сайтов, распространяющих фейковые новости, выпускают более 4000 статей в месяц, что превышает основной объем продукции ведущих медиа страны, и это окажет влияние на результаты парламентских выборов.
Нарративы на этих сайтах утверждают, например, что «педофилы» управляют Брюсселем, что у Чехии «марионеточное правительство», контролируемое Вашингтоном и Берлином, или что «украинские нацисты едят детей». Исследование также отмечает, что такого рода дезинформация соответствует пропаганде Кремля.
Хотя Чехия считается одним из самых бдительных государств ЕС в борьбе с дезинформацией, журналисты отмечают, что через три с половиной года после того, как Россия начала войну сотни статей, переводящих российскую дезинформацию с санкционированных веб-сайтов, продолжают ежемесячно попадать в информационное пространство Чехии.
Меры, принятые на европейском уровне
ЕС и государства-члены извлекли уроки из прошлого: российская пропаганда – это не только проблема информационной безопасности, но и вопрос национальной и европейской безопасности. Поэтому ответ включает законодательное регулирование, технический мониторинг, прямые санкции и просвещение населения, чтобы уменьшить влияние нарративов Кремля.
Например, на фоне агрессии России против Украины в 2014 году была создана оперативная группа East StratCom при Европейской службе внешних действий, чтобы прогнозировать, анализировать и эффективнее реагировать на текущие кампании дезинформации Кремля, влияющие на ЕС, его государства-члены и соседние страны.
Флагманский проект группы – онлайн-платформа EUvsDisinfo. Ее цель – повысить осведомленность общественности и понимание дезинформационных операций Кремля, а также предоставлять помощь гражданам Европы, способствуя развитию устойчивости к манипуляциям информацией и цифровыми СМИ.
Россия каждый раз отвергала выдвинутые против нее обвинения и отрицала любое участие в иностранных избирательных кампаниях. Однако в 2019 году Владислав Сурков, советник президента России Владимира Путина, заявил: «Иностранные политики говорят о вмешательстве России в выборы и референдумы по всему миру. На самом деле проблема еще серьезнее: Россия вмешивается в ваше сознание, мы меняем ваше мышление, и вы ничего не можете с этим поделать.»