Видео Контролируемый хаос: «троянский конь» России в информационной войне в Молдове
Илан Шор, приговоренный к 15 годам тюрьмы за банковскую кражу, займется созданием общего образовательного пространства между Россией и Кыргызстаном. Проект будет реализован организацией «Евразия» — структурой, которая начнет свою деятельность сразу после Петербургского международного экономического форума, который состоялся в июне 2025. Да, речь идет о той самой «Евразии», о которой ранее писала ZdG — неправительственной ассоциации с офисом в Москве, финансируемой, разумеется, беглым олигархом Иланом Шором. Через нее десятки детей из Молдовы ездили в лагерь отдыха в Российскую Федерацию. Но нет! Главная проблема — не сам этот факт, а его цель, то есть подверженность школьников из Кишинева советской пропаганде. Это подтверждают видеозаписи с речами, вырванными из российских нарративов.
Хотя Шор и сбежал еще в 2019 году, он оставил свои «щупальца» в политической жизни Молдовы, продолжая влиять на каждого гражданина этой страны. С его бегством появилась надежда на ослабление влияния России в этом краю, но не тут-то было.
Вместо уменьшения влияния Кремля мы стали свидетелями его быстрой и изощренной трансформации на молдавском пространстве — через другие партии (некоторые лишь с новыми названиями), другие платформы, но с той же повесткой.
Если раньше инструменты были легко узнаваемы — телеканалы с оффшорным финансированием, коррумпированные политические лидеры, сомнительные финансовые потоки, — то сегодня речь идет о гибридной экосистеме пропаганды в виде «запасных» партий и местных инфлюенсеров, которые доносят послания Москвы в «местной упаковке».
От партий к гибким платформам
После запрета Партии «Шор» многие аналитики ожидали временного вакуума в пророссийском лагере. Это была ошибка в расчетах. Всего за несколько месяцев появились такие структуры, как «Возрождение», «Шанс» и «Победа», не скрывающие своей пророссийской направленности и использующие антизападную риторику. Это логично, ведь за ними стоит все тот же персонаж — Илан Шор. Они фактически унаследовали сеть сторонников бывшей партии, в основном пенсионеров, и расширили свои послания на новые категории — молодежь, религиозных людей и неопределившихся.
Эти политобразования не стремятся к долгосрочному существованию, не работают как классические партии, а скорее являются «кризисными аппаратами», которые активируются и деактивируются в зависимости от избирательного контекста. Похожие примеры можно увидеть в Украине и Грузии.
Украина
В Украине в период с 2000 по 2014 год Партия регионов (во главе с Виктором Януковичем, который впоследствии стал президентом) напрямую поддерживалась Россией. Партия выступала за пророссийский курс, федерализацию Украины и сохранение русского языка как официального. Это был главный политический инструмент Кремля до Евромайдана. В 2014 году, когда началось восстание, Янукович сначала сбежал в Крым, а затем в Россию, при поддержке Кремля, что подтвердил сам президент России. А с его бегством сдохла и данная партия.
Позже для пророссийского электората была создана альтернативная партия — Оппозиционный блок, впоследствии Оппозиционная платформа «За жизнь» (ОПЗЖ). Она резко выступала против НАТО и Европы. Платформу финансировали олигархи, связанные с Москвой, такие как Виктор Медведчук, крестный отец одной из дочерей Путина. В 2022 году Медведчука задержали украинские власти, когда он пытался сбежать из Украины в приднестровский регион, где его, как сообщается, ждали сотрудники ФСБ, чтобы доставить в Москву. Однако в том же 2022 году его освободили в обмен на 200 украинских пленных.
После вторжения России в Украину — как в 2014, так и в 2022 году, когда началась полномасштабная война — Кремль продолжает создавать на оккупированных территориях свои местные структуры в собственных интересах.
Грузия
Одной из открыто пророссийских партий в Грузии является Блок «Альянс патриотов Грузии», который выступает за «нейтралитет» страны и отвергает вступление в ЕС и НАТО. Согласно докладу Dossier Center за 2020 год, эта партия получала финансирование из России.
Как и в приднестровском регионе, или на оккупированных территориях Украины, в сепаратистских регионах Грузии — Абхазии и Южной Осетии — Россия поощряла формирование «местных элит», которые играют роль легитимных представителей региона и блокируют любое сближение страны с Западом.
Социальные сети, фейковые новости и псевдопроевропейцы
Одним из самых эффективных инструментов влияния остается цифровое пространство, особенно такие сложно регулируемые платформы, как Telegram и TikTok, но и другие. Здесь распространяются: теории заговора, согласно которым «ЕС заставит Молдову принять мусульманских беженцев»; фейковые новости, например о том, что «референдум — это схема по изъятию земель»; дестабилизирующие сообщения («Украина хочет втянуть Молдову в войну», «Запад хочет уничтожить наши традиции»); поддельные фотографии или реальные фото с ложными подписями, как в случае снимка, опубликованного в 2023 году российским пропагандистом Владимиром Соловьевым. На фото было изображено Национальное собрание «Европейская Молдова», проходившее в центре Кишинева, но он выдал его за митинг против ЕС, который якобы прошел в Гагаузии.
Так же, как и фото с ложным контекстом, другие фейки адаптируются культурно и лингвистически, распространяются через подконтрольные Кремлю местные СМИ, а также через инфлюенсеров с имиджем «патриотов». Среди них мэр столицы Ион Чебан, пророссийский политик, заявляющий о своей проевропейской позиции, или Ирина Влах, бывший башкан Гагаузии, которая регулярно ездит в Москву и тем временем публикует фейки в соцсетях.
Пропагандисты в рясах
Другой старый и опасный феномен — участие священнослужителей в геополитических темах. Послания против ЛГБТ-сообщества, против Европы и даже за «русский мир» внедряются в проповеди, манифесты и религиозные митинги. Во многих случаях наблюдается подозрительная синхронизация между нарративами Москвы и риторикой местных религиозных лидеров, которые даже войну России против Украины представляют как «Божью заповедь».
В прошлом году СМИ писали, что некоторые священники совершали «паломничества» в Москву, оплаченные олигархом Иланом Шором, и что церковнослужителям выдали карты «Мир», на которые они должны были получить деньги. Журналистка ZdG также заметила нескольких священников Митрополии Молдовы в Международном аэропорту Кишинева и позже выяснила, что их билеты были куплены через российскую туристическую компанию и оплачены наличными.
Религия все чаще используется как средство политической борьбы, и это оказывает огромное влияние на сельское и консервативное население, у которого ограниченные знания о политической реальности как внутри страны, так и за ее пределами.
Из всего вышеизложенного можно заключить, что Россия не утратила влияние в Молдове. В настоящее время стратегия Кремля повсеместна, и с ней трудно бороться. Вместо одного «троянского коня» у нас целый табун «гражданских активистов», запасных партий, религиозных векторов и сомнительных медиаканалов, и у всех у них одна цель — остановить европейский курс Республики Молдова.