Санкции ЕС против приближенных Шора и как некоторые из них могут обойти эти санкции

Европейский союз расширил список санкций против сети Илана Шора, включив в нее семерых политиков, двух пропагандистов и три организации, обвиняемые в подрыве демократии в Республике Молдова. Европейский депутат Еуджен Томак объяснил для ZdG, что означают эти санкции на практике и к каким конкретным юридическим последствиям они могут привести.
В то же время трое из включенных в черный список ЕС – Виктория Фуртунэ, Вадим Грозаву и Алексей Лунгу – могут обойти ограничения, так как помимо гражданства Республики Молдова они обладают гражданством Румынии, страны-члена ЕС. Министерство иностранных дел Румынии подтвердило для ZdG, что страны-члены ЕС не обязаны запрещать въезд на свою территорию собственным гражданам.
С течением времени Европейский союз наложил санкции примерно на 5000 человек и организаций, в том числе из Республики Молдова. 15 июня «черный список» был обновлен, и под действие ограничительных мер попали семеро политиков, приближенных к беглому Илану Шору, который был осужден по делу о «банковской краже» и уже находился под санкциями.
Среди новых фигурантов санкционного списка – политики Александр Нестеровски, Ирина Лозован, Виктория Фуртунэ, Наталья Параска, Алексей Лунгу, Александр Бешкиеру и Вадим Грозаву. Также в список были включены пропагандисты Дмитрий Буймистру и Вячеслав Валико. Кроме того, были санкционированы три организации: компания A7, Молдавский культурно-образовательный центр в Москве и политический блок «Победа».
Обвинения европейцев
В пресс-релизах о санкциях Европейский союз пояснил, что ограничительные меры были введены в связи с тем, что указанные лица принимали участие в действиях, дестабилизирующих Республику Молдова и подрывающих ее суверенитет и стабильность. Некоторые из них были признаны «ответственными за дестабилизирующие действия России за рубежом, в том числе за иностранное манипулирование информацией и вмешательство (FIMI)».
Санкции ЕС на практике
За совершенные действия приближенным Илана Шора будут заморожены активы и банковские счета в ЕС; им будет запрещено въезжать и даже транзитом пересекать территорию стран-членов ЕС, за исключением некоторых гуманитарных, юридических или дипломатических случаев, прямо предусмотренных европейским законодательством. Евродепутат Еуджен Томак охарактеризовал санкции ЕС как «очень конкретные и оказывающие прямое юридическое воздействие».

«Экономические ограничения означают, что все финансовые средства и экономические ресурсы, находящиеся в ЕС, блокируются, и ни одно лицо или организация в ЕС не может предоставлять им средства или ресурсы – ни напрямую, ни через посредников. Также они не могут получать финансирование, платежи или услуги от лиц или компаний из ЕС. Санкции применяются и к посредникам, что означает невозможность ведения коммерческой деятельности через подставных лиц. По сути, это означает полный блок доступа к финансовым рынкам ЕС, невозможность использовать европейские банки или вести бизнес в странах ЕС», – пояснил европейский парламентарий.
Он также отметил, что ЕС «поощряет третьи страны к принятию аналогичных ограничительных мер».
На вопрос о том, что грозит, например, членам блока «Победа», если они продолжат деятельность в составе этого политформирования, евродепутат ответил, что решение касается прежде всего «физических лиц, которые ответственны за действия или политику, подрывающие суверенитет и независимость или угрожающие суверенитету и независимости Республики Молдова, либо демократии, правовому государству, стабильности или безопасности страны…», а также «физических или юридических лиц, организаций или структур, связанных с указанными лицами».
«Разумеется, решение касается лиц, указанных в Приложении, но не исключено, что в будущем список будет дополнен новыми именами… Санкции, очевидно, направлены не против политических взглядов или права на свободу слова, а против скоординированных действий, служащих враждебным демократии иностранным интересам.
Эти санкции – мощный политический сигнал. Европейский союз не потерпит внешнего вмешательства и подкупа демократического процесса. В краткосрочной перспективе они призваны ограничить финансовое и операционное влияние пророссийских пропагандистских сетей. В долгосрочной – они будут способствовать очищению публичного пространства от политической и предвыборной манипуляции. Конечно, в преддверии осенних выборов крайне важно, чтобы кишиневские власти усилили внутренние возможности мониторинга и предотвращения фальсификации на выборах», – заявил парламентарий Еуджен Томак.
Если санкционированное лицо или организация считает санкции «несправедливыми», необходимо подать обращение в Совет Европейского союза с обоснованием и потребовать пересмотра решения о включении в список, и/или оспорить это решение совета в Европейском суде общей юрисдикции в соответствии с Договором о функционировании Европейского союза.
Трое из указанных политиков могут обойти санкции ЕС
Трое из подвергшихся санкциям политиков – Виктория Фуртунэ, Вадим Грозаву и Алексей Лунгу – также являются гражданами ЕС, поскольку обладают румынскими паспортами. В этом контексте Министерство иностранных дел Румынии пояснило для ZdG, что принятые на уровне ЕС ограничения на поездки не обязывают страны-члены отказывать в доступе собственным гражданам.
Однако окончательное решение принимается компетентными национальными органами, которые могут разрешить или запретить въезд в зависимости от обстоятельств. В Румынии такими органами являются Генеральный инспекторат пограничной полиции, Генеральный инспекторат по иммиграции и Национальный визовый центр.
«В случае если лицо, внесенное в санкционные списки ЕС, также является гражданином Румынии и пытается въехать на территорию страны, компетентные национальные органы примут решение о предоставлении или отказе во въезде индивидуально, исходя из всех соответствующих факторов, включая применимость ограничительных мер.
Мы подтверждаем поддержку Румынии в отношении Республики Молдова на пути реформ и укрепления ее устойчивости, в том числе путем продвижения, использования и реализации ограничительных мер как инструмента внешней политики и общей политики безопасности ЕС», – говорится в официальном ответе Министерства иностранных дел Румынии для ZdG.